Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе для средней школы.»
НУЖНЫ ЛИ НАМ МИГРАНТЫ?
Классный час в форме дискуссии - урок конструктивного общения
Тема трудовой миграции выбрана не случайно: к 7-му классу многие подростки уже имеют опыт межнациональных разборок, жертвами которых становятся трудовые мигранты. В ходе дискуссии могут быть затронуты темы этнической толерантности, гуманизма, межнациональных отношений. Возможные проблемы в поведении детей: нетерпимость к другим мнениям, чрезмерная эмоциональность, крайности во мнениях, нигилизм, отсутствие критичности. Ведущий (классный руководитель) должен мягко помочь детям преодолеть эти трудности. Еще одна проблема - слабо развитая монологическая речь семиклассников, узкий кругозор, отсутствие логики. Помочь детям могут образцы аргументов, приведенные в сценарии. Можно сделать одну ксерокопию этих страниц сценария, разрезать на части и положить на парты для каждой команды. Цели: углубить представление детей о дискуссии, о правилах ведения спора; дать представление о демографической ситуации в России; формировать отрицательное отношение к любым формам национальной и расовой нетерпимости, к насилию и агрессии; побуждать детей к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальности, религии, социальной принадлежности; развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Форма проведения: ДИСКУССИЯ. Подготовительная работа: распределить роли среди детей: патриот, правозащитник, бизнесмен, «добрая душа», журналисты (2). Можно заготовить образцы аргументов для каждой «партии» (сделать ксерокопии). Примерные аргументы «партий»:
-Мигранты, беженцы - это бомба замедленного действия. Сначала они просят хотя бы крыши над головой и работы, потом начинают диктовать свои порядки, жечь автомобили, нападать на полицейских, как во Франции.
-Мигранты - это преступность, болезни, нарушение прав человека.
-Мигранты сбивают расценки на рабочую силу.
-Китайские мигранты занимают пустующие территории Дальнего Востока. Потом они захотят присоединить их к Китаю.
-Семьи мигрантов очень большие. Скоро русские будут в России в меньшинстве.
-Нужно заботиться о своих рабочих, о повышении рождаемости, а не надеяться на мигрантов.-
-Мигранты приучают наших бизнесменов к тому, что можно бессовестно эксплуатировать рабочих, не заботиться об улучшении их жизненных условий.
-Нужно запретить трудовую миграцию, повысить зарплаты своим рабочим и служащим, тогда и рабочие места заполнятся.
-Россия провозгласила себя свободной страной, она не должна нарушать права человека на свободу передвижения.
-Мигранты - это не преступники. У них есть паспорта, визы, они имеют право на въезд в любую страну.
-Человек имеет право выбирать место жительства, место работы. Нельзя нарушать эти права.-
-Как узнать, кто мигрант, а кто не мигрант?. Человек просто приехал в страну, а потом решил немного подработать. Получается, что нужно вообще установить железный занавес и никого не впускать и не выпускать.
-В демократических странах миграцию не запрещают, а только строго регулируют. Но уж если пустили в страну мигранта, то его защищает закон. .
-На западе очень пристально следят за соблюдением прав человека. Запрет на миграцию расценят как нарушение прав и свобод, на Россию навесят ярлык недемократичности.
-Труд мигрантов используется во многих странах, только там жестко соблюдаются трудовые законы и не нарушаются права человека.
-Мигранты занимаются непрестижной, грязной работой, которую никто не хочет выполнять.
-Дешевый труд мигрантов отражается в цене товаров, которые они производят.
-Предпринимателям выгодно использовать труд мигрантов, меньше платишь - больше идет на развитие производства.-
-Россия, принимая мигрантов, помогает их странам решить проблему безработицы. Отказавшись принимать мигрантов, Россия осложнит отношения с этими странами.
-Мигранты заполняют пустующие рабочие места, а значит, появляется больше товаров, увеличивается выпуск продукции.
-Миграция снимает напряжение в обществе.
-В ближайшие 50 лет России не обойтись без мигрантов, иначе она превратится в большую деревню, где не будет никакой промышленности.-
-Люди едут из родных краев, бросают налаженную жизнь от безнадежности, надеясь найти кусок хлеба и крышу над головой. Лишая их этой возможности, Россия поступит очень жестоко.
-В России будет пустовать место дворника или каменщика, а бедный рабочий в своей стране может умереть с голоду.
-В России всегда, когда в какой-то губернии был голод, толпы людей устремлялись в хлебные области, и никто им дорогу не перекрывал, наоборот, принимали, кормили, давали работу.
-К нам едут не от хорошей жизни. Этим людям нужно протянуть руку помощи.
-Сейчас не хватает рабочих и в Италии, и в Германии, и в Японии, а едут в Россию, значит, надеются на нашу человечность.
"Патриоты"
-«Правозащитники»
-«Бизнесмены»
-«Душевные люди»
Оформление: написать на доске: Правила ведения дискуссии-
Умей слушать.
Уважай чужое мнение.
Анализируй разные точки зрения.
Говори четко, кратко и по теме.
Не переходи не личности.
Сдерживай эмоции.
Не повторяйся!
План классного часа:
Вступительное слово.
2. Информационный блок «Трудовая миграция в России».
3. Дискуссия по теме «Нужны ли нам мигранты?»
4.Работа в микрогруппах.
5.Обсуждение.
- Первый раунд. Заявление позиции. - Второй раунд. Контраргументы. - Третий раунд. Поиски компромисса.
6.Послесловие.
7. Заключительное слово.
8. Подведение итогов(рефлексия)
Ход классного часа I. Вступительное слово Классный руководитель: Сегодня мы проводим дискуссию по проблемам трудовой миграции в России. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса, в ходе которого высказываются различные точки зрения и вырабатывается решение проблемы. Проблема, которую мы будем обсуждать - трудовая миграция. К мигрантам и миграции в нашем обществе отношении неоднозначное. Постараемся в ходе дискуссии выработать единую точку зрения на эту проблему. Кроме того, дискуссия - это целое искусство: умение найти веские доказательства, отстоять свое мнение, умение слушать, уважать чужую позицию, не поддаваться давлению окружающих.Чтобы дискуссия проходила цивилизованно, нужно соблюдать правила. Они записаны на доске (читает). II. Информационный блок «Трудовая миграция в России» Классный руководитель: Чтобы сегодняшний спор был предметным, наши журналисты подготовили для вас информацию о трудовой миграции. Журналист 1. Сейчас уже ни для кого не секрет, что население России стремительно сокращается. По прогнозам ООН, к середине века в России останется 100 миллионов жителей. Для стабильного экономического роста необходим приток новой рабочей силы, а значит, нужно привлечь в течение 50 лет от 35 до 70 миллионов иммигрантов. Уже сейчас Россия испытывает нехватку рабочей силы. Число свободных рабочих мест в промышленности России возросло в 3 раза, в некоторых областях, в 5 раз (в Ивановской, Рязанской). Журналист 2. Заполнить пустующие рабочие места помогает трудовая миграция. Основная движущая сила современной миграции - растущая экономическая поляризация мира, разница в уровне жизни граждан разных стран. Трудовая миграция привела к разделению труда. Мигранты заняты в основном в строительстве и торговле, т. е. выполняют непрестижную, низкооплачиваемую работу, которая не требует высокой квалификации. В настоящее время в России находится 3-3,5 миллиона трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев. В итоге получается 3,5-4 миллиона трудовых мигрантов. Журналист 1. Лучшие мигранты для России - жители бывших союзных республик. Национальный состав мигрантов такой: 1/3 из Казахстана, 1/3 - из Средней Азии; из Закавказья около 20%, Балтии 5% и Украины с Молдавией около 9%. Большинство мигрантов из постсоветских стран - русские. Больше всего мигрантов в Центральном регионе России. На Дальнем Востоке стремительно сокращается коренное население. По итогам переписи населения, за 13 лет население Чукотки сократилось в 3 раза, а Магаданской области в 2,5 раза. При этом количество китайцев увеличивается в геометрической прогрессии. И это не случайно: на российско-китайской границе плотность населения на китайской стороне в 15-25 раз выше, чем на российской. В Харбине численность населения в 2 раза больше, чем в Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке вместе взятых. Журналист 2. Трудовая миграция порождает множество проблем. Каких именно? Многие мигранты работают нелегально, не платят налоги. Мигранты часто становятся преступниками или жертвами преступлений. Мигранты конкурируют с местными работниками, снижая стоимость рабочей силы. Мигранты провоцируют национальную вражду в обществе. Мигранты вывозят из страны большое количество валюты. Например, за 2007 год мигранты вывезли из России более 13 миллиардов долларов*. Смягчить отрицательные последствия трудовой миграции могут хорошие законы, доброжелательное, толерантное отношение местных жителей к мигрантам, контроль работодателей и другие меры. III. Дискуссия по теме «Нужны ли нам мигранты?» Работа в микрогруппах Классный руководитель. Начинаем дискуссию. В ней принимают участие наши гости, представители разных слоев общества - знакомьтесь: патриот [имя), правозащитник [имя), бизнесмен [имя) и душа-человек (имя). У каждого из них - своя точка