Использование краеведческого материала на уроках литературы
Использование краеведческого материала на уроках литературы
Литературное краеведение помогает лучше узнать родные места, оно - важнейшее средство патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Выявляя связь литературы со своим краем, знакомясь с творчеством писателей и поэтов-земляков, мы открываем прекрасное в том мире, который окружает нас, находится рядом с нами, воспитываем любовь к малой родине, без чего немыслима и любовь ко всей стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала на уроках литературы»
Доклад учителя русского языка и литературы Покуновой Н.Н. на тему «Использование краеведческого материала на уроках литературы»
Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса, с тем чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались с нравственно-эстетическими идеалами.
Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: готовить школьников к активному участию в различных областях жизни, воспитывать людей, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания и проявлять себя как личность.
В поисках путей решения задач, стоящих перед школой по воспитанию и образованию подрастающего поколения необходимо обратиться и к литературному краеведению.
Художественные создания писателей-земляков, которые способствовали развитию народа и своей земли, заслужило право на особое внимание к ним и нашу благодарность. Общение с ними ничем не заменимо; постигая их мысли и чувства, их опыт и заветы, мы становимся мудрее и благороднее.
Литературное краеведение помогает лучше узнать родные места, оно -важнейшее средство патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Выявляя связь литературы со своим краем, знакомясь с творчеством писателей и поэтов-земляков, мы открываем прекрасное в том мире, который окружает нас, находится рядом с нами, воспитываем любовь к малой родине, без чего немыслима и любовь ко всей стране.
Учителя-словесники Брянской области имеют большие возможности для литературно-краеведческой работы, потому что наш край, его природа всегда были неисчерпаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей литературы. Более тысячи книг, начиная со «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», созданы писателями, родившимися на нашей земле. Брянщине посвящали свои произведения Пушкин (некоторые сцены из драмы «Борис Годунов» отражают события, происходившие на территории нашего края) и Толстой (бывал на Дятьковском хрустальном заводе), Лесков и Тургенев, К.Паустовский и А.Твардовский. На Брянщине жили и творили А.Толстой и Ф.Тютчев.
Наша земля взрастила талантливых писателей современности: Д.Н.Медведева, Н.Грибачева, П.Проскурина, Е.Винокурова. Среди сегодняшних брянских писателей многие входят в Союз писателей РФ.
Уроженцами нашего края были известные в свое время писатели: Г.И.Добрынин, Г.С.Винский, Н.П.Брусилов, Н.А.Вормс, А.М.Жемчужников, Е.П.Карпов, Р.В. Радонежская. С Брянской земли связано творчество А.Погорельского и С.Е.Раича.
Естественно, что такое богатое духовное наследие не может оставить равнодушными словесников области.
Литературное краеведение может использоваться учителями как на уроках, так и во внеклассной работе.
Очень большие воспитательные возможности представляют включенное в программу 9 класса и связанное с Брянской землей «Слово о полку Игореве».
Во вступительную беседу хорошо включить и краеведческий материал. Сообщаем, что активное участие в борьбе с половцами, татаро-монголами принимали и «русичи», населявшие Брянский край. Естественно, их славное историческое прошлое нашло отражение в древнерусской литературе, в частности и в «Слове...». В основе произведения - поход Игоря против половцев. Вторым же основным участником похода был брат Игоря Всеволод Святославович, князь Трубчевский. О том, что Всеволод княжил в Трубчевске, сообщают летописные повести о походе Игоря (Ипатьевская летопись, запись под 1185 годом; и Лаврентьевская летопись, запись под 1186 годом). Трубчевским князем называют Всеволода и первые издатели «Слова...» в 1800 году.
Перед чтением произведения необходимо прокомментировать выражение Всеволода «мои куряне». Так в «Слове...» он именует своих воинов. К месту встречи с братом за Донцом, по сообщению летописной повести, Всеволод из Трубчевска шел через Курск. Об этом говорится и в «Слове...»: «Седлайте, брате, свои борзый комони, а мои ти готови, оседлани у Курска напереди». (Поэтому в его дружине были и куряне, но из Трубчевска он взял и своих трубчан. Некоторые исследователи, формально используя выражение Всеволода «мои куряне», называют его князем Курским. Но это искажение истины: в летописях он князь Трубчевский; стольным городом Всеволода был не Курск, а Трубчевск. Поскольку летописи не называют другого князя в Курске в 80-е годы XII века и учитывая выражение «мои куряне» в «Слове...», теперь принято считать Всеволода князем Трубчевским и Курским.
Сообщим учащимся, что Всеволод был моложе Игоря девятью годами. Он родился в 1160 году. Во время, описанное в «Слове...», похода Игоря ему было 25 лет. Через 11 лет, в 1196 году, Всеволод скончался.
Отметим и то, что в городе Трубчевске в 1975 году в городском парке над деснянской кручей воздвигнут единственный в стране памятник Бояну, который обладал волшебной силой песнопения, он «соловей старого времени». Некоторые краеведы доказывают, что Боян был выходцем из Брянских краев».
Вызвав интерес к «Слову о полку Игореве», можно продолжить работу над ним в кружке, на факультативном занятии. А для внеклассного чтения или самостоятельного чтения рекомендуем учащимся прочитать такие древнерусские произведения, как «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». В обоих произведениях речь идет о Куликовской битве 1380 года.
Важно сообщить ребятам о том, что эти произведения упоминают Александра Пересвета, брянского боярина.
В «Задонщине» Пересвет на поле битвы обращается к великому князю Дмитрию Ивановичу с патриотическими словами: «Лутчи бы наш потятым (убитым) быть, нежели полоненным от поганых татар». (Призыв Пересвета напоминает обращение Игоря к дружине в «Слове о полку Игореве»). Автор «Задонщины» показывает его как смелого воина. В «Сказании о Мамаевом побоище» с Пересветом связано 3 эпизода.
Великий князь Московский просит у игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю, «известных ратников в сражении, знаменитых наездников».
Второй эпизод раскрывает подвиг Пересвета - его богатырский поединок с татарским великаном.
Третий эпизод. После битвы Дмитрий Иванович Московский объезжает Куликово поле и находит среди павших Пересвета. Великий князь называет его «починальником и пособником, победившим великого, сильного, злого татарина, от которого испили бы многие люди смертную чашу».
Тело Пересвета было перевезено в Москву и погребено в Симоновом монастыре.
В третьем издании Большой Советской Энциклопедии говорится: «Пересвет Александр, герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения Брянский боярин» (Брянским боярином назван он в «Задонщине», в «Сказании о Мамаевом побоище»), так же называет его Н.М.Карамзин в «Истории Государства Российского».
Авторы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище» выделяют еще одного участника Куликовской битвы - князя Дмитрия Брянского и дают ему восторженную характеристику. Это касалось литературы древнерусской.
Брянщина - это родной край известных замечательных людей -Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого.
Их творчество изучается в школе с начальных классов и по 10 класс. На протяжении этих 10 лет обучения учащиеся знакомятся со стихами поэтов-земляков. Программой предусмотрено подробное изучение их биографии лишь в 10 классе. Поэтому учителям-словесникам Брянщины необходимо уже и в среднем звене знакомить ребят с жизнью этих людей, рассказывать о Красном Роге, Овстуге, проводить заочные экскурсии по музеям-усадьбам, а при возможности вывозить детей на экскурсии в сами усадьбы.
В старших классах хорошо предложить учащимся конкретные темы исследовательских работ: например, «Красный Рог в жизни А.К.Толстого» или «Овстуг в жизни Ф.И.Тютчева». Обязательно надо довести до сведения ребят, что ежегодно в Овстуге и Красном Роге проводятся праздники поэзии, в которых принимают участие учащиеся наших школ.
Творчество Тютчева и Толстого изучается на отдельных уроках. Но словесникам нашей области с целью использования краеведческого материала можно обратиться к сведениям из жизни и стихам поэтов- земляков и при изучении творчества и биографий других писателей и поэтов.
В старших классах представляется возможность использования стихотворений Тютчева при изучении творчества Лермонтова, Некрасова,, Толстого. Так, при работе над стихотворением «Смерть поэта» Лермонтова можно привлечь тютчевский отклик на трагическую гибель Пушкина - «29-е января 1837» и попросить учащихся ответить на вопросы: Что, кроме общей темы, сближает стихотворения? Как раскрываются обстоятельства и причины гибели Пушкина? Какими словами Тютчев выразил отношение русского человека к Пушкину?
Определяя своеобразие лирики Лермонтова, сопоставим три стихотворения о любви: «Я помню чудное мгновенье...» Пушкина, «Из-под таинственной холодной полумаски...» Лермонтова и «Я встретил вас...» Тютчева. Выясняем, в чем особенности чувства, выраженного в каждом из стихотворений.
Коснуться творчества Тютчева можно и в теме «Некрасов». Характеризуя Некрасова как редактора «Современника», сообщаем о том, что он открыл для себя и читателей поэзию Тютчева, выступив как критик- исследователь его творчества. Некрасов утверждал, что Тютчев - первоклассный поэт, что его талант равен пушкинскому и лермонтовскому, что он, несомненно, относится к русским первостепенным талантам. При изучении некрасовской «Тройки» можно вспомнить стихи Тютчева «Русской женщине» и поставить вопрос: какое стихотворение о мире обобщает судьбу русской женщины и изображает её более трагично?
Поддержать интерес учащихся к лирике Тютчева позволяет и тема «Л.Н.Толстой». Из всей русской поэзии Л.Толстой выделял три имени: Пушкина, Лермонтова и Тютчева. Используем слова писателя: «Когда-то Тургенев, Некрасов... едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Некоторые стихи Толстой знал наизусть. Расскажем учащимся, что сохранился экземпляр сочинений Тютчева, в котором Толстой отметил 52 стихотворения поэта оценками «К» (Красота), «Г» (Глубина), «Т» (Тютчев в смысле: своеобразие присуще только ему). Выясним, что Толстого и Тютчева сближают философское осмысление жизни, благоговение перед величием природы, глубокий психологизм, беспощадность в суждениях о жизни, о людях и о себе.
При изучении биографии Н.Г.Чернышевского следует отметить благородство А.К.Толстого, который в 1864 году предпринял попытку смягчить судьбу Чернышевского, хотя и не разделял его взглядов. На вопрос Александра II, что делается 1в литературе, Толстой ответил, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского». Это было актом гражданского мужества. Защищал от репрессий Толстой и других писателей (Т.Шевченко, И. Аксакова, И.Тургенева).
А при знакомстве с Козьмой Прутковым, расскажем о его создателях: наших земляках - братьях Жемчужниковых и А.К.Толстом.
Учителей-словесников должны использовать любую возможность, чтобы проследить, как тот или иной писатель касается жизни нашего края.
Изучая «Записки охотника» Тургенева в 10 классе, можно предложить тему исследования «Тургенев в Карачеве». Готовясь к сообщению по теме, учащиеся узнают, что знаменитый писатель не раз бывал в Карачеве (охотился в его окрестностях), что улица, где он останавливался на ночлег, названа его именем, что в рассказах: «Льгов», «Лес и степь», «Хорь и Калиныч» - некоторые герои и картины жизни рождены карачевской действительностью.
С Брянским краем тесно связаны жизнь и творчество известного русского писателя Николая Семеновича Лескова. Родился он на Орловщине в селе Горохове. Родовое имение Лесковых было в селе Казанском (в настоящее время село Лески Навлинского района). Здесь жил дед Николая Семеновича Дмитрий Лесков. И в произведениях писателя Брянщина представлена широко и ярко (например, «Житие одной бабы» - о нравах, обычаях, условиях жизни простых людей Брянщины и Орловщины).
Привлекала внимание своим бурным промышленным развитием Брянщина и Л.Н.Толстого. В марте 1885 г. он прибыл в «столицу Мальцовской промышленной империи» - Дятьково. И здесь писатель увидел не только промышленный размах, но и непосильный труд людей, беспощадную их эксплуатацию.
