kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательской грамотности на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление "Формировнаие читательской грамотности на уроках литературы" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках литературы»

Цукорова Надежда Григорьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « 5» города Смоленска


Формирование читательской грамотности на уроках литературы

Одним из важнейших условий успешного обучения подростков в основной школе является умение читать и понимать прочитанное. К сожалению, многие ученики не владеют таким важным универсальным действием, как чтение. Почему это происходит? В практике массовой школы чтение до сих пор понимается как перевод букв в звуки и в слова, а умение читать ассоциируется лишь с техникой чтения. Но это уже далеко не так, и думающий учитель пытается ответить на следующие

вопросы, связанные с процессом чтения: почему вместо одного, такого привычного, термина «чтение» используется иной – «читательская грамотность»; в чем отличие техники чтения, смыслового чтения и читательской грамотности; как формировать и академическую, и функциональную, в том числе и читательскую, грамотность на уроках?

«Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций –от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности,

мы хотим подчеркнуть «активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей» (цитата из [URL:http://centeroko.ru/index.html Центр ОКО (оценки качества образования)].

С академической грамотностью традиционно связано содержание российского образования. Без владения языковой и лингвистической компетенциями трудно добывать, анализировать информацию, критически ее оценивать, делать самостоятельные выводы, а также выражать все это в форме связного, логически упорядоченного и структурированного устного или письменного текста. Отличия и взаимосвязь академической и функциональной грамотностей хорошо видны в представленной ниже таблице из учебно-методического пособия И. Ю. Алексашиной «Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся».


Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности


АКАДЕМИЧЕСКАЯ

ГРАМОТНОСТЬ


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ГРАМОТНОСТЬ


Моделирует ту или иную область научного познания


Моделирует реальную жизненную ситуацию

Предполагает развитие причинно-следственного, линейного мышления


Ориентирует на нелинейное

(вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описать только причинно-

следственными связями

Конструируется на базе классической системы формирования понятий

на основе преимущественного использования индуктивного метода


Конструируется на базе концептов на основе преимущественного

использования дедуктивного метода


Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения

Ученики осваивают систему концептов, включающих предметные знания учеников, становятся опорой,

средством решения задач в реальных жизненных ситуациях




Из таблицы видно, что академическая грамотность и читательская не исключают, а дополняют друг друга. Если еще в XX столетии речь шла только об академической грамотности, то в XXI в. формирование

читательской грамотности – важная задача для современной школы. Но обозначенная Президентом РФ в Указе от 7 мая 2018 г. N 204 [6] цель –

войти в 10 лучших образовательных систем, т.е. показать хорошие результаты в международных исследованиях, не отменяет значимость академической грамотности. Чтобы процесс обучения шел успешно, необходимо подбирать разные тексты. Если для формирования академической грамотности нужны учебные тексты, то для формирования

читательской грамотности –тексты, которые созданы не только для учебной, но и других ситуаций.

Остановимся на отличиях, существующих между смысловым чтением и читательской грамотностью. В международном исследовании PISA оценивается владение тремя уровнями читательской грамотности. При смысловом чтении необходимо применить те же читательские умения, что и при читательской грамотности, но если в PISA тексты рассматриваются в ситуациях их естественного функционирования (деловая, общественная, учебная, личная), то в отечественном образовании берутся тексты, созданные не только для учебных, но и для других целей, при этом задачи решаются учебные.

