Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
Мурзасаимова Айсулу Тураровна
Учитель русского языка и литературы
Школа- лицей №53г.Астана
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А. Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму
Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Кредо педагога: «Я над вами» - уходит и сменяется насущным: «Я рядом с вами».
Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.
Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.
Итак, что же стоит за понятием «интерактивные методы?». Предлагаю разобраться и увидеть особенности данных методов в сравнении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. »
Мурзасаимова Айсулу Тураровна
Учитель русского языка и литературы
Школа- лицей №53г.Астана
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А. Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму
Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Кредо педагога: «Я над вами» - уходит и сменяется насущным: «Я рядом с вами».
Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.
Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.
Итак, что же стоит за понятием «интерактивные методы?». Предлагаю разобраться и увидеть особенности данных методов в сравнении.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1. Пассивные методы. 2. Активные методы. 3. Интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта осуществляется не путем передачи о нем, а в процессе собственной активности субъекта.
Личностно-ориентированным является интерактивное обучение, то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, природосообразности (по Я. А.Коменскому), положения когнитивной науки, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике.
21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. По- этому перед нами cтоит задача использовать технологии, воспитывающие и развивающие самостоятельность учащихся, а также содействующие сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Интерактивное обучение-это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Учащиеся прочно усваивают материал, так как добывают знания самостоятельно.
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У детей повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, работать в команде.
Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, кейс-метод, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного образования -воспитывать талантливого ученика, а в конечном результате –вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументированно отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.
В своей практике я использую следующие интерактивные технологии. Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. В паре дети могут проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Провожу взаимопроверку правила. Ученик рассказывает cоседу по парте правило у доски, приводит примеры, объясняет их, затем они меняются и оценивают друг друга. Также устно можно поработать с упражнениями. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть разными: определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения и так далее.Ребята часто получают на дом задания: составить «словарныйдиктант для соседа» (словарный диктант с пропущенными орфограммами), «карточку-зачет для соседа» (один теоретический вопрос и два практических задания.
Надо заметить, что работать в парах детям очень нравится. Усвоение языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае –оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Помимо работы в парах провожу работу в группах. Группы могут быть разными, если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшие. Группы соревнуются между собой. Например: кто больше подберет однокоренных слов, существительных 3 склонения. Или же задание дается в форме игры:с последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на изучаемое правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, и оценивается общая работа группы.
Групповая работа развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе, учит быть гибкими в зависимости от ситуации, повышает познавательную активность.
Эффективны на уроках литературы и другие интерактивные методы, в частности «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). При изучении программных произведений предлагаются утверждение: «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий–«Тарас Бульба» Н.В.Гоголя).
«Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи» (Пугачев –«Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
В противоположных углах доски вывешиваются плакаты, на одном из которых написано «за» (согласен), на другом «нет» (не согласен). На доске помещено утверждение. Ученики по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их позиции, после чего учитель предлагает высказаться каждому. Учащиеся должны аргументированно отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый веский довод «противников». Если кого-то убедили аргументы членов противостоящей группы он может изменить свою позицию.
Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.
Учитывая, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного, а одновременное использование аудио –и видео информации повышает запоминаемость до 40-50%, я применяю интерактивную доску в процессе обучения детей.
Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.
Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимися информации и ее воспроизведение следующими способами: уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.
Школьникам –и младшим, и старшим просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Интерактивная доска избавляет преподавателя от рутины. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией –выводить на экран доски картинки, схемы, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всемисделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.
В своей педагогической практике я использую ИДдля различных видов деятельности: работа c текстом и изображениями; создание заметок с помощью электронных чернил; коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация презентаций, созданных учащимися.
ИД позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.
Интерактивная доска помогает запоминать словарные слова. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания, записать однокоренные слова и проверить друг друга в паре.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся, развивает орфографическую зоркость.
Используя виртуальную клавиатуру можно исправлять ошибки в деформированных текстах. (В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить.)
В заключение нужно отметить, что традиционное обучение-это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.