зрения на обсуждаемую проблему. Нам предстоит обсудить такой вопрос: нужны ли России трудовые мигранты? Итак, внимание. Представьте себе, что правительство запретило мигрантам въезжать в Россию. Ваше отношение к этому решению. Патриот. Давно пора навести порядок в стране. Россия - для русских! Правозащитник. Это незаконно - это ограничение свободы передвижения и выбора места жительства! Бизнесмен. Это неразумная мера, она затормозит развитие страны и ухудшит ее международное положение. Душа-человек. Да как же так можно! Они ж не от хорошей жизни к нам едут! Где ж наше русское гостеприимство? Классный руководитель:. Наши гости высказали свое мнение. Для защиты своей позиции им нужно собрать партии единомышленников. «Патриоты» занимают 1 стол, «Правозащитники» - 2 стол, [ «Бизнесмены» - 3 стол и «Душевные люди» - 4 стол. Остальные занимают позицию наблюдателей. С помощью интерактивного голосования они будут оценивать, какой команде удалось лучше всех отстоять свое мнение. Напоминаю вопрос: нужны ли России трудовые мигранты? (Можно включить негромкую музыку. Дети подбирают аргументы, согласовывают и уточняют позиции, выдвигают спикера, который будет публично защищать точку зрения партии.) Обсуждение Первый раунд. Заявление позиции Классный руководитель. Начинаем обсуждение. Первый раунд - заявление позиции. По 1 минуте получает каждая команда для обоснования своей позиции. Прошу соблюдать правила дискуссии. (Учитель дает слово представителям каждой команды.) Мы выслушали различные позиции партий по поводу запрета трудовой миграции. Чьи аргументы оказались самыми убедительными? Предлагаю наблюдателям проголосовать. (Учитель называет партии, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.) Пока самая сильная позиция у партии (название). Второй раунд. Контраргументы Классный руководитель. Второй раунд - контраргументы. По 3 минуты получает каждая партия, чтобы ослабить позицию противников, найти в ней уязвимые места. (Учитель дает слово представителям каждой команды.) Второй раунд завершен, проводим интерактивное голосование. Чьи контраргументы оказались самыми убедительными? (Учитель называет партии, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.) По мнению наблюдателей, самыми убедительными были (название партии). Третий раунд. Поиски компромисса Классный руководитель. Заключительный раунд дискуссии - поиски компромисса, выработка общего мнения. Предлагаю партиям сформулировать свою позицию с учетом мнений оппонентов. (Учитель дает слово представителям каждой команды.) Итак, партиям все же удалось найти компромиссное решение. Прошу наблюдателей проголосовать, какая партия вела дискуссию более активно и доказательно. (Учитель называет партии, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.) По мнению наблюдателей, лидерами обсуждения стали (название партий). Послесловие Классный руководитель: Дискуссия закончилась. Партии нашли компромиссное решение. Но кто-то все же остался при своем мнении. Даю слово тем, кого не убедили доводы оппонентов. (Если есть такие ученики, они высказываются.) Есть ли такие, кого доводы оппонентов заставили изменить свою точку зрения? Что именно заставило сменить позицию: логика, четкость, точность аргументов, эмоциональность, убежденность оппонентов? (Если есть такие ученики, они высказываются.)
Заключительное слово
Классный руководитель: В ходе сегодняшней дискуссии мы затронули одну из самых сложных проблем современной жизни России - проблему трудовой миграции. Эту проблему решают ученые и политики, сотрудники милиции, пограничники, простые люди. И мы попытались решить эту проблему в ходе дискуссии. Диспуты и дискуссии - это не только поиск истины, это хороший урок конструктивного общения. Во время диспутов мы учимся отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать и спорить. При этом учимся уважать чужое мнение, искать компромиссы, учимся делать шаги навстречу друг другу, учимся быть терпимыми и толерантными.
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель: Что вам дало участие в дискуссии? Что понравилось, а что нет? Почему вы объединились именно вокруг этой позиции? Хорошо ли вы понимали друг друга? Возникали ли у вас моменты несогласия внутри вашей партии? Как вы действовали в этой ситуации? (Ответы детей.)
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
2. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. – М.: Знание, 1992.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995.
4. Лазарев Д. Презентация. Лучше один раз увидеть. – М.: Альпина паблишерз, 2010.
5. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? – М.: Первое сентября, 2010.