Можно сказать, что в современных учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации. Да и тексты, созданные для других целей, «используются» для решения учебных задач. Но как только ученик сталкивается с текстом в другой ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников. Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей

повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию. В таких задачах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач. К сожалению, наши подростки редко используют полученные в школе знания в измененной ситуации. И основная причина затруднений заключается в том, что в школе дети чаще всего работают с текстами, которые созданы для использования в другой ситуации. Конечно, к этим текстам уже есть задания, направленные на формирование читательских умений:

поиск и извлечение информации («Прочитайте фрагмент из книги В. Ключевского “Курс русской истории”. О каких особенностях психологии русского народа пишет автор?»);

интеграцию и интерпретацию («Проанализируйте схему и расскажите о том, по каким направлениям происходит развитие словарного русского языка. Используйте материалы упражнений и свои примеры»);

оценку («Прочитайте выписку из устава школы. Опираясь на сведения таблицы, данной в предыдущем упражнении, докажите принадлежность этого текста к официально-деловому стилю»).

Но эти задания не выходят за рамки предметных знаний, т.к. направлены на воспроизведение известного: условие четко определено,

понятен способ решения и его обоснование.

Давайте обратимся к другим заданиям:

«Прочитайте правила сетевого общения, сформулированные Ю. Андреевой и К. Турковой в книге “Русский без нагрузки”. Какие из них

вы соблюдаете?»

«Прочитайте два текста: словарную статью и выдержку из научно-популярной статьи. Дайте аргументированный и развернутый ответ: нужны ли репетиторы сегодня современным школьникам и какими качествами должен обладать репетитор?»

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций. Согласитесь, что сформированная читательская грамотность в школе помогает

подросткам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь. Зачем это надо?

Во-первых, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA);

во-вторых, качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами

(по результатам ITL, PISA)

И с этим не поспоришь! Вспомним слова героини сказочной повести Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Да, учителю, нужно очень быстро бежать, т.е. осваивать много информации, приобретать новые умения, совершенствовать свой профессиональный уровень, чтобы решить все задачи, поставленные перед ним обществом. И одной из таких задач стало формирование читательской грамотности учащихся. Учебных заданий пока немного, и их еще нужно суметь выбрать из того, что предлагает нам Интернет. Чтобы выбор был удачным и осознанным, чтобы самостоятельно создать такую задачу, необходимо четко понимать отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по русскому языку;

в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;

контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;

требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (русского языка, математики, физики и др.);

используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Основные критерии заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

наличие ситуационной значимости контекста;

необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;

новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения.

Именно эти задания формируют читательскую грамотность, потому что моделируют жизненную ситуацию. К сожалению, таких заданий очень мало

в учебниках. Учителю приходится собирать материал по крупицам, что отнимает много времени.

Занятия в рамках модуля «Читательская грамотность» в 5 классе направлены на достижение ряда личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

Метапредметные результаты

Универсальные учебные познавательные действия базовые логические действия:

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения

поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; базовые исследовательские действия:

  • аргументировать свою позицию, мнение; работа с информацией:

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Универсальные учебные коммуникативные действия общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Предметные результаты

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметным областям «Русский язык», «Родной язык», «Литература», «Родная литература»:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

  • овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);

  • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

  • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

  • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.

  • соотнесение собственной позиции с позицией автора и мнениями участников дискуссии; умение давать аргументированную оценку прочитанному.

На занятиях учащимся предлагаются читательские задачи, спроектированные на основе текстов разных форматов: сплошных, несплошных, множественных. Работая с предложенными текстами, решая поставленные задачи разного уровня трудности, пятиклассники выявляют явную и скрытую информацию, сопоставляют графическую и визуальную информацию. Для успешного понимания текста школьниками важно постоянно развивать и совершенствовать основные читательские умения.

Во-первых, среди основных – умения, связанные с нахождением и извлечением информации: определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, сайт и т.д.), находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста; определять наличие/отсутствие искомой информации в тексте и др. Сложность заданий на формирование данных умений определяется в том числе количеством текстов, с которыми работает ученик в рамках решения одной читательской задачи. На занятиях пятиклассникам предлагаются как задания, для выполнения которых читателю нужно просмотреть только один текст, так и задания, при выполнении которых необходимо обратить к нескольким текстами, найти и выбрать необходимый источник информации.

Во-вторых, к основным читательским умениям относятся умения интегрировать и интерпретировать информацию: понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий); понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста); понимать значение слова или выражения на основе контекста; устанавливать связи между событиями или утверждениями; делать выводы; соотносить графическую и вербальную информацию; различать факт и мнение и др. Задания более простого уровня направлены на понимание явной информации, буквального смысла высказывания. Более сложные задания требуют обобщения информации и формулирования выводов. Иногда необходимо связать информацию из разных источников и сделать вывод о том, как они связаны друг с другом (например, временная связь или причинно-следственная) или с высказыванием, предложенным в вопросе.

В-третьих, необходимо развивать длительно формируемые умения оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу; обсуждаемому в тексте; оценивать форму текста и др. Выполняя задания, где требуется проявить перечисленные умения, читатели оценивают, насколько содержание и форма текста полно и точно отражают цель и точку зрения автора, сравнивают информацию из разных текстов, различные точки зрения, для этого читателям иногда требуется опираться как на текст, так и на собственные знания и опыт.

В-четвертых, необходимо показать пятиклассникам, как можно использовать информацию из текста: применять полученную информацию для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний, прогнозировать на основе информации текста события, течение процесса и т.п. В заданиях предлагается сформулировать на основе текста собственную гипотезу, выявлять связь между прочитанным и реальностью, в которой живет пятиклассник.

Все основные читательские умения развиваются комплексно при выполнении пятиклассниками предлагаемых читательских задач как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.

Модуль: «Читательская грамотность:

Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию»

В рамках модуля «Читательская грамотность» предполагается развитие читательских умений, которые, как показывают исследования и подтверждают учителя, относятся к области трудностей. Именно поэтому в пятом классе все занятия нацелены на развитие умений понимать текстовую и графическую информацию, устанавливать взаимосвязи между этими видами информации. Каждое занятие обеспечено цифровыми образовательными ресурсами – разработанными для каждого занятия комплексными читательскими задачами, включающими тексты разных форматов и задания к ним. На каждом занятии проводится работа с одной комплексной читательской задачей.

Модель каждого занятия включает следующие этапы: мотивационный, основной (выполнение комплексной читательской задачи), рефлексивный (подведение итогов).

Этап 1. Мотивационный (3-5 мин)

Задача этого этапа – активизировать познавательный интерес пятиклассников к предстоящему чтению, тематике текстов, связать чтение и актуальные для пятиклассников проблемы. Все темы, предложенные для пятого класса, учитывают возрастные особенности, круг чтения пятиклассников, жизненные и учебно-познавательные интересы. В начале занятия педагог может обсудить с ребятами с учетом их житейского опыта тему путешествий по родной стране, участие в школьных и общероссийских конкурсах, важность знакомства с биографиями выдающихся людей, внимательное отношение к истории и архитектуре своего города. На этом же этапе обсуждается форма работы на данном занятии и участие каждого.

Этап 2. Основной – выполнение комплексной читательской задачи

Цель этого этапа – познакомить пятиклассников с различными приемами работы с информацией в тексте при выполнении читательской комплексной задачи. Читательская задача может состоять из разного количества заданий. Важно не просто выполнять задания и соотносить с правильным ответом, а учить пятиклассников объяснять, как они использовали тот или иной прием, пришли к тому или иному решению, выводу. На занятиях в 5 классе предполагается овладение приемами поиска и извлечения информации разного вида (текстовой, графической) по заданной теме из различных источников (художественный и публицистический тексты, заметки с сайта, включающих визуальный объект), ее осмысление и оперирование ею; выделения главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации, представленной в разных частях текста; выявления визуальной информации, представленной на карте, сопоставления информации, выявленной в тексте, с информацией, содержащейся в графическом объекте (географическая карта, фотография); работа с множественным текстом, представленным на сайте; анализа информации учебно-научного текста (биография), представленной в виде таблицы. Для поддержания интереса и максимальной вовлеченности каждого пятиклассника в деятельность предлагаются различные формы проведения данного этапа занятия: работа в группах, деловая игра, игра-расследование, самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждением. Организация процесса обсуждения выполнения задания необходима при любой форме проведения занятия: обсуждаем, почему такой ответ, почему возникли неточности в ответе, как пришли к такому решению, каково подтверждение выбранного ответа в тексте и др. Работа должна идти на бумажных носителях, где отражается ход работы (в тексте ребята подчеркивают необходимую информацию, графически обозначают связи между частями текста и др.), записываются ответы. Можно использовать электронную доску для проецирования текстов, заданий, ответов и критериев оценивания. Целесообразно с учетом подготовки пятиклассников предъявлять комплексную читательскую задачу либо целиком, либо дозировано, частями. Однако текст/ тексты для чтения всегда предлагается полностью.

Этап 3. Рефлексивный

На этом этапе подводятся итоги занятия, причем делать это важно не формально, а ориентировать пятиклассников на содержательную оценку выполнения заданий. С учетом формы проведения занятия рефлексия может быть организована как в группе, так и с использованием индивидуального листа самооценки. Перед пятиклассниками важно поставить вопросы: «Что получилось и не получилось?», «Какой прием помог выполнить задание?», «Что важно учесть при чтении текстов в следующий раз?», «Захотелось ли вам прочитать полный текст книги?», «Было ли вам интересно?», «Какие советы вы бы дали своим одноклассникам, чтобы они стали более вдумчивыми читателями?», «Как сегодняшнее занятие может помочь вам при решении проблем, возникающих в повседневной жизни?» и др. Нам всем хочется, чтобы знания, полученные в школе, не лежали мертвым грузом в голове, потому что еще выдающийся советский и российский педагог Исаак Яковлевич Лернер заметил, что хаотичное нагромождение большого объема знаний, рассчитанных на запоминание, накапливается, как умственный жир, не имея перспектив превратиться в умственный мускул.

Учитель-профессионал мечтает видеть своих выпускников успешными и делает все для этого. Согласитесь, что сформированная читательская грамотность помогает школьникам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь.



Задачи для 5 класса

ЕСЛИ ТЫ ПОТЕРЯЛСЯ В ЛЕСУ

Формат текста: составной.

Текст 1

Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришел в себя.Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень просто всё получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто.

Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и снова

бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», –отрешённо подумал он.

В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» –вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, сбросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево...

Подкрепившись, он собрал кучу кедровых шишек, размял

их и стал насыпать в карманы орехи. Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?» Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён. Наконец Васютка

забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север.

Эта ночь была особенно длинной и тревожной. Васютке всё казалось, что кто-то плывёт по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторки, то пароходные гудки. Под утро он и в самом деле уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут-бут-бут... Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота.

–Неужели дождался?

–Васютка вскочил, протёр глаза и закричал:

–Стучит!

–И опять прислушался и начал, приплясывая, напевать:

–Бот стучит, стучит, стучит!..

Тут же опомнился, схватил свои манатки и побежал по берегу навстречу боту. Потом кинулся назад и стал складывать в костёр все припасённые дрова: догадался, что у костра скорей его заметят.

Взметнулись искры, высоко поднялось пламя. Наконец из предрассветной мглы выплыл высокий неуклюжий силуэт бота.

Тема: Из русской литературы XXвека / В.П. Астафьев «Васюткино озеро».


Текст 2. Как не потеряться в лесу?

1.Не надевайте в лес камуфляж! Не носите серое, чёрное, тёмно-синее в лесу. Дети должны быть обязательно в ярком, желательно со светоотражающими полосками.

2.У того, кто идёт в лес, должен быть с собой полностью заряженный телефон.

3.Очень хорошая штука –GPS-трекеры, браслеты или наручные часы. Эти приборы фиксируют координаты и отправляют их вам по SMS. Детям и старикам о

ни нужны обязательно.

4. Главное правило для потерявшегося, особенно ребёнка, –оставаться на месте!

5. Объясните своим близким, что в лесу необходимо держаться тропинок и дорожек, двигаться вдоль просек и линий ЛЭП и избегать рек. Покажите детям, как выглядит болото, и объясните, почему его всегда надо обходить.

6. В идеале с собой должны быть: спички, нож, свисток, вода, еда, туалетная бумага, важные лекарства, влажные салфетки и яркий пакет для мусора, тёплая одежда, компас, и им надо уметь пользоваться.

7. Когда вы идёте за грибами, не забудьте сделать две вещи: спланировать маршрут и сообщить близким, что вы уходите в лес. И, пожалуйста, не думайте, что заблудиться рядом с домом невозможно, что вы знаете лес как свои пять пальцев.

8. Объясните ребёнку, что если он заблудился, ему необходимо:

–оставаться на месте;

–ни в коем случае не есть ни грибов, ни ягод;

–не приближаться к водоёмам, не пить из них;

–не залезать на дерево, это не поможет;

–если слышишь шум, шорох, крики, звуки

–стучать палкой по дереву, кричать, свистеть;

–ещё раз, это важно: обязательно откликаться, если зовут, лучше всего стучать палкой по дереву

–этот звук распространяется гораздо дальше, чем голос;

–ждать помощь и не бояться, что тебя отругают

–заблудиться может каждый. Тебя будут искать мама, папа, полиция, поисковики, собаки, незнакомые люди и даже вертолёт;

–кстати, если ты видишь, что летит вертолёт, надо помочь ему тебя заметить: выйди на открытое пространство, ляг, размахивай руками и ногами. Стоящего человека увидеть сложней;

–если тебя зовёт по имени чужой человек, это тот, кто приехал специально тебя искать.


Задания:

1.Васютка вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Как вы понимаете это выражение?

2.Почему главный герой, нарушивший практически все правила безопасности, всё равно выжил?

3.Завершилось бы всё благополучно, если бы Васютка соблюдал пункт N4? Объясните свою точку зрения

4.Какие современные устройства вы посоветуете взять человеку, собирающемуся в лес?



НАКАЗАНИЯ В ШКОЛЕ

Формат текста: составной.

Текст 1

Между тем учитель, полагая, что он накануне не хотел сказывать урока из упрямства, счёл за нужное строго наказать его.

– Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, – сказал он Алёше, –тем скромнее

и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтоб вы во зло его употребляли. Вы заслуживаете наказание за вчерашнее упрямство, а сегодня вы ещё увеличили вину вашу тем, что солгали. Господа! –продолжал учитель, обратясь к пансионерам. –Запрещаю всем вам говорить с Алёшею до тех пор, пока он совершенно исправится. А так как, вероятно, для него это небольшое наказание, то велите подать розги.

Принесли розги... Алеша был в отчаянии! В первый ещё раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же –Алёшу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться...

–Надо было думать об этом прежде, – был ему ответ. Слёзы и раскаяние Алёши тронули товарищей, и они начали просить за него; а Алёша, чувствуя, что не заслужил их сострадания, еще горше стал плакать! Наконец учитель приведён был в жалость.

–Хорошо! –сказал он.

–Я прощу вас ради просьбы товарищей ваших, но с тем, чтоб вы пред всеми признались в вашей вине и объявили,

когда вы выучили заданный урок?

Алёша совершенно потерял голову... он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о чёрной курице, о рыцарях, о маленьких людях...

Учитель не дал ему договорить...

–Как! –вскричал он с гневом. – Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня ещё вздумали дурачить, рассказывая сказку о чёрной курице?.. Этого слишком уже много. Нет, дети! Вы видите сами, что его нельзя не наказать! И бедного Алёшу высекли!!

С поникшею головою, с растерзанным сердцем, Алёша пошёл в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу! Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман... конопляного зёрнышка в нём не было! Алёша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно!

Ввечеру, когда другие дети пришли спать, он также лёг в постель, но заснуть никак не мог! Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение исправиться, хотя чувствовал, что

конопляное зёрнышко возвратить невозможно!

Тема: Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».


Текст 2

«Попадало» не только обычным ученикам, но и наследникам императорской семьи. Николая I и его брата Михаила нередко бил линейками, ружейным шомполом и розгами воспитатель Матвей Ламздорф.

Александра II и его детей воспитывали уже более либерально: вместо физических наказаний применяли ограничения в еде, досуге и встречах с родителями. Возможно, поэтому император-освободитель в 1864 году

издал Указ об изъятии телесных наказаний учащихся средних учебных заведений. Хотя на деле такая практика сохранялась, особенно в сельских и приходских училищах. Ученика могли потаскать за уши или волосы, ударить по пальцам линейкой, поставить в угол. А в гимназиях стали заносить проступки школьников в специальный журнал-кондуит.

Провинности отражались на оценке по поведению, а самой жёсткой формой наказания стало исключение из учебного заведения: либо временное отлучение, либо с правом дальнейшего обучения в другом месте, либо «с волчьим билетом» –без права на продолжение обучения,

где бы то ни было.


Текст 3

.

Пословицы и поговорки:

Каков грех, такова и расправа.

Вольно тому шалить, кто смолоду не бит.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Головы повинной не секут, не рубят.

Выдрали как Сидорову козу.

1.За что был наказан главный герой сказки? Какое наказание он получил?


2.Опираясь на текст 1, определите, на чьей стороне автор?

3.Как вы считаете, заслуживал ли Алёша наказания?

4.Случалось ли вам обманывать близких людей? Какие чувства вы испытывали? Какие наказания вы получили?

5.Как вы понимаете смысл предложения «Стыд и раскаяние наполняли его душу»?

6.Раньше учеников за плохие поступки наказывали розгами. Как вы думаете, какие меры наказания сегодня можно использовать в школах?

7.Как вы думаете, нужны ли наказания? Свой ответ аргументируйте, обратившись к тексту 2 и 3



ЦАРСКИЙ ПИР

Формат текста: сплошной.

Текст.

Фрагмент сказки «Царевна-лягушка»

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая из кубка пьёт –не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест –косточки за правый рукав бросает.

Жёны старших царевичей увидели это –и туда же: чего не допьют –в рукав льют, чего не доедят –в другой кладут. А к чему, зачем –того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом –стало озеро, махнула правым –поплыли по озеру белые

лебеди. Царь и все гости диву дались. А как пере

стала она плясать, всё исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жёны старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами –всех гостей забрызгали; как махнули правыми –костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из

горницы.

Тема: Фольклор. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Задания

1.Как раскрывается характер Василисы на фоне жен других царевичей?

2.Как рассказчик относится к Василисе?

3.Почему царь рассердился на старших невесток?

4.Что такое горница?

5.Какие детали на картине В. Васнецова и во фрагменте текста сказки указывают на особенности быта Киевской Руси?

6.Предположите, почему В. Васнецов изобразил именно этот эпизод сказки? («Царевна-лягушка». Пир. Худ. В. Васнецов)

7.Составьте правила поведения на пиру у царя


БАСНИ ЭЗОПА И КРЫЛОВА

Формат текста: составной.

Текст 1

Ворон и лисица

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да

и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос.

Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом.

А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, –ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Эзоп


Текст 2

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё н

е впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

___

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал –с ним была плутовка такова.

И.А. Крылов. Басни.

Задания

1.Что общего между текстами Эзопа и Крылова? Оформите ответ в виде схемы или таблицы

2.Что отличает героев басен? Оформите ответ в виде схемы или таблицы. Если получится, продолжите предыдущую таблицу

3.Какая басня вам нравится больше и почему?

4.Придумайте историю о ровесниках, когда лесть и обман были наказаны


ОТЕЦ И СЫН

Формат текста: несплошной.

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Глава «Я и мой отец»

Вообще все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением. Отец также поверил этому и делал иногда попытки заняться моим воспитанием, но попытки эти всегда кончались неудачей. При виде строгого и угрюмого лица, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, я робел и замыкался в себе. Я стоял перед ним, переминаясь, теребя свои штанишки, и озирался по сторонам. Временами что-то как будто подымалось у меня в груди; мне хотелось, чтоб он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди, и, быть может, мы вместе заплакали бы –ребёнок и суровый мужчина –о нашей общей утрате. Но он смотрел на меня отуманенными глазами, как будто поверх моей головы, и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом.

–Ты помнишь матушку?

Помнил ли я её? О да, я помнил её! Я помнил, как, бывало, просыпаясь ночью, я искал в темноте её нежные руки и крепко прижимался к ним, покрывая их поцелуями. Я помнил её, когда она сидела больная перед открытым окном и грустно оглядывала чудную весеннюю картину, прощаясь с нею в последний год своей жизни. О да, я помнил её!.. Когда она, вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверёк, забился в угол и смотрел на неё горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь

ужас загадки о жизни и смерти. А потом, когда её унесли в толпе незнакомых людей, не мои ли рыдания звучали сдавленным стоном в сумраке первой ночи моего сиротства? О да, я её помнил!..

И теперь часто, в глухую полночь, я просыпался, полный любви, которая теснилась в груди, переполняя детское сердце, –просыпался с улыбкой счастия, в блаженном неведении, навеянном розовыми снами детства. И опять, как прежде, мне казалось, что она со мною, что я сейчас встречу её любящую милую ласку. Но мои руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества. Тогда я сжимал руками своё маленькое, больно стучавшее сердце, и слёзы прожигали горячими струями мои щёки. О да, я помнил её!..

Но на вопрос высокого, угрюмого человека, в котором я желал, но не мог почувствовать родную душу, я съёживался ещё более и тихо выдёргивал из его руки свою ручонку. И он отворачивался от меня с досадою и болью. Он чувствовал, что не имеет на меня ни малейшего влияния, что между нами стоит какая-то неодолимая стена. Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась всё шире и глубже. Он всё более убеждался, что я –дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем, и сознание, что он должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не находит для

этой любви угла в своём сердце, ещё увеличивало его нерасположение.

И я это чувствовал.


Задания

1.Как раскрываются отношения отца и сына?

2. Найдите в тексте слова, выражения, которые передают чувства мальчика и взрослого человека

3.Почему отец и сын не понимают друг друга?

4.Каково значение слова «угрюмый»?

5.Почему в тексте угрюмым названы лицо героя и сам герой?

6.Какие детали на иллюстрации Г. Фитингофа и во фрагменте текста повести указывают на пропасть между близкими людьми?

7.Предположите, почему Г. Фитингоф изобразил именно этот эпизод повести?

8.Расскажите, как можно утешить близкого человека? Как помочь отцу и сыну найти взаимопонимание?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование читательской грамотности на уроках литературы

Автор: Надежда Григорьевна Цукорова

Дата: 17.05.2023

Номер свидетельства: 631749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Формирование читательской грамотности обучающихся во внеурочной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_obuchaiushchikhsia_vo_vneurochnoi_deiateln"
    ["file_id"] => string(6) "632891"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685556526"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в основной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomy_formirovaniia_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_lite"
    ["file_id"] => string(6) "633219"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686049068"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Формирование читательской грамотности на уроках литературы (на примере урока "Данко - романтический герой?" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_literatury_na_primere_uroka_dan"
    ["file_id"] => string(6) "606704"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652375984"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности»"
    ["seo_title"] => string(59) "master_klass_priiomy_formirovaniia_chitatelskoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "627636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1678968707"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства