Построение урочных и внеурочных занятий по МХК с применением интерактивных методов обучения.
Построение урочных и внеурочных занятий по МХК с применением интерактивных методов обучения.
Построение урочных и внеурочных занятий по МХК с применением интерактивных методов обучения.
В первой главе мы рассмотрели целый спектр интерактивных методов и инструментов обучения в современной школе. И как не трудно заметить – выбор их достаточно широк. Задачей же педагога является не только их изучение, но и правильный выбор того или иного метода на уроках курса МХК, их сочетания и органическое слияние.
Для более глубокого понимания, первоначально рассмотрим семантику слов «интерактивный» и «метод». Интерактивный - Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает активно взаимодействовать. В процессе обучения интерактивный метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной эмоционально-интеллектуальной деятельности педагога и учеников по достижению определенных учебновоспитательных целей, как способ усвоения обучающимися содержательной учебной информации. Таким образом, словосочетание «интерактивный метод» - это усиленно действующий способ продвижения к истине и намеченной цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Построение урочных и внеурочных занятий по МХК с применением интерактивных методов обучения. »
Построение урочных и внеурочных занятий по МХК с применением интерактивных методов обучения.
В первой главе мы рассмотрели целый спектр интерактивных методов и инструментов обучения в современной школе. И как не трудно заметить – выбор их достаточно широк. Задачей же педагога является не только их изучение, но и правильный выбор того или иного метода на уроках курса МХК, их сочетания и органическое слияние.
Для более глубокого понимания, первоначально рассмотрим семантику слов «интерактивный» и «метод». Интерактивный - Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает активно взаимодействовать. В процессе обучения интерактивный метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной эмоционально-интеллектуальной деятельности педагога и учеников по достижению определенных учебновоспитательных целей, как способ усвоения обучающимися содержательной учебной информации. Таким образом, словосочетание «интерактивный метод» - это усиленно действующий способ продвижения к истине и намеченной цели.[46]
А. Вербицкий интерпретирует суть интерактивных методов следующим образом: «интерактивное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении». [47, стр. 135]
Современная педагогика выделяет следующие отличительные особенности интерактивного обучения:
- «принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых».[48, стр. 75-77]
С практической точки зрения все интерактивные методы можно разделить на три основные группы:
- словесные методы – устное изложение содержательной учебной информации, беседа (вопросно-ответный метод), работа с текстом книги;
- наглядно-демонстрационные методы – демонстрация наглядных пособий, видеофильмов, слайдов, презентаций и т.д., самостоятельные наблюдения обучающихся;
- практические методы – упражнения, практические работы.
Применение интерактивных методов в процессе обучения позволяет повысить результативность учебной деятельности учащихся на уроках МХК. Под ней понимается целеустремленная деятельность педагога, направленная на разработку и реализацию таких методов обучения, которые бы способствовали формированию навыков продуктивного общения в условиях процесса обучения; выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения; развитию психических процессов (внимание, память, мышление), поддержанию постоянного интереса и мотивации, самостоятельности, а также развитию способностей прогнозировать различные ситуации и принимать самостоятельные решения. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание.
К условиям организации занятий на уроках МХК с применением интерактивных методов относятся: проблемность; сотрудничество и кооперация; коллективное взаимодействие; управление формированием и развитием индивидуальнотипологических особенностей обучающихся; вовлечение обучающихся в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т.п.; изменение модели педагога: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант и т. п.
В своей педагогической практике я использую несколько интерактивных методов преподавания, а так же их сочетания, которые считаю наиболее эффективными при построении урочных и внеурочных занятий по МХК.
А именно: анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, круглый стол, метод дискуссий и мозговой штурм.
Проанализируем их подробнее.
Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации интерактивной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу поставленных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Разыгрывание ролей — игровой метод интерактивного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: - метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении отдельных, достаточно сложных задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами;
- решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.
Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.
Круглый стол — это «метод интерактивного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии». [49, стр. 103]
Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои предложения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
«Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза».[49, стр. 143] Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников и они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре.
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
• подготовка (информированность и компетентность) ученика по предложенной проблеме; • семантическое однообразие (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися); • корректность поведения участников; • умение учителя проводить дискуссию.
Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.
На первой стадии учащиеся адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед учителем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:
1. Сформулировать проблему и цели дискуссии. 2. Провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого ученика или использовать метод «интервьюирования». 3. Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение). 4. Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений. 5. Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. 6. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. 7. Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы.
Вторая стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед учителем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:
1. Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Учителю не рекомендуется брать слово первым. 2. Собрать максимум мнений, идей, предложений. 3. Не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности.
4. Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других. 5. Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего. .[49, стр.231]
Третья стадия — стадия консолидации — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:
1. Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты.
2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений. 3. Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов. 4. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение. 5. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
При проведении «круглого стола» учащиеся воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и прежде всего учителя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми учитель (организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:
• высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы; • речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией; • коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие педагогу найти подход к каждому школьнику, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на школьников, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт; • быстрота реакции; • способность лидировать; • умение вести диалог; • прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий; • умение анализировать и корректировать ход дискуссии; • умение владеть собой; • умение быть объективным.
Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».
С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:
• уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет»; • восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.
С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.
Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.
С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.
В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если школьник задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка ответить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развернутыми, определенными (не допускающий различного толкования) и неопределенными (допускающими различное толкование).
Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого учитель (организатор «круглого стола») должен:
• заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть; • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы; • не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных учеников или учителя с учащимися; • обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества учащихся, а лучше — всех; • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку; • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории; • следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не ученик, выразивший его; • сравнивать разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского[50] о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.
Для того чтобы не погасить активность школьников, учитель не должен:
• превращать дискуссию в контрольный опрос учащихся; • давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше времени высказывать свое мнение; • подавлять аудиторию; • занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы; • помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является ученик: нужно ждать активности от него, а не от самого учителя, который выступает в роли консультанта, руководителя дискуссии и ее более компетентного, но равноправного участника.
Во время проведения «круглого стола» царит деловой шум, многоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой — затрудняет работу учителя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.
Метод «мозговой штурм» «предназначен для продуцирования идейных решений при работе в группе для решения творческих задач. Он был предложен американским ученым А. Осборном. Классификация методов показана на рис.1. Реализация данного метода осуществляется следующим образом».[51, стр.127] Все обучающиеся делятся на две большие группы (если группы получились большими, необходимо разделить на подгруппы по 7-9 человек в каждой). Первая группа - «генераторы идей». В течение короткого времени они должны предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы.
При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи (в принципе для этой идеи можно использовать магнитофон).
Рис. 1. Классификация метода мозгового штурма
Вторая группа - «аналитики». Они получают от первой группы список вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее.
Выбранные предложения группируются и объявляются без указания авторства. Собранные таким образом идеи рассматриваются группой экспертов. Они отбирают среди них наиболее ценные. Как правило, таких идей оказывается примерно 10% от общего числа.
Группы «аналитиков» и «генераторов» идей формируются по принципу добровольности. Для поиска эффективного решения можно поменять ролями «аналитиков» и «генераторов» и провести второй круг, а затем сравнить качество выдвинутых предположений.
Во время проведения мозговой атаки педагог выступает в качестве «заказчика» и «дирижера». Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки, к которой относятся следующие: 1. Запрещается всякая критика любых мнений и предложений. 2. Запрещается также прерывать говорящего. Можно лишь хвалить и развивать идею. 3. Не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические, на чей-то взгляд, нелепые предложения. 4. Предпочтение отдается количеству, а не качеству идей. 5. Поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей - другое условие мозговой атаки. 6. Как можно больше предложений. Они должны катиться лавиной, безостановочно. 7. Если наступает заминка, педагог сам подает любое, пусть даже самое невероятное предложение. 8. Весь поток предложений обязательно фиксируется (стенограмма, запись на магнитофоне или диктофоне). 9. Участники находятся в состоянии физической и психической расслабленности. 10. Целесообразно при проведении мозговой атаки кресла располагать по кругу.
«Мозговой штурм» на основе синектики, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемого метода «синектики». [52] Он представляет собой коллективную творческую деятельность или учебное исследование, основанных на целенаправленном применении интуитивно-образного мышления участников.
Данный метод был предложен американским ученым У. Гордоном в конце 1950-х начале 60-х годов ХХ столетия. Специфической чертой метода «синектики» является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная: обсуждение и отбор эмоционально-образных аналогий ведется в обстановке межличностного взаимодействия.
Метод предназначен так же для решения творческих задач. Организация работы с применением данного метода включает: а) первоначальная постановка проблемы; б) анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации.
Роль эксперта, как правило, выполняет педагог или обучающийся, обладающий определенной подготовкой; в) выяснение возможностей решения проблемы; г) переформулирование проблемы каждым обучающимся в своем собственном понимании; д) совместный выбор одного из вариантов перформулированной проблемы; е) выдвижение образных аналогий - ключевой этап для данного метода; ж) подгонка намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
В качестве субъекта познания в данном методе выступает не столько каждый обучающийся, сколько вся группа. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии:
- прямой (подумайте, как решаются подобные задачи); - личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); - символический (дайте в двух словах образное определение сути дела);
- фантастический (представьте, как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).
Значительная упорядоченность, отработанность процедур в данном методе делают его «совместным» в процессе обучения. В то же время работа по этому методу требует от педагога определенной психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.
Мозговая атака - 66 Д. Филипса. Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциаций. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
Двойное кольцо Сократа. Данный метод более всего подходит к коллективам, которые насчитывают
15 и более человек. Участники атаки делятся на две группы: в центре и вокруг. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой - всегда свободен. Во внешнем круге, на периферии, существует запрет на разговоры - здесь можно лишь писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то высказать, то занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул.
Совет пиратов. В маленьких коллективах (6-10 человек) интересно проходит мозговая атака в виде игры «совет пиратов». Все, кроме эксперта (педагога) рассаживаются в круг, распределяют роли - от юнги до капитана потерпевшего крушение пиратского брига - и, начиная с младшего (по статусу) к старшему, идет обсуждение темы.
Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать ее (а это не просто, особенно, когда пойдет игра по второму или третьему кругу), того «съедают» голодные пираты, то есть выбывает из игры. В конце остается самый плодовитый пират. Игровая ситуация сама задает темп и интригу мозгового штурма, и вмешательство ведущего часто не требуется. Отследить и вычленить наиболее интересные идеи - это задача самого заказчика.
Основной педагогической техникой, которой может воспользоваться педагог в ситуации мозговой атаки, является активное помогающее слушание. Главное при этом - не навязывать своего видения проблемы, идти вслед за ходом генерирования идей, помогать участникам мозговой атаки репликами - стимулами, например, «Прекрасно! Замечательно! Отлично! Это не просто хорошо, это изумительно!» и т.д.
Как показывает практика метод «мозговая атака» обладает колоссальным потенциалом развития творческих возможностей личности, позволяет развивать мышление, память, внимание, прививать умения и навыки быстро ориентироваться в ситуации, формировать уверенность в себе, принимать решения, развивать коммуникативные умения, толерантность в отношениях со своими коллегами.
Все перечисленные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).
Интерактивные методы обучения показали свою высокую эффективность, как во время урочных, так и в неурочных занятиях учащихся.
В Российской педагогической энциклопедии «внеурочная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».[53]
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Данная программа нацелена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать своё свободное время.
Данная программа предусматривает организацию деятельности каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.
7. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
8. Углубление содержания, форм и методов внеурочных занятий.
9. Организация информационной поддержки учащихся.
10. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию;
Виды внеурочной деятельности:
Познавательная
Игровая
Трудовая (производственная) деятельность
Досугово-развлекательная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
Проблемно-ценностное общение
Внеурочная деятельность по более глубокому изучению курса МХК организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады. Следует подчеркнуть еще одну весьма важную сторону внеурочной работы. Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». [55]
Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность.
Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы по предмету МХК без ее начала на уроке. Принцип единства урочной и внеурочной работы - важнейший принцип организации учебно - воспитательного процесса.
Для учащихся, интерес которых к МХК уже отчетливо определился, занимательность, как такова, постепенно уступает место более глубокое заинтересованности в существе выполняемой работы. Здесь уместна постановка таких задач, которые дают четкий конкретный результат, могут натолкнуть учащихся на размышления и обобщения, а в ряде случаев находить закономерности, выходящие за пределы школьной программы, но доступные для понимания учащихся.
Полезно привлекать самих учащихся к оценке своей работы по курсу МХК.
Возможности ученического коллектива, как показывает практика многих учителей по МХК, чрезвычайно велика, и работа учащихся может серьезно помочь в более глубоком усвоении предмета.
Подводя итог можно с уверенностью констатировать, что активные методы обучения предмету МХК являются универсальными, как в урочное, так и во внеурочное время обучения. Они способствуют более сильной мотивации учащихся к получению знаний, нацеленной на воспитании у них живой любознательности, социальной активности и самостоятельности.