Несомненный интерес представляет и цикл лирических стихов И.А.Крылова, первопричиной которого явилось его посещение Брянщины в 1790-91 гг. Он в Брянске встретил и полюбил Анну Алексеевну Константинову. 20-летний будущий баснописец влюбился в первый и единственный раз на всю жизнь. Молодые люди решили соединить свои судьбы. Крылов просил руки Анны Алексеевны, но он был беден, безвестен, не имел приличного служебного положения. Её родители были тщеславны, гордились своим родством с Ломоносовым, в своей родне имел генералов, для совсем юной Анны Алексеевны искали партии более блестящей и отказали Крылову.
И не случайно, ни ранее, ни в более позднее время своего творчества столь активно не увлекавшийся лирикой И.А.Крылов именно в 1793 году пишет целый (причем единственный в жизни) цикл лирических стихов, в каждом из которых упоминается имя избранницы его сердца («Мое оправдание «К.Анюте», «Вечер», «К моему другу»).
Многими нитями связан с Брянщиной и А.С.Пушкин. В 9 классе после темы «Пушкин» я проводила урок внеклассного чтения по книге Скидана «Брянская тропинка к Пушкину».
Ученики делали сообщения на темы:
- «Предки и потомки Пушкина на Брянщине»
- «Пушкин и писатели Брянщины»
- «Друзья и знакомые Пушкина на Брянщине».
Выяснили учащиеся, что около десятка дальних и ближайших родственников Пушкина были связаны с нашим краем, что преподаватель Царскосельского лицея Галич (любимец лицеистов - уроженец Трубчевска, что в Петербурге произошло знакомство Пушкина с А.Погорельским, которое вскоре переросло в дружбу и сотрудничество; бывал поэт и в его доме в Москве. Здесь он познакомился с племянником Погорельского Алексеем Толстым и одобрил его «первые робкие опыты»; в Одессе, а затем в Москве встречался Пушкин с Семеном Егоровичем Раичем (настоящая фамилия Амфитеатров) - домашним учителем Ф.И.Тютчева. Раич был одним из издателей альманаха «Северная лира», а также в Москве издавал ежемесячный журнал «Галатея». В журнале Пушкин опубликовал свои некоторые стихи («Цветок» и «В альбом Улановой»). А вот познакомиться с Тютчевым Пушкину не пришлось, но он был ценителем его стихов. Тютчев же посвятил стихи памяти погибшего поэта - им написано стихотворение «29 января 1837 года». Современником Пушкина был наш поэт-земляк Иван Петрович Бороздна. (Клинцовский район, село Медведево). У него есть стихи, посвященные А.С.Пушкину «К А.С.Пушкину», «На смерть поэта».
Среди знакомых Пушкина более десятка человек, связанных с Брянщиной. Среди них Василий Алексеевич и Лев Алексеевич Перовские - братья писателя Перовского Алексея Алексеевича, т.е. Погорельского; Василий Алексеевич был военным губернатором Оренбургского края - он активно помогал Пушкину в сборе сведений для книги «История Пугачевского бунта»; Алексей Кириллович Разумовский - министр народного просвещения, владевший имениями в Почепе и его окрестностях; граф принимал активное участие в организации и управлении Царскосельским лицеем; Наталья Петровна Голицина - петербургская великосветская знакомая Пушкина, владела имениями в бывшей Комарицкой волости. О ней ходили легенды. Рассказывали, что она умела заговаривать карты. Знал об этих слухах и Пушкин, создавший «Пиковую даму». Голицина являлась прототипом одной из героинь произведения. Среди знакомых Пушкина были братья Мальцовы, воспитанием которых занимался их дядя - Иван Акимович Мальцов - хозяин «промышленной империи» в Дятькове; братья Завадовские, чье имение находилось в Ляличах Суражского района. Александр Петрович Завадовский - сослуживец А.С.Пушкина по Коллегии иностранных дел в Петербурге. Василий Петрович Завадовский имел должность в Министерстве юстиции, потом в сенате, пробовал писать.
Трудно перечислить всех знакомых Пушкина, но стоит отметить, что многие из них стали героями его произведений, эти произведения упоминались на уроке. Отдельные стихотворения читались и обсуждались в классе. Например, «Красавица» посвящено жене Василия Петровича Завадовского Елене Михайловне. В «Евгении Онегине» упоминалась Истомина - петербургская балерина, любимица Завадовского.
