kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о способах формирования у молодого поколения чувства патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности»

И.В.Холоша


Формирование патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности


Общеизвестно, что в наше время происходит деформация такого качества, как любовь к Отечеству, к родной природе, своему народу. Единицы сегодня смогут назвать имена русских классиков, композиторов и художников. Шаблонная массовая культура Запада, по своей сути примитивная и поверхностная, заполняет всё новое и новое пространство. Незнание своей культуры обязательно даст негативные плоды.

Сегодня как никогда актуально звучат слова великого отечественного педагога В.А.Сухомлинского, который так высказался о причинах подростковой преступности:  «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой…» [2, с.93]. Знакомая ситуация?

По мнению другого известнейшего отечественного педагога К.Д.Ушинского, воспитание должно всегда нести общественную идею, которая хранится в культуре и истории своего народа. И тут в помощь придут такие предметы гуманитарного цикла, как родной язык, литература, история. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [1, с.148].

Формирование чувства патриотизма и гражданственности, безусловно, начинается в семье. Но и школе в этом тяжёлом и благородном деле отводится определяющая роль. Учебно-воспитательная деятельность школы должна быть пронизана морально-нравственным, гражданским, трудовым и правовым воспитанием. Основой для формирования патриотических чувств сегодня выступают достижения нашей страны в культуре, науке, спорте и, конечно же, события Великой Отечественной войны. Гражданская активность наиболее ярко проявляется в акциях гражданской направленности: озеленение территорий, забота о памятниках культуры, уход за могилами героев войны и др.

Как можно реализовывать патриотическое воспитание в стенах школы и за ёё пределами? Большим педагогическим потенциалом обладает такой школьный предмет, как литература и родной язык. Именно они формирует гуманность, уважение к труду и людям труда, чувство долга и ответственности за свои поступки, почитание старших, уважение к истории и культуре своего народа. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

На уроках русского языка формируется мышление, прививается любовь к родному языку, воспитывается личность. В целях воспитания использую такие дидактические материалы: упражнения учебника, диктанты, изложения, сочинения, имеющие патриотическую направленность. Например, сочинения «Наши символы», «Юные герои войны», «Они сражались за Родину». Также применяю тексты об известной исторической личности, например «Иван Фёдоров», «А.В.Суворов», «К.Э.Циолковский», «П.И.Чайковский», «Рабочий день Льва Толстого» и многие другие. Такие тексты, связанные с историей и культурой родного народа, часто применяю из пособия по русскому языку Д.Э.Розенталя.

В процессе проведения обучающих диктантов или изложений предлагаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:

- Как проявилось мужество русских людей, их верность Отчизне?

- Что помогало людям выдержать фашистские пытки?

- Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?


Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература, поскольку содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Произведения о защите Родины всегда были в центре школьного изучения. Сказки, былины, пословицы и поговорки, произведения древнерусской литературы, например, «Слово о полку Игореве», "Бородино" и "Война и мир", произведения о Великой Отечественной войне дают бесценный материал для воспитания патриотизма. Действительно, отражение народных идеалов патриотизма, богатырской силы и находчивости мы видим в древнерусской литературе, в Повести временных лет. О жизни и бранном подвиге Александра Невского ученики узнают из «Жития Александра Невского». Призыв к единению и защите русских земель дети слышат из «Слова» - бессмертного памятника древнерусской литературы.

При изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» пятиклассники раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления Лермонтова о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере и о том, какой ценой добывается слава для родной страны.

Такой урок у шестиклассников, как «Стихи русских поэтов  о Великой Отечественной войне» знакомит ребят с поэтами-фронтовиками К.Симоновым и Д.Самойловым. Учащиеся узнают, что поэты тоже были на фронте, передавали последние новости солдатам, а, главное, своей поэзией поднимали боевой дух воинов. Произведения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины …» и «Сороковые» запомнились ученикам своей пронзительной силой и щемящей тоской по погибшим солдатам, по разрушенной врагами Родине.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Семиклассники искренне восхищаются подвигом Тараса Бульбы и его сына Остапа, отмечают их храбрость, мужество и беззаветную преданность Родине.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе 8 класса. Так, на уроках литературы особое место занимает работа с историческими документами (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина («Пугачев»). Такая работа способствует самостоятельному получению знаний, через оценку событий формированию системы ценностей.

В девятом классе судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. Чтение и анализ рассказа завершается просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. 

 Считаю, что формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках и различных творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, просмотр экранизаций к произведениям, применение элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Также следует сказать и о внеклассной деятельности, которая тоже во многом способствует формированию гражданина-патриота. Например, традицией нашей школы стало проведение среди учащихся 1-11 классов смотра строя и песни в преддверии празднования Дня Победы; возложение цветов к памятнику погибшим воинам-лидиевцам в День Победы и в День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков; участие в митингах и шествие в рядах Бессмертного полка по центральной улице нашего города Донецка.

Недавно мы с классом (являюсь классным руководителем шестого класса) защитили проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Дети-герои войны», в ходе которого учащиеся находили информацию о детях-героях, оформили её в виде большого лэпбука, писали письма солдатам на тему «Что бы я спросил у солдата?»

Несколько лет мы с ребятами ведём «шефство» над участницей Великой Отечественной войны, узницей концлагеря Бабенко Анной Павловной, всячески оказывая ей помощь (уборка территории, продовольственные наборы, поздравление с праздником 8 Марта, Днём Победы, Днём освобождения Донбасса). Мы приходим к ней в гости, устраиваем импровизированные концерты, поём песни, декламируем поэзии (которые очень любит Анна Павловна и даже сама нам читает любимые строки).

Таким образом, вопрос о формировании чувства патриотизма сегодня является особенно актуальным, так как, к сожалению, мы наблюдаем упадок ценностей современной молодёжи. Наша общая задача – уберечь незрелые умы детей и подростков от религиозной нетерпимости к чужим народам, от шовинизма и фанатизма, помочь молодым людям понять, что чувство патриотизма есть общечеловеческая гуманитарная ценность. «Важно, чтобы как можно больше людей во всем мире умели бы правильно мыслить. А потому почитали бы патриотов и презирали бы любых террористов», – пишет В.М. Шепель [3]. Огромное значение имеют русский язык и литература в патриотическом воспитании. Произведения о Великой Отечественной войне обладают богатейшими возможностями педагогического влияния на учащихся. Именно в военной прозе рассматриваются волнующие современного читателя проблемы долга и чести, проблема личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Нельзя забывать и о внеклассной деятельности, направленной на воспитание Человека-гражданина своей страны. Считаю, что успеть сформировать самые важные качества личности - патриотизм и гражданственность – главнейшая задача учителя русского языка и литературы. Поэтому всю свою работу веду в данном направлении и как учитель-предметник, и как классный руководитель.

Литература

1. Архив К.Д. Ушинского. Материалы редакторской деятельности К.Д. Ушинского в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860-1861 гг.) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. Т. 1. – М., 1959.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.

3. Шепель В.М. Психология, социология и педагогика, 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Холоша Инна Валериевна

Дата: 09.05.2021

Номер свидетельства: 580095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Педагогические условия повышения эффективности обучения истории "
    ["seo_title"] => string(77) "piedaghoghichieskiie-usloviia-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "142071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418223061"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства