Проектная разработка подготовки к написанию итогового сочинения. Данная работа позволяет учителям русского языка и литературы выбрать приемлемую форму подготовки учащихся к творческой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГИА на 100% (итоговое сочинение)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
426063, ул. Орджоникидзе, 17 тел.681566;
ПРОЕКТ
«ГИА на 100%!»
Руководитель проекта:
Захарова М.В. - директор ВСОШ №6
Разработчики:
Юрлова И. А. - учитель русского языка и литературы.
Окутина Е. Л. – учитель русского языка и литературы.
Ижевск, 2019
Актуальность проекта:
Как известно, декабрьское сочинение и задание №27 ЕГЭ для учащихся 12-х классов вечерней школы – одно из наиболее трудных заданий ГИА. Следует заметить, что именно написание сочинения-рассуждения проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения учащихся, зрелость их суждений при интерпретации текста. Как правило, все тексты ГИА характеризуются высоким нравственным содержанием.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Она как никогда необходима учащимся вечерней школы, основной состав которых – это подростки с девиантным поведением, часто из социально неблагополучных семей, которые требуют к себе особого внимания.
Следует отметить, что главное для вечерней школы - это ее «атмосфера», то есть отношения, стиль общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей. Присутствие в отношениях открытости, уважения, доверия, доброжелательности и бережного отношения друг к другу, диалог и умение слушать, совместные дела и принятие важнейших решений - все это можно назвать зачатками нравственности.
Поэтому задача школы – через часы общения и урочную деятельность развить в ребятах чувство уважения к своей личности, к одноклассникам, к истории своей страны и своего народа.
Тем более актуальна эта задача в условиях вечерней школы, ведь контингент наших учащихся является весьма пестрым по возрастному и социальному составу. Относительно общими и устойчивыми характеристиками учащихся являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска.
По данным социального паспорта школы, за последние годы увеличилось число учащихся, проживающих в неполных, многодетных, малообеспеченных семьях. Число подростков, состоящих на учете в ОДН и ВШУ, также увеличивается из года в год.
Такие юноши и девушки испытывают дидактическую и социальную запущенность, сопровождаемую снижением мотивации к учебе, повышением личностной тревожности, агрессивности.
По данным диагностики, для таких подростков характерны следующие особенности:
- у многих из них завышенная самооценка;
- у многих выделяются следующие формы агрессии: физическая агрессия, негативизм, высокий индекс враждебности и индекс агрессивности
- большая часть подростков имеют среднюю и сниженную мотивацию, у некоторых учащихся резко отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Как показывает практика, именно трудные подростки наиболее нуждаются в умении адекватно оценивать ситуацию, выслушивать мнение оппонента и отстаивать свою точку зрения. Для таких подростков очень важно создать комфортную школьную среду с доброжелательным отношением к ним.
Наш проект направлен на учащихся вечерней школы, нуждающихся в социальной адаптации и готовящихся к итоговой аттестации.
Для реализации проекта целесообразно использовать видеосюжеты из художественных фильмов нравственного содержания, потому что наши учащиеся в большинстве своем визуалы и испытывают трудности в восприятии художественного печатного текста, а итоговая аттестация по русскому языку предполагает знание художественных произведений.
Кроме того, чтобы в полной мере понять художественный печатный текст и проанализировать его в дальнейшем, надо чтобы у обучающегося было развито воображение. Только «нарисовав» в голове иллюстрацию к прочитанному, можно понять, о чем идет речь в тексте. А современные подростки не могут этого сделать, так как обладают скудной лексикой, не знают значений многих слов, и поэтому представить, вообразить, о чем читают, им также трудно. В итоге пазл: техника чтения, воображение, восприятие прочитанного у обучающегося не складывается. В этом легко убедиться, проанализировав результаты проверки техники чтения среди учащихся 12-х классов школы. ( таблица, диаграмма).
Выходом из сложившейся ситуации являются часы общения с демонстрацией видеосюжетов по мотивам художественных произведений известных авторов. Такое общение позволяет приоткрыть путь к эмоциональному восприятию учащимися событий, происходящих в сюжете того или иного произведения, а через анализ увиденного задуматься о вечных нравственных ценностях: добре и зле, смелости и трусости, любви и ненависти, великодушии и мести и др.
Подобные занятия помогают обучающимся при выборе аргументов, подтверждающих их точку зрения при обосновании авторской позиции.
Цель проекта:
Развитие монологической и письменной речи учащихся, исходя из нравственных направлений текстов ГИА, необходимой им для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме сочинения и устного собеседования.