Возможность подробного изучения литературы родного края представляется на спецкурсах по литературе в классах гуманитарного профиля на элективных курсах. Так, учителями гимназии была разработана программа курса «Брянщина литературная». Каждый преподаватель, беря её в основу своей работы, вносил свои коррективы, расширяя содержание, вкладывая в изучение и других авторов.
Программа была составлена, опираясь на многие источники, главные из них это учебно-методическое пособие для учителей-словесников «Земля Брянская в русской литературе» и литературно-краеведческие очерки «Душа собою вечно недовольна» автора Соболева Н.А., а также книги В.П.Парыгина «Брянщина литературная» и «Из глубины веков». Эти пособия позволили познакомить учащихся с древнерусскими произведениями: «Словом о полку Игореве», «Задонщиной», «Сказанием о Мамаевом побоище». Ребята с новой стороны изучили эти произведения, восторгаясь тем, что и наши земляки были активными участниками значительных исторических событий.
Познакомились учащиеся с биографиями и творчеством писателей и поэтов 18 и 19 веков: Добрынина, Винского, Погорельского, Вормса, Брусилова, Раича, А.М.Жемчужникова, Радонежской, Карпова и других. А также с современными деятелями литературы. Список их велик. Это Абрамов, Атаманенко, Пораненков, Динабургский, Козырев, Лодкин, Мехедов, Миньков, Мирошин, Поснов Н.И., Савин, Соколов, Швец, Шереметьев, Юницкая, Якушенко.
Учащиеся с интересом знакомятся с жизнью и творчеством земляков, они готовят сообщения, придумывают небольшие плакаты-представления поэта или писателя; отыскивают сборники их стихов (что порой очень сложно сделать); переписывают понравившиеся стихотворения в свои тетради и записные книжки; иллюстрируют стихи; самые увлеченные даже делают вырезки из газет и журналов, собирая краеведческий материал; естественно, ребята свободнее начинают выражать свои мысли и в сочинениях, связанных тематикой с родным краем. И что еще радует, сами пробуют писать стихи, некоторые из них были опубликованы в местной газете. Можно сказать, что изучение краеведческой литературы не проходит бесследно, а приносит свои плоды.
Естественно, что для наших учащихся самыми интересными являются темя о наших почепских поэтах и писателях, об их творчестве. С интересом они узнают о жизни А.К.Толстого на почепской земле, изучают его стихи о родной природе. Взволнованно ими делаются сообщения о том, что Антоний Погорельский - это псевдоним писателя Алексея Алексеевича Перовского, он внебрачный сын А.К.Разумовского, который всем своим детям от Марии Михайловны Соболевой дал фамилию Перовских, по названию подмосковного села Перово, где жила ранее их мать.
Интересно и то, что Перовский - автор первой в нашей литературе фантастической повести «Лафертовская маковница»; а его детская сказка «Черная курица, или Подземные жители» была написана для племянника А.К.Толстого.
Из писателей 18 века интересен ребятам Винский Григорий Степанович, родившийся в нашем городе в 1752 году, этот писатель знакомит читателей с Почепом и его окрестностями в своих мемуарах «Моё время», рассказывает, как обучали детей в 18 веке. Все это, конечно, им очень интересно.
В прошлом году на секции нам было рекомендовано провести уроки по творчеству Николая Ивановича Поснова. В гимназии все учителя вовремя запланировали и провели их. Дети узнали сведения из жизни поэта, делали сообщения, нашли его стихи, которые читались и обсуждались на уроке.
Как было сказано выше, литературное краеведение может использоваться и во внеклассной работе. Можно вести кружки «Литература родного края», устраивать всевозможные выставки «Брянщина литературная», проводить читательские конференции и литературные вечера, посвященные писателям-землякам, совершать экскурсии по литературным местам.
Закончить своё выступление я хотела бы словами Николая Антоновича Соболева: «Художественное наследие прошлого - вечно живой источник духовного и эстетического опыта для последующих поколений. Чем глубже наша молодёжь будет знать историю и культуру родного края, тем сильнее она будет ощущать себя наследницей прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим».