Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы над итоговым сочинением по литературе в 11 классе.»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Новоназимовская СОШ№4 Римашевской С.Ф. над итоговым сочинением.
Итак, как я выстраиваю свою деятельность по подготовке учащихся к итоговому сочинению?
Естественно, во-первых, знакомлю их с тематическими направлениями, рекомендованными Министерством образования, и критериями оценивания работ.
Во-вторых, знакомлю с требованиями к сочинению, и напоминаю особенности написания сочинений-рассуждений и эссе.
Далее беру одно направление на урок, даю комментарий и рекомендую литературу по нему. Причём предлагаю учащимся перечитать только одно произведение из школьной программы, небольшое по объёму, соответствующее данному направлению. Так как в последнее время дети практически не читают, стараюсь подобрать какой-нибудь небольшой рассказ. На уроке мы его анализируем вместе, а дома они пишут сочинение с минимально допустимым количеством слов (250). Таким образом, к концу ознакомления с тематическими направлениями ребята перечитали 5 произведений и подробно их проанализировали.
Следующий этап в моей работе – это работа над композицией сочинения. Для этого я знакомлю одиннадцатиклассников с алгоритмом работы:
Внимательно прочитайте тему сочинения.
Найдите ключевые слова.
Начните своё сочинение с ключевого слова, порассуждайте по теме, выясните её актуальность.
Задайте вопрос самому себе: что же это такое?
Теперь переходите к основной части сочинения. Дайте своё определение термина.
Формулируйте свою точку зрения на тему (тезис)
Приведите 2 аргумента из художественных произведений, подкрепляя их промежуточными выводами. (Аргументы не сводите к пересказу произведения, эпизода; в сочинении должен быть анализ, использование терминов «тема», «идея», «проблема» и т.д.)
Сделайте общий вывод. Посмотрите на вступление. Какой вопрос ставили перед собой? Ответьте на него в заключении.