kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные методы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Широко используемые в последнее время  в теории  и  практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс»,  «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их  альтернативность  традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения »

Понятие интерактивных методов обучения



Широко используемые в последнее время в теории и практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.

Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм–направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида.

Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.

Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие»- как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития (С. Кашлев).

Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.

Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способов деятельности. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, общение, диалог, возможность самовыражения, смыслотворчество, рефлексия и т.д. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.





Классификация интерактивных методов обучения



Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

  • методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

  • методы обмена деятельностями;

  • методы мыследеятельности;

  • методы смыслотворчества;

  • методы рефлексивной деятельности;

  • интегративные методы (интерактивные игры).


Дадим характеристику каждой группе методов.


Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует называть такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы...», «Поменяемся местами », «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.

.

Методы обмена деятелъностями предполагают со­четание

групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреля­цию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастер­ская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1x2x4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.


Методы мыследеятелъности, с одной стороны, соз­дают благоприятную атмосферу, способствуют мобилиза­ции творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, вы­полнение различных мыслительных операций, осущест­вление осознанного выбора. К методам этой группы мож­но отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина допро­сов», «Чьё это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседни­ка» , «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным ат­рибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.


Методы смыслотворчества ведущей функцией име­ют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смысла­ми, разработку участниками педагогического взаимодей­ствия нового содержания педагогического процесса. Сре­ди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.


Методы,рефлексивной деятельности направлены на фик­сирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективнос­ти состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивныйринг», «Ключевоеслово», «Поменя­емся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.


Интегративные методы (интерактивные игры) являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагоги­ческих методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, де­лай!», «Гостиница», «Икебана», «Биоценоз», «Школа», «Взаимодействие», «Полет на воздушном шаре», «Соци­альная роль («Пожарник»)», «Аквариум»



Метод «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Назначение метода

развитие положительной мотивации в деятельности учащихся, взаимодействии, создание благоприятной ат­мосферы, организация коммуникации участников педаго­гического процесса.

Требования к реализации метода

  1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.

  2. Необходимое оборудование: технологическая карта: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: ось у - температура эмоционального
    состояния, душевного настроя; ось х - участники педаго­гического взаимодействия; 2-3 маркера.

  3. Время реализации метода - до 10 мин.

Порядок реализации метода

1. Педагог объясняет условия реализации метода: каж­дый участник фиксирует свое эмоциональное, душевное состояние на данный момент через «прогноз погоды», т.е. рассказывает о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует?; пасмурно или ясно?; ветрено или ти­хо?; есть ли осадки?; какое время суток?; какая температу­ра? (при определении температуры задается жесткое усло­вие - определить температуру в интервале от 0° до Н-10 °С).

2. Затем каждый участник по цепочке повествует о сво­ем душевном, эмоциональном состоянии, последний приз­нак этого состояния (температуру) педагог фиксирует
маркером на технологической карте.

  1. После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный
    алгоритм) соединяет все отметки температуры в график.

  2. Когда график построен, педагог приглашает участ­ников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему.

  3. Подводя итог, педагог отмечает, что каждый изучастников взаимодействия является индивидуаль­ностью, каждый имеет право в» свое состояние, свое миро­ощущение, и построенный график подтверждает это.



О 3 6 9 12 15 18

Рис. 1- Образец заполнения технологической карты метода «






Прогноз погоды» {график «температуры» душевного, эмоцио­нального состояния участников)

Метод «АЛЛИТЕРАЦИЯ ИМЕНИ»

Назначение метода

'создание благоприятной атмосферы, установление ком­муникации, включение в деятельность участников педа­гогического взаимодействия.

Требования к реализации метода

1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.

2. Специального оборудования реализация метода не

требует.

3,Время реализации метода - 5-10 мин.






Порядок реализации метода

1.Участники взаимодействия садятся в круг.

2.Педагог объясняет название метода и правила его проведения: «литера»' в переводе с латинского - «буква», «ал» - переводится как «к, при»; таким образом, в нашей интерпретации «аллитерация» означает «при букве, к букве»; «аллитерация имени» - это дополнительная ха­рактеристика к имени участников взаимодействия на туже букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый и т.д.).

3. Каждому участнику предлагается в течение 1 мин придумать аллитерацию (дополнительную характеристи­ку) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отра­жала индивидуальность, особенности личности участника взаимодействия.

  1. После того как придуманы аллитерации имен, педа­гог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам – я Сергей серьезный!» - и передает эстафету (эстафетным ат­рибутом может быть ручка, маркер, открытка и т.д.) сле­дующему участнику.

  1. Следующий участник сначала представляет преды­дущего, называя его аллитерацию имени, затем представ­ляет себя и т.д.

  1. Последнему из участников необходимо назвать алли­терации имен всех участников взаимодействия и завер­шить это представление собой.




Метод «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

Порядок реализации метода

1. Участникам состоявшегося педагогического взаимо­действия для выявления результативности этого взаимодей­ствия (занятия и т.д.), выявления у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся со­держания, атмосферы, организации взаимодействия.

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием («По тропе Берендея») при рефлексии мож­но предложить участникам завершить следующие фразы:

  • «Природа - это ...»;

  • «Общение с природой для меня - это ...»;

  • «Среди этапов игры-путешествия мне особенно по­
    нравился ...»;

  • «Во время игры я приобрел ...»;

  • «Игра заставила меня задуматься о...»;

• «По отношению человека к природе можно судить о...». 2. Педагог произносит незавершенную фразу и указы­вает на участника, которому предлагает завершить фразу.

/// Комментарий

С одной и той же фразой педагог _можёт обращаться к 2-3 участникам.

Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.






Метод «ОСТРОВА»


Порядок реализации метода

1. На большом листе бумаги рисуется карта с изобра­жением островов со следующими названиями: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения и др. На карту наносится также Бермудский треугольник.

2. Карта островов вывешивается на доске (стене) и каж­дому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-

чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.



о. Удовольствия



о. Воодушевления



Например, состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется чувством удовлетворения, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Сле­довательно, нужно нарисовать кораблик дрейфующим |между островами Удовольствия, Радости и Просветления.

Рис. Образец технологической карты метода «Острова»

3. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обо­зрение, и педагог может предложить проанализировать ее.

/// Комментарий

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте какой-либо новый остров со своим названием,. если его не совсем устраивают уже имеющиеся.

Этот метод может быть использован педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце не­дели сравнить их, выяснив, как изменялось состояние учащихся.





















ГУО «Средняя школа №16 г. Борисова»,2014












Интерактивные

методы

обучения







Выступление на заседании

Методического объединения

учителей русского языка и литературы

Якимовой Л.В.











Литература:


1..Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Мн. «Высшая школа», 2004

2.Гавриловец К.В. Гуманизация учебно-воспитательного процесса//Проблемы воспитания. 1995.Вып.1.

3.Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Петрусев С.В. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе. Мн.:Красико-Принт,2001.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интерактивные методы обучения

Автор: Якимова Лина Валерьевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Активные и интерактивные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(151) "aktivnyie-i-intieraktivnyie-mietody-obuchieniia-kak-sposoby-aktivizatsii-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "101536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402421227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок с использованием  интерактивных методов обучения по  теме «Имя прилагательное»"
    ["seo_title"] => string(92) "urok-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "253741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447658942"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(77) "intieraktivnyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "182042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425457744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Построение урочных и внеурочных занятий по МХК с применением интерактивных методов обучения. "
    ["seo_title"] => string(109) "postroieniie-urochnykh-i-vnieurochnykh-zaniatii-po-mkhk-s-primienieniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107086"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403165328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Мастер-класс «Игра  как интерактивный метод обучения». "
    ["seo_title"] => string(57) "mastier-klass-ighra-kak-intieraktivnyi-mietod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167996"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423156889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства