Широко используемые в последнее время в теории и практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения »
Понятие интерактивных методов обучения
Широко используемые в последнее время в теории и практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.
Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм–направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида.
Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.
Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.
Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие»- как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития (С. Кашлев).
Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.
Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способов деятельности. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.
Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, общение, диалог, возможность самовыражения, смыслотворчество, рефлексия и т.д. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.
Классификация интерактивных методов обучения
Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:
методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
методы обмена деятельностями;
методы мыследеятельности;
методы смыслотворчества;
методы рефлексивной деятельности;
интегративные методы (интерактивные игры).
Дадим характеристику каждой группе методов.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникациисвоей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует называть такиеметоды, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы...», «Поменяемся местами », «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.
.
Методы обмена деятелъностямипредполагают сочетание
групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1x2x4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.
Методы мыследеятелъности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина допросов», «Чьё это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника» , «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.
Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.
Методы,рефлексивной деятельностинаправлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивныйринг», «Ключевоеслово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.
Интегративные методы (интерактивные игры)являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, делай!», «Гостиница», «Икебана», «Биоценоз», «Школа», «Взаимодействие», «Полет на воздушном шаре», «Социальная роль («Пожарник»)», «Аквариум»
Метод «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»
Назначение метода
развитие положительной мотивации в деятельности учащихся, взаимодействии, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации участников педагогического процесса.
Требования к реализации метода
Оптимальное количество участников - до 30 человек.
Необходимое оборудование: технологическая карта: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: ось у - температура эмоционального состояния, душевного настроя; ось х - участники педагогического взаимодействия; 2-3 маркера.
Время реализации метода - до 10 мин.
Порядок реализации метода
1. Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник фиксирует свое эмоциональное, душевное состояние на данный момент через «прогноз погоды», т.е. рассказывает о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует?; пасмурно или ясно?; ветрено или тихо?; есть ли осадки?; какое время суток?; какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие - определить температуру в интервале от 0° до Н-10 °С).
2.Затем каждый участник по цепочке повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером на технологической карте.
После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный алгоритм) соединяет все отметки температуры в график.
Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему.
Подводя итог, педагог отмечает, что каждый изучастников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право в» свое состояние, свое мироощущение, и построенный график подтверждает это.
О 3 6 9 121518
Рис. 1- Образец заполнения технологической карты метода «
Прогноз погоды» {график «температуры» душевного, эмоционального состояния участников)
Метод «АЛЛИТЕРАЦИЯ ИМЕНИ»
Назначение метода
'создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, включение в деятельность участников педагогического взаимодействия.
Требования к реализации метода
1.Оптимальное количество участников - до 30 человек.
2.Специального оборудования реализация метода не
требует.
3,Время реализации метода - 5-10 мин.
Порядок реализации метода
1.Участники взаимодействия садятся в круг.
2.Педагог объясняет название метода и правила его проведения: «литера»' в переводе с латинского - «буква», «ал» - переводится как «к, при»; таким образом, в нашей интерпретации «аллитерация» означает «при букве, к букве»; «аллитерация имени» - это дополнительная характеристика к имени участников взаимодействия на туже букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый и т.д.).
3. Каждому участнику предлагается в течение 1 мин придумать аллитерацию (дополнительную характеристику) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенности личности участника взаимодействия.
После того как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам – я Сергей серьезный!» - и передает эстафету (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т.д.) следующему участнику.
Следующий участник сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию имени, затем представляет себя и т.д.
Последнему из участников необходимо назвать аллитерации имен всех участников взаимодействия и завершить это представление собой.
Метод «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»
Порядок реализации метода
1. Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности этого взаимодействия (занятия и т.д.), выявления у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием («По тропе Берендея») при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:
«Природа - это ...»;
«Общение с природой для меня - это ...»;
«Среди этапов игры-путешествия мне особенно по нравился ...»;
«Во время игры я приобрел ...»;
«Игра заставила меня задуматься о...»;
• «По отношению человека к природе можно судить о...». 2. Педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает завершить фразу.
/// Комментарий
С одной и той же фразой педагог _можёт обращаться к 2-3 участникам.
Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.
Метод «ОСТРОВА»
Порядок реализации метода
1. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения и др. На карту наносится также Бермудский треугольник.
2. Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-
чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
о. Удовольствия
о. Воодушевления
Например, состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется чувством удовлетворения, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Следовательно, нужно нарисовать кораблик дрейфующим |между островами Удовольствия, Радости и Просветления.
Рис. Образец технологической карты метода «Острова»
3. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, и педагог может предложить проанализировать ее.
/// Комментарий
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте какой-либо новый остров со своим названием,. если его не совсем устраивают уже имеющиеся.
Этот метод может быть использован педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнить их, выяснив, как изменялось состояние учащихся.
ГУО «Средняя школа №16 г. Борисова»,2014
Интерактивные
методы
обучения
Выступление на заседании
Методического объединения
учителей русского языка и литературы
Якимовой Л.В.
Литература:
1..Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Мн. «Высшая школа», 2004