kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5-6 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамотность чтения – одна из важнейших компетенций человека. Чтение лежит в основе умения учиться. В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5-6 классах»

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5-6 классах

Бейганова Ардак Абдылгалиевна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования

по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО


Чтение — это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словом.

В. А. Сухомлинский

Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Развитие этих качеств становится задачей современного учителя. Установлено, что предпосылкой развития компетентности «образование через всю жизнь» является наличие определенного уровня функциональной грамотности.

Функциональная грамотность позволяет использовать приобретаемые умения, навыки, знания в жизни для решения жизненных задач.

Грамотность чтения – одна из важнейших компетенций человека. Чтение лежит в основе умения учиться. В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Уровни грамотности чтения (версия PISA):

-поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

-поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

-поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

-поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

-понимание сложных текстов и их интерпретация;

-формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

 Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественного произведения. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать его возможно при опоре на следующие виды деятельности:

- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов;

- характеристика героя;

- написание отзыва;

- написание сочинения.

Хочу остановиться на следующих приемах:

Приём «Верные и неверные утверждения».

 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение.Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

Приём «Синквейн».

Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности.

Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов  (описание).
Существительное (перефразировка темы).

  Несомненно, на уроке должно звучать эмоциональное, выразительное чтение учителем стихотворения, отрывка прозаического произведения, которое вдохновит ребят на такое же чтение, заинтересует их.  

     Способствует развитию интереса к чтению и так называемое «домашнее чтение». Учащиеся читают дома произведения по своему выбору, готовят их пересказ, вопросы к ним, создают иллюстрации. На уроке они пересказывают, задают вопросы, отвечают на них. Все задействованы, всем интересно. И, возможно, кому-то захочется прочитать ещё какие-либо произведения.

     Развивают ребят, вызывают интерес к чтению письменные творческие задания: написание сочинений, сказок. Кроме того, иногда даю такое задание: придумать свою концовку произведения (не для того, чтобы поспорить с писателем, а для того, чтобы дать ребятам возможность пофантазировать).  Например, в 6 классе после прочтения романа А. С. Пушкина «Дубровский» ребята, кроме того, что пишут программное сочинение, придумывают свою концовку романа (в таких работах обычно добро торжествует над злом, а главные герои обретают счастье).

     Интересно для ребят и поэтическое творческое задание: написать стихотворение по заданным рифмам. Берём, например, за основу стихотворение А. К. Толстого:

……………………………..тает

…………………………...земли

………………………расцветает

………………………..журавли.

………………………….одетый

…………………………….ждёт

……………………….согретый

…………………………….поёт.

     Получаются интересные стихи. Прочитав свои «произведения» и ознакомившись с творениями товарищей, ребята с интересом слушают стихотворение самого поэта.

     Способствует формированию интереса к чтению, к литературе участие в творческих конкурсах. Ребята сочиняют сказки, рассказы, синквейны, стихи.

Работая над проблемой развития читательской компетенции учащихся, мы планировали, во-первых, дать первичные навыки работы по отбору и структурированию информации, во-вторых, развить навыки аналитического чтения, в-третьих, увеличить количество читаемой литературы и повысить мотивацию к чтению. Стабильная положительная динамика по всем критериям позволяет сделать вывод о том, что работа по развитию читательской компетенции приносит положительные результаты.

Таким образом, использование интегрированных уроков и мероприятий повышает уровень читательской компетентности и способствует развитию интереса к чтению и к художественному слову.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование и развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5-6 классах

Автор: Бейганова Ардак Абдылгалиевна

Дата: 23.05.2023

Номер свидетельства: 632176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства