Формирование читательской грамотности на уроках литературы (на примере урока "Данко - романтический герой?" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")
Формирование читательской грамотности на уроках литературы (на примере урока "Данко - романтический герой?" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")
На примере урока литературы показаны приемы, позволяющие формировать у обучающихся навыки читательской грамотности: чтение художественного текста, анализ с точки зрения изобразительно-выразительных средств, умение находить сходство и различие объектов анализа, умение находить ответы на поставленные вопросы,находить и формулировать авторскую позицию, умение интерпретировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. В конструкте представлены варианты заданий для групповой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках литературы (на примере урока "Данко - романтический герой?" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")»
Конструкт открытого урока литературы
«Данко- романтический герой»
в 7 классе
Составитель: Фатхулина Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Тип урока: урок закрепления новых знаний
Методическая цель урока:
- формирование навыков смыслового чтения учащихся.
Задачи:
- показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”;
- проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
- через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям,
- формировать навыки читательской грамотности через анализ художественного текста.
Оборудование: портрет М. Горького, иллюстрации разных художников к легенде о Данко, раздаточный материал для работы с текстом легенды.
Планируемые результаты:
предметные:
знают и соблюдают нормы русского литературного языка;
знают признаки романтизма,
анализируют художественный текст с точки зрения лексических средств и средств художественной выразительности,
умеют формулировать главную мысль, проблему художественного текста,
анализируют образы героев художественного произведения,
анализируют иллюстрации как дополнительное идейно-композиционное средство художественного текста.
метапредметные:
личностные:
выражают положительное отношение к процессу познания;
оценивают собственную учебную деятельность;
принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
познавательные:
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме;
структурируют знания;
строят рассуждения.
регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу;
планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;
анализируют свою работу;
оценивают уровень владения учебным действием.
коммуникативные:
умеют координировать различные позиции в сотрудничестве;
контролируют действия свои и партнёра;
формируют собственное мнение и позицию.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1
Организационный этап
2
Этап мотивации.
Слово учителя. Обсуждение эпиграфа
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу)
Анализируют эпиграф, формулируют предполагаемую проблему урока на основе эпиграфа.
Личностные: понимают определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
3.
Этап целеполагания.
Определим цель урока:
- повторить материал о романтизме и романтическом герое на примере легенды о Данко,
- сформулировать главный смысл этого произведения,
- закрепить умение анализировать художественный текст.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
4.
Этап актуализации знаний
Вспомним то, о чём говорили на прошлом уроке, актуализируем свои знания.
Карточка «Проверь себя – найди соответствие»
приложение 1
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
5.
Этап получения новых знаний
Знакомство с сюжетом легенды
Пересказывают основные действия легенды, перечисляют героев.
Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
Какие главные понятия мы сегодня бы для себя отметили?
Записывают нравственные понятия, необходимые для понимания текста: герой, героический, поступок, подвиг, самоотверженный, самопожертвование, трусость, предательство.
Объясняют их.
6.
Физминутка
Личностные:осознают необходимость заботы о здоровье
7.
Этап тренировки умений (работа с текстом)
Групповая работа с текстом
Приложение 2
1,2,3 группа – работа с художественным текстом по плану (анализ героев, вставьте пропущенные слова, работа с терминами),
4 группа – работа с иллюстрациями,
5 группа – тест по содержанию легенды.
Познавательные: осуществляют поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществляют запись (фиксацию) указанной учителем информации; пользуются знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; строят сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему; находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; воспринимают смысл познавательных текстов, выделяют информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществляют синтез как составление целого из частей;
Какие обстоятельства заставляют его проявлять свои самые сильные стороны?
Какие качества личности героя вы назовёте исключительными?
В чём состоит конфликт героя с обществом? И почему это конфликт разрастается?
Чем заканчивается противостояние?
Данко – романтический герой?
На основе анализа художественного текста делают выводы о главной мысли рассказчика, автора произведения.
Формулируют полный ответ на предложенные вопросы.
Регулятивные: оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений.
9.
Этап подведения итогов.
О чём легенда? О ком легенда?
В чём сила романтического героя?
Маленький исторический экскурс. Рассказ написан в 1894 году после поездки на юг России. В этот период в нашей стране была очень напряженная ситуация: назревали серьезные изменения во внутренней политике страны, менялись взаимоотношения с другими странами, достаточно непростое положение экономическое, самодержавие давало трещину… И, наверное, Горький как и любой творческий человек с чувствительной душой, ощущал предстоящие изменения. Поэтому появилась необходимость возвращения к такому течению, как романтизм, созданию нового героя – романтического: сильного смелого, самоотверженного.
Нужен ли был такой герой в сложившейся исторической обстановке того времени? Какую роль выполняла литература в истории страны?
Ответы ребят
Достигли цели, поставленной в начале урока?
Личностные:понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные:приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и на других уроках.
10.
Рефлексия.
Составление синквейна
Составляют синквейн
Личностные: понимают определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
11.
Этап объяснения домашнего задания
Литература направляет нас. Давайте вспомним цели урока – закрепить знание о романтизме, умение анализировать художественный текст, сформулировать главную мысль легенды о Данко. Хорошо, когда произведение заставляет задуматься, оставляет этакое послевкусие, просит продолжения, раздумий. Я надеюсь, что сегодняшняя беседа не оставила вас равнодушными. И чтобы не останавливаться на достигнутом, прошу вас сделать еще одно задание: сформулируйте проблемный вопрос, который требует ответа после прочтения рассказа «Старуха Изергиль»
Напишите сочинение-рассуждение, выбрав одну из тем: “Красивые – всегда смелы”. В чём истинная красота человека?» Приведите в качестве доказательства примеры из художественных произведений: один из легенды о Данко, второй – из другого произведения на ваш выбор
Формулирование проблемного вопроса – как перспективы дальнейших размышлений.
Личностные:приобретают мотивацию процесса образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу
Спасибо вам за урок, желаю всем здоровья!
Приложение 1.
Задание для проверки пройденного материала
Проверь себя. Найди соответствие.
Романтизм
жанр художественного произведения, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
Романтический герой
художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Легенда
исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Проверь себя. Допиши литературоведческий термин.
рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Проверь себя. Найди соответствие.
Романтизм
жанр художественного произведенияз, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
Романтический герой
художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Легенда
исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Проверь себя. Допиши литературоведческий термин.
рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Проверь себя. Найди соответствие.
Романтизм
жанр художественного произведенияз, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
Романтический герой
художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Легенда
исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Проверь себя. Допиши литературоведческий термин.
рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Приложение 2.
Задание для групповой работы – анализ художественного текста.
Задание для 1 группы.
Дополните фразы о Данко (работа с текстом).
1) Данко-один из тех людей, молодой _______________. ______________всегда смелы.
2) Посмотрели на него и увидели, что_____ _____________ из всех, потому что____________________
_________________________________.
3)____________________пошли за ним-____________________________________________в него.
4) Путь был____________________________________________.
5) Шли они _______________________________________________.
6) Лес тал гуще, сил стало меньше. Люди стали_________________________________________на него.
7) А он шёл впереди и был_____________________________и __________________________________.
Сформулируйте вывод, используя наводящие вопросы.
В чём выражается исключительность героя Данко?
Какие обстоятельства заставляют его проявлять свои самые сильные стороны?
Какие качества личности героя вы назовёте исключительными?
В чём состоит конфликт героя с обществом? И почему это конфликт разрастается?
Чем заканчивается противостояние?
Данко – романтический герой?
Задание для 1 группы.
Дополните фразы о Данко (работа с текстом).
1) Данко-один из тех людей, молодой _______________. ______________всегда смелы.
2) Посмотрели на него и увидели, что_____ _____________ из всех, потому что____________________
_________________________________.
3)____________________пошли за ним-____________________________________________в него.
4) Путь был____________________________________________.
5) Шли они _______________________________________________.
6) Лес тал гуще, сил стало меньше. Люди стали_________________________________________на него.
7) А он шёл впереди и был_____________________________и __________________________________.
Сформулируйте вывод, используя наводящие вопросы.
В чём выражается исключительность героя Данко?
Какие обстоятельства заставляют его проявлять свои самые сильные стороны?
Какие качества личности героя вы назовёте исключительными?
В чём состоит конфликт героя с обществом? И почему это конфликт разрастается?
Чем заканчивается противостояние?
Данко – романтический герой?
Задание для 1 группы.
Дополните фразы о Данко (работа с текстом).
1) Данко-один из тех людей, молодой _______________. ______________всегда смелы.
2) Посмотрели на него и увидели, что_____ _____________ из всех, потому что____________________
_________________________________.
3)____________________пошли за ним-____________________________________________в него.
4) Путь был____________________________________________.
5) Шли они _______________________________________________.
6) Лес тал гуще, сил стало меньше. Люди стали_________________________________________на него.
7) А он шёл впереди и был_____________________________и __________________________________.
Сформулируйте вывод, используя наводящие вопросы.
В чём выражается исключительность героя Данко?
Какие обстоятельства заставляют его проявлять свои самые сильные стороны?
Какие качества личности героя вы назовёте исключительными?
В чём состоит конфликт героя с обществом? И почему это конфликт разрастается?
Чем заканчивается противостояние?
Данко – романтический герой?
Задание для 2 группы.
Проанализируйте предложенные понятия, найдите их значение в словаре, разделите их на две группы, объясните своё решение о делении.
Какие обстоятельства заставляют его проявлять свои самые сильные стороны?
Какие качества личности героя вы назовёте исключительными?
В чём состоит конфликт героя с обществом? И почему это конфликт разрастается?
Чем заканчивается противостояние?
Данко – романтический герой?
Задание для 3 группы.
Охарактеризуйте героев легенды цитатами из текста. Сделайте вывод о том, какие средства лексические, художественные использует автор для изображения своих героев.
Данко
Племя
До того, как их прогнали
Но тут явился Данко… