Просмотр содержимого документа
«Формирование осознанного чтения на уроках литературного чтения в начальных классах»
Формирование осознанного чтения на уроках литературного чтения в начальных классах
Одна из задач начальной школы – научить читать. Важно, чтобы ребёнок читал не только правильно, быстро, но и осознанно. Работа над осознанным чтение начинается с первых шагов обучения. Обучающийся должен усвоить, что важно не только прочитать, но и понять смысл прочитанного. Поэтому даже слоги должны нести информацию.
Учитывая это, в букварный период ребятам предлагаются следующие задания. Найди среди слогов слова: Ил, мал, му, труд, пи, лы, ро, он. Или: придумай слова, состоящие из одного слога.
Для понимания прочитанного необходим определённый словарный запас. Поэтому следующим этапом осознанного чтения является словарная работа. Для выявления смысла слова могут быть использованы следующие приёмы:
Демонстрация предмета или его изображение.
Экскурсия с целью наблюдения этого предмета.
Рассказ учителя о предмете.
Описание предмета.
Полное логическое определение понятия.
Подведение частного понятия под общее (мотыга – сельскохозяйственное орудие).
Расчленение общего понятия на частные (домашние животные – овцы, свиньи, коровы).
Определение состава слова.
Подбор антонимов или синонимов к слову.
Изображение предмета, явления с помощью мимики, пантомимики.
Поиск слов с непонятным для детей лексическим значением.
Чтение слова в контексте. Среди известных слов ест такие, которые, непонятны детям, если взять их отдельно, но смысл, которых становится понятен в контексте.
Придумывание предложений, словосочетаний с данным словом.
Если слово является важным понятием, над которым предстоит работать на уроке, необходимо вводить его в активный словарь обучающихся. В момент объяснения вывешивается карточка с данным понятием.
У многозначного слова (кисть, кнопка, сорвать и т.п.) необходимо рассматривать несколько значений, включать слово в разный контекст. Такая работа концентрирует внимание ребёнка, активизирует мыслительный процесс.
Дети не всегда могут узнать слово в другом падеже, глагольной форме, изменённое с помощью приставок или суффиксов. Поэтому необходимо проводить работу над преобразованием слов:
Изменение одной буквы в слове (сток-стук, сток-стон, кора-гора).
Чтение слов в обратном порядке (насос-сосна).
Добавление букв в начале, конце, середине слова (роза-гроза, рот-рота, сон-стон).
Исключение букв из слова (стрекоза – коза, проход-ход).
Перестановка букв в слове (марка-рамка).
Чтение одного и того слова с разными окончаниями (кровать, без кровати, у кровати, к кровати, за кроватью).
Чтение разных слов с одинаковыми окончаниями (за столом, за домом, за деревом, за ковром).
Чтение однокоренных слов (корм, кормить, кормушка, кормовой, закормленный).
Чтение однокоренных слов, образованных с помощью разных приставок (шить, дошить, перешить, зашить, подшить, пришить, сшить).
Чтение слов с разными корнями, но одинаковыми приставками (прочитать, проехать, пробежать, прокричать, пролить).
Для полного понимания смысла прочитанного важно развивать сознательное отношение к словам, их связи в предложениях. Чтобы добиться этого, можно предложить ребёнку следующие упражнения:
Прочитай эти фразы и подумай, какая из них может быть началом рассказа, какая продолжением, а какая его заканчивает. Расставь предложения по порядку. Прочитай, что у тебя получилось.
Задание:
Поплыли лодочки по реке.
Лёд на реке растаял.
Наступила весна.
Дети смастерили лодочки.
Придумай продолжение рассказа.
Придумай начало рассказа.
Ответь на вопросы по прочитанному.
Задание:
Павлик взял краску, подержал её в руке и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове, которое хотел написать…
Что Павлик сделал с краской?
Почему Павлик не стал рисовать?
Ребёнок должен отвечать на вопросы, не глядя в текст, по памяти. При затруднениях повторное чтение отрывка исключается, т.к. может сформировать вредную привычку к поверхностному чтению. Необходимо приучать ребёнка к концентрации на содержание читаемого с начала чтения.
4. Закончи план сказки: нарисуй к частям 2, 3, 4 картинки вместо заголовков.
5. Составь план к тексту.
6. Составь вопросы по тексту
Прочти этот небольшой рассказ. А теперь задай сам себе несколько вопросов о том, что происходило в этом рассказе. Старайся, чтобы вопросы не были очень простыми – ведь чем интереснее вопрос, тем и ответ интересней.
Попробуй начать вопросы со слов: Почему? Каким образом? Откуда? Зачем? По какой причине?
Расставь картинки по порядку.
Расположи вопросы по порядку содержания текста.
Докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильный заголовок (из предложенных).
Подбери заголовок к соответствующей части текста.
Перескажи текст по вопросам, без вопросов.
Чтобы проанализировать понимает ли ученик прочитанный текст, можно предложить ребёнку поделить текст на смысловые части, определить смысл каждой части, пересказать текст своими словами.
В современной методической литературе понимание текста определяется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Чтобы добиться такого понимания при работе с текстом, необходимо вести работу следующим образом.
Работа с заголовком. Прочитай заголовок. Попробуй определить, о чём пойдёт речь в тексте.
Работа с текстом. Обращай внимание на непонятные слова в тексте. При необходимости воспользуйся словарём.
Диалог с автором. По ходу чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай свои предположения о дальнейшем его содержании. Проверяй свои предположения в процессе чтения.
Выделение главного. При чтении текста старайтесь определить, что в нём главное, а что второстепенное. По ходу чтения составь план, в случае необходимости делай выписки, схемы, чертежи, таблицы.
Представление себе того, о чём читаем.
Запоминание материала. Перескажи текст по плану. Ответь на вопросы.
Проверка. Ответь на вопросы, проверь по учебнику правильность своего ответа. После пересказа проверь, всё ли выделенное тобой было пересказано и не было ли при этом ошибок.
Таким образом, работа над осознанным чтением – это длительный процесс, предполагающий систематическое использование разных видов работ, творческих заданий. Это процесс накопления знаний, жизненного опыта, развития логического мышления.
Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески емких заданий.