Задачи:
- формирование эмоционального отклика на просмотренные видеосюжеты;
- формирование навыков написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту и сформулированной нравственной теме с использованием аргументов видеосюжетов;
-формирование правильной активной жизненной позиции на примере положительных и отрицательных героев фильмов;
- формирование умения отстаивать свою точку зрения в соответствии с морально – нравственными нормами поведения;
Проект рассчитан на 2019-2020 учебный год
Этапы:
Подготовительный этап (август 2019 года):
подбор художественных фильмов, отвечающих цели и задачам проекта и учебному плану;
разработка дискуссионных вопросов по выбранным сюжетам;
создание школьной видеотеки;
2. Основной этап (2019-2020 учебный год):
просмотр видеосюжетов на классных часах;
организация дискуссий по проблемным вопросам;
подготовка к сочинениям-рассуждениям с использованием аргументов из фильмов.
3. Аналитический этап (2019-2020 учебный год):
подбор видеосюжетов в соответствии с тематическими направлениями и текстами нравственной направленности;
контрольная проверка творческих работ учащихся;
анализ уровня подготовленности учащихся к дискуссии;
анализ глубины передачи эмоционального отклика на тот или иной видеосюжет.
Мероприятия по реализации проекта
№
п/п
Формы деятельности
Срок исполнения
Ответственные
1. Подготовительный этап (август 2019-2020 учебного года)
1
Подбор художественных фильмов, отвечающих цели и задачам проекта и учебному плану;
Август-сентябрь
Учителя литературы
2
Разработка дискуссионных вопросов по выбранным сюжетам ;
Август-сентябрь
Учителя литературы
3
Создание школьной видеотеки;
Август-сентябрь
Учителя литературы
4
Проверка техники чтения и восприятия текста выпускниками.
Сентябрь
Учителя литературы
2. Основной этап (2019-2020 учебный год)
4
Просмотр видеосюжетов на классных часах;
В течение учебного года
Учителя литературы
5
Проведение групповых занятий с подростками на тему «Правила ведения дискуссии» с использованием игровых моментов.
В течение учебного года
Учителя литературы
6
Организация дискуссий по проблемным вопросам;
В течение учебного года
Учителя литературы
7
Подготовка к сочинениям-рассуждениям с использованием аргументов из фильмов.
В течение учебного года
Учителя литературы
3. Аналитический этап (2019-2020 учебный год):
8
Подбор видеосюжетов в соответствии с тематическими направлениями и текстами нравственной направленности
Август-сентябрь
Учителя литературы
9
Контрольная проверка творческих работ учащихся;
В течение года
Учителя литературы
10
Анализ уровня подготовленности учащихся к дискуссии.
В течение года
Учителя литературы
11
Анализ глубины передачи эмоционального отклика на тот или иной видеосюжет.
В течение учебного года
Учителя литературы
12
Анализ результатов итоговой аттестации учащихся.
Июнь 2020г.
Учителя литературы
Планируемые результаты:
- 100% сдача учащимися итоговой аттестации в форме сочинения и устного собеседования;
- вовлечение всех участников образовательного процесса в дискуссии по нравственным вопросам на учебных занятиях и часах общения;
- совершенствование устной и письменной речи учащихся в процессе знакомства с видеосюжетами;
- обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе;
- формирование толерантной позиции учащихся;
Учителями русского языка и литературы школы в данном направлении создана видеотека, разработаны дискуссионные вопросы нравственной направленности, проанализированы итоги проверки техники чтения и уровня восприятия предложенного текста, результаты итогового декабрьского сочинения учащихся 12-х классов.
Оценка эффективности реализации проекта:
- результаты проверки техники чтения и уровня восприятия текста;
-анализ итоговых сочинений учащихся и задания №27 ЕГЭ;
- анализ уровня развития монологической речи учащихся;
-анализ уровня развития личностных качеств учащихся (умение вести дискуссию, высказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать оппонента, проявлять толерантность к собеседникам).
Механизмы управления проектом:
Администрация школы – социально-психологическая служба – куратор – учителя литературы - учащийся.
Ресурсы проекта:
1. Сотрудничество школы с библиотеками города Ижевска.
2. Организация экскурсий на различные выставки, в музеи.
3. Посещение Удмуртского Национального Театра, спектаклей по мотивам классических произведений с последующим их обсуждением.
Результаты проверки техники чтения и понимания текста
Скорость чтения: 50-100слов-70%, 100-150 слов-20%, 150слов и более-10%