kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Басни во все времена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет заинтересовать обучающихся изучением басен разных времён. Для педагога - использование материала на уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Басни во все времена"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Городищенская средняя школа №1»









Исследовательская работа

БАСНИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА







Авторы работы: обучающиеся 4 «Б» класса

Никитина Софья, Великанова Дарья

Руководитель работы: Буянова В.А.,

учитель начальных классов

Городище 2017 г

Паспорт проектной работы.

Название работы: «Басни во все времена»

Руководитель проекта: Буянова Виктория Александровна,

учитель начальных классов

Участники проекта: Никитина Софья – ученица 4 «Б» класса

Великанова Дарья Андреевна – ученица 4 «Б» класса

Тип проекта: исследовательский, групповой, информационный, предметный, групповой, средней продолжительности.

Цель проекта: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

















Содержание.



1.Введение…………………………………………………………………………...4

2.Проведение исследования………………………………………………………..5

3.В поисках ответа………………………………………………………………….8

4.Заключение………………………………………………………………………..14

5.Список литературы………………………………………………………………15



































1.Введение.

На уроках литературного чтения мы изучали басни И.А.Крылова. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: когда стали сочинять басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Мы решили найти ответы на эти вопросы.

Актуальность: Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Басня – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишут ли их сейчас? Мы решили в этом разобраться.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

Цель: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.    



 Методы исследования:

1.Изучение специальной литературы.

2.Опрос и анализ.

3.Обобщение и систематизация материала по данной теме.  

Предполагаемый продукт проекта: плакат для уроков литературного чтения «Басни во все времена».







2.Проведение исследования.

Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова: Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка.

В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.

Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, мы провели опрос среди детей и взрослых.

Вопросы:
1. Любите ли вы читать басни?
2. Каких баснописцев Вы знаете?
3. Какие басни Вы знаете?
4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
















Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые.

Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.

А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».

Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются.

Результаты опроса помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.









































3. В поисках ответа.

Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?

За ответом мы отправились в школьную библиотеку. Наш библиотекарь, Елена Ивановна Сутулова, подобрала для нас справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники. Также, мы подобрали художественную литературу – басни из книг разных баснописцев.

А ещё в сборе информации нам помог Интернет.

Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.

Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.


Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.

Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.

Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков. Наибольшую известность С.В.Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».

В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.

Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.
Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.

Изучая нашу тему, мы выяснили, что в нашей школе есть великолепная поэтесса, которая тоже пишет басни. Это Дудкина Елена Петровна.

Басня «Свинья и конь»

Сам решай, кем быть, как жить,
И как судьбу свою вершить,
Со спортом будешь ли дружить,
Или курить и водку пить.

В одном селе свинья жила
Была собой она довольна
И жизнь привольную вела
Всегда пьяна и весела.

Она с хозяином на «ты»
На всех банкетах пировала
Не зная горя и нужды
Пила, курила и гуляла.

И спя в свинарнике, в грязи
Себя, лишь праведной считала,
Смотря на многих с высоты,
Ума другим она вставляла…

К сожалению басни современных баснописцев в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.











































4.Заключение.

В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Мы долго думали, что же сделать продуктом нашей работы.
Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, вместе с учителем мы решили построить ленту времени «Басни во все времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.

Данный продукт (плакат) можно использовать на уроках литературного чтения.





Все поставленные задачи нашего исследования были решены.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Работая над нашим исследованием и прочитав басни разных авторов, мы решили не останавливаться на этой теме. И в следующей нашей работе нам захотелось выявить сходства и различия басенных сюжетов в произведениях разных писателей и поэтов.













5.Список литературы.

1 Басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.
2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.
4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.
5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Исследовательский проект "Басни во все времена"

Автор: Буянова Виктория Алексанлровна

Дата: 06.08.2017

Номер свидетельства: 424972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Проект " Поговорим о дружбе" "
    ["seo_title"] => string(31) "proiekt-poghovorim-o-druzhbie-1"
    ["file_id"] => string(6) "161402"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422209077"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Исследование значение труда в жизни человека "
    ["seo_title"] => string(53) "issliedovaniie-znachieniie-truda-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "101698"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402427422"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Поговорим о дружбе" "
    ["seo_title"] => string(29) "proiekt-poghovorim-o-druzhbie"
    ["file_id"] => string(6) "104689"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402750828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Гражданско - патриотическое воспитание в сельской школе" "
    ["seo_title"] => string(68) "doklad-grazhdansko-patriotichieskoie-vospitaniie-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "247305"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446542269"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства