kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Басни во все времена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет заинтересовать обучающихся изучением басен разных времён. Для педагога - использование материала на уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Басни во все времена"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Городищенская средняя школа №1»









Исследовательская работа

БАСНИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА







Авторы работы: обучающиеся 4 «Б» класса

Никитина Софья, Великанова Дарья

Руководитель работы: Буянова В.А.,

учитель начальных классов

Городище 2017 г

Паспорт проектной работы.

Название работы: «Басни во все времена»

Руководитель проекта: Буянова Виктория Александровна,

учитель начальных классов

Участники проекта: Никитина Софья – ученица 4 «Б» класса

Великанова Дарья Андреевна – ученица 4 «Б» класса

Тип проекта: исследовательский, групповой, информационный, предметный, групповой, средней продолжительности.

Цель проекта: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

















Содержание.



1.Введение…………………………………………………………………………...4

2.Проведение исследования………………………………………………………..5

3.В поисках ответа………………………………………………………………….8

4.Заключение………………………………………………………………………..14

5.Список литературы………………………………………………………………15



































1.Введение.

На уроках литературного чтения мы изучали басни И.А.Крылова. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: когда стали сочинять басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Мы решили найти ответы на эти вопросы.

Актуальность: Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Басня – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишут ли их сейчас? Мы решили в этом разобраться.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

Цель: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.    



 Методы исследования:

1.Изучение специальной литературы.

2.Опрос и анализ.

3.Обобщение и систематизация материала по данной теме.  

Предполагаемый продукт проекта: плакат для уроков литературного чтения «Басни во все времена».







2.Проведение исследования.

Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова: Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка.

В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.

Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, мы провели опрос среди детей и взрослых.

Вопросы:
1. Любите ли вы читать басни?
2. Каких баснописцев Вы знаете?
3. Какие басни Вы знаете?
4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
















Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые.

Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.

А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».

Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются.

Результаты опроса помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.









































3. В поисках ответа.

Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?

За ответом мы отправились в школьную библиотеку. Наш библиотекарь, Елена Ивановна Сутулова, подобрала для нас справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники. Также, мы подобрали художественную литературу – басни из книг разных баснописцев.

А ещё в сборе информации нам помог Интернет.

Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.

Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.


Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.

Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.

Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков. Наибольшую известность С.В.Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».

В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.

Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.
Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.

Изучая нашу тему, мы выяснили, что в нашей школе есть великолепная поэтесса, которая тоже пишет басни. Это Дудкина Елена Петровна.

Басня «Свинья и конь»

Сам решай, кем быть, как жить,
И как судьбу свою вершить,
Со спортом будешь ли дружить,
Или курить и водку пить.

В одном селе свинья жила
Была собой она довольна
И жизнь привольную вела
Всегда пьяна и весела.

Она с хозяином на «ты»
На всех банкетах пировала
Не зная горя и нужды
Пила, курила и гуляла.

И спя в свинарнике, в грязи
Себя, лишь праведной считала,
Смотря на многих с высоты,
Ума другим она вставляла…

К сожалению басни современных баснописцев в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.











































4.Заключение.

В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Мы долго думали, что же сделать продуктом нашей работы.
Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, вместе с учителем мы решили построить ленту времени «Басни во все времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.

Данный продукт (плакат) можно использовать на уроках литературного чтения.





Все поставленные задачи нашего исследования были решены.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Работая над нашим исследованием и прочитав басни разных авторов, мы решили не останавливаться на этой теме. И в следующей нашей работе нам захотелось выявить сходства и различия басенных сюжетов в произведениях разных писателей и поэтов.













5.Список литературы.

1 Басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.
2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.
4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.
5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Исследовательский проект "Басни во все времена"

Автор: Буянова Виктория Алексанлровна

Дата: 06.08.2017

Номер свидетельства: 424972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Проект " Поговорим о дружбе" "
    ["seo_title"] => string(31) "proiekt-poghovorim-o-druzhbie-1"
    ["file_id"] => string(6) "161402"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422209077"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Исследование значение труда в жизни человека "
    ["seo_title"] => string(53) "issliedovaniie-znachieniie-truda-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "101698"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402427422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Поговорим о дружбе" "
    ["seo_title"] => string(29) "proiekt-poghovorim-o-druzhbie"
    ["file_id"] => string(6) "104689"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402750828"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Гражданско - патриотическое воспитание в сельской школе" "
    ["seo_title"] => string(68) "doklad-grazhdansko-patriotichieskoie-vospitaniie-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "247305"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446542269"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства