Данный материал поможет заинтересовать обучающихся изучением басен разных времён. Для педагога - использование материала на уроках литературного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Басни во все времена"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа №1»
Исследовательская работа
БАСНИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА
Авторы работы: обучающиеся 4 «Б» класса
Никитина Софья, Великанова Дарья
Руководитель работы: Буянова В.А.,
учитель начальных классов
Городище 2017 г
Паспорт проектной работы.
Название работы: «Басни во все времена»
Руководитель проекта: Буянова Виктория Александровна,
учитель начальных классов
Участники проекта: Никитина Софья – ученица 4 «Б» класса
Великанова Дарья Андреевна – ученица 4 «Б» класса
Тип проекта: исследовательский, групповой, информационный, предметный, групповой, средней продолжительности.
Цель проекта: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.
Задачи: 1.Выяснить, что такое басня. 2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают. 3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».
Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Объект исследования: басня в литературе.
Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………………...4
2.Проведение исследования………………………………………………………..5
3.В поисках ответа………………………………………………………………….8
4.Заключение………………………………………………………………………..14
5.Список литературы………………………………………………………………15
1.Введение.
На уроках литературного чтения мы изучали басни И.А.Крылова. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: когда стали сочинять басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Мы решили найти ответы на эти вопросы.
Актуальность: Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Басня – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишут ли их сейчас? Мы решили в этом разобраться.
Объект исследования: басня в литературе.
Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.
Цель: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.
Задачи: 1.Выяснить, что такое басня. 2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают. 3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».
Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Методы исследования:
1.Изучение специальной литературы.
2.Опрос и анализ.
3.Обобщение и систематизация материала по данной теме.
Предполагаемый продукт проекта: плакат для уроков литературного чтения «Басни во все времена».
2.Проведение исследования.
Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова: Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка.
В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.
Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, мы провели опрос среди детей и взрослых.
Вопросы: 1. Любите ли вы читать басни? 2. Каких баснописцев Вы знаете? 3. Какие басни Вы знаете? 4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые.
Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.
А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».
Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются.
Результаты опроса помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.
3. В поисках ответа.
Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?
За ответом мы отправились в школьную библиотеку. Наш библиотекарь, Елена Ивановна Сутулова, подобрала для нас справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники. Также, мы подобрали художественную литературу – басни из книг разных баснописцев.
А ещё в сборе информации нам помог Интернет.
Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.
Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.
В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».
В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.
Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.
Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть. Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.
Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.
Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.
Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.
С середины XIX века басенное творчество стало угасать.
А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков. Наибольшую известность С.В.Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».
В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.
Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор. Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.
Изучая нашу тему, мы выяснили, что в нашей школе есть великолепная поэтесса, которая тоже пишет басни. Это Дудкина Елена Петровна.
Басня «Свинья и конь»
Сам решай, кем быть, как жить, И как судьбу свою вершить, Со спортом будешь ли дружить, Или курить и водку пить.
В одном селе свинья жила Была собой она довольна И жизнь привольную вела Всегда пьяна и весела.
Она с хозяином на «ты» На всех банкетах пировала Не зная горя и нужды Пила, курила и гуляла.
И спя в свинарнике, в грязи Себя, лишь праведной считала, Смотря на многих с высоты, Ума другим она вставляла…
К сожалению басни современных баснописцев в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.
4.Заключение.
В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.
В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.
Мы долго думали, что же сделать продуктом нашей работы. Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, вместе с учителем мы решили построить ленту времени «Басни во все времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.
Данный продукт (плакат) можно использовать на уроках литературного чтения.
Все поставленные задачи нашего исследования были решены.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Работая над нашим исследованием и прочитав басни разных авторов, мы решили не останавливаться на этой теме. И в следующей нашей работе нам захотелось выявить сходства и различия басенных сюжетов в произведениях разных писателей и поэтов.
5.Список литературы.
1 Басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014. 2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981. 3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. 4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966. 5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.