Использование метода проектов во внеурочной деятельности по литературе в 5-6 классах
Использование метода проектов во внеурочной деятельности по литературе в 5-6 классах
В докладе обобщен многолетний опыт учителя по исползованию метода проектов во внеурочной деятельности по литературе в 5-6 классах. Проектная деятельность полностью отвечает требованиям ФГОС по развитию личности, повышает мотивацию обучающихся к чтению художественной литературы, помогает осуществлять индивидуальный подход, развивает творческие способности детей, их стремление реализовать себя в деятельности.Внеурочная работа, как правило, - продолжение урочной деятельности. На разных этапа урока могут использоваться разные виды проектной деятельности. Одни из них требуют тщательной предварительной подготовки, другие можно спроектировать прямо на уроке. Особенно эффективна проектная работа во внеурочной деятельности, так как вовлекает детей в разные виды поисковой, исследовательской, творческой работы. В целом, использование метода проектов на уроке и во внеклассной работе способствует воспитанию активных граждан нашей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов во внеурочной деятельности по литературе в 5-6 классах»
М.П.Яковлева
Шаранский район, МБОУ СОШ№2 с.Шаран
Использование метода проектов на уроках литературы и
во внеурочной деятельности
Аннотация. В статье изложен материал по использованию метода проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Представлен авторский опыт по применению метода проектов для повышения читательской мотивации учащихся, развития творческих способностей учащихся, воспитанию ответственности у участников проекта.
Ключевые слова: эффективные педагогические методики, мотивация учащихся, метод проектов, исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты, целеполагание, этапы реализации проекта, продукт проектной деятельности.
Современная школа продолжает находиться в состоянии поиска эффективных педагогических методик, позволяющих успешно реализовать идеи развивающего обучения. В центре внимания учителя становится индивидуальность ребенка и развитие его умений самостоятельно управлять своей деятельностью. Как известно, в учебном процессе большую роль играет мотивация учащихся, желание учиться и развиваться, поэтому основная задача учителя заключается в том, чтобы привлечь обучающихся к различным видам деятельности как на уроке, так и во внеурочное время. Поиск новых подходов к решению поставленных задач привело к массовому внедрению в школьную практику метода проектов. Я также широко использую этот метод при проведении уроков литературы, уроков внеклассного чтения и организации внеурочной деятельности.
Цель таких проектных уроков - развитие самостоятельности учащихся в получении знаний, воспитание культуры труда и развитие творчества. Любой проект – это конкретное общее дело, в ходе которого, с одной стороны, сплачивается коллектив, с другой стороны, развивается личность по индивидуальной траектории. В ней закладываются и развиваются такие черты характера, как самостоятельность, успешность, целеустремленность, ответственность. Основными этапами в реализации метода проектов, как правило, являются сознательная мотивация и целеполагание, свободный выборна всех этапах работы, переживание ситуации успеха. При умелом руководстве со стороны учителя каждый ученик знает, за что он отвечает в данном проекте. Если это исследовательский проект, большое внимание уделяю работе над источниками информации, поискам материалов по выбранной теме. На этапе подготовки, т.е. мотивирования и целеполагания, объясняю учащимся о перспективах предстоящего дела, делюсь поиском оптимального решения возникающих перед учениками задач, подсказываю о возможных вариантах решения проблемы, сопоставляю выдвинутые варианты, помогаю выбрать наиболее удачные, ставлю дополнительные задачи по улучшению содержания и оформления проекта. Так, при работе над исследовательским проектом «Ибрагим Абдуллин – наш земляк» в первую очередь мы посетили районную библиотеку, выбрали необходимую литературу о нем, затем распределили между участниками проекта произведения писателя, которые необходимо прочитать. Так как работа предстояла многоплановая, каждый ученик выбрал одно направление работы. Например, один решил глубже изучить его биографию, другой – изучить места, связанные с его именем, записать воспоминания односельчан и одноклассников о писателе. Третий собрал критический материал о его книгах, четвертый подготовил материалы для написания эссе о знаменитом земляке. Нашлась работа для чтецов: они учили отрывки из его произведений. Художники иллюстрировали его книги. Выбор в проектной работе осуществлялся на всех этапах и уровнях работы: во время выбора вида занятий, решения индивидуальной задачи, во время общения с партнерами по проекту, даже во время выбора материала и формы его представления в проекте и т.д.
В итоге был собран прекрасный материал об известном башкирском писателе, уроженце Шаранского района, и все эти материалы были переданы в школьный музей. Нужно отметить, в ходе работы над проектом каждый член группы высказывал свое мнение, выдвигал предложения по решению проблемы или поставленной задачи, вносил конкретный вклад в достижение цели. Моя же роль как руководителя проекта заключалась в том, чтобы направлять работу каждого участника проекта в нужном русле, помочь лучше подготовиться к защите проекта, подготовить презентацию. Продуктом проектной работы стало участие лучших участников проекта в районном литературном конкурсе, посвященном 95-летию Ибрагима Абдуллина. Мы подготовили литературно-музыкальную инсценированную композицию по роману писателя «Вдовы не плачут». Наша работа была отмечена жюри, понравилась зрителям. Невозможно оценить также воспитательное значение проделанной работы. Главное – дети прикоснулись к творчеству интересного писателя, книги которого до начала проекта оставались для них мало известными.
Успешными оказались в моей педагогической практике информационные и практико-ориентированные проекты. При изучении произведений русской литературы XIX века дети часто испытывают трудности при определении значения устаревших слов. Работая со справочниками и словарями, ученики составляют свой словарь устаревших слов, часто иллюстрируя их рисунками и фотографиями из интернета. Например, в 5 классе это был словарь военных терминов (по балладе М.Ю.Лермонтова «Бородино»). В 6 классе – словарь устаревшей лексики (по роману А.С.Пушкина «Дубровский») и разговорной лексики (по сказу Н.С.Лескова «Левша), а в 7и 8 классах составляются свои справочники по пословицам из художественных произведений.
Проектная работа может завершиться выставкой иллюстраций к произведению писателя, конкурсом чтецов, составлением большого кроссворда, проведением викторины, организацией экскурсии в литературный музей и т.д. Самый большой проект – это литературный фестиваль, посвященный писателю-юбиляру. Таких фестивалей мы провели уже семь. И каждый из них – вершина в раскрытии творческих, читательских, артистических, художественных способностей учащихся. И такой проект создается, безусловно, на одном уроке, чаще всего – это обобщающий, заключительное мероприятие по жизни и творчеству одного из писателей или поэтов, своего рода праздник для души, результат урочной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
В целом, работа по проекту приучает ученика творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, развивает коммуникативные умения, воспитывает ответственность. Такой вид работы способствует высокой мотивации обучения и созданию ситуаций успеха, переживания радости победы.
Литература
Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. М.: Дрофа. 2007.
Кручина Н.Н. Проектная работа на уроках в контексте развития личности обучаемого. В книге «Учитель года России. Лучшее от лучших. М.:Владос. 1999.
Кульневич С.В. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону,:Учитель. 2013.
М.Б.Романовская. Метод проектов в образовательном процессе. В журнале «Завуч», 2007 год, №1. С.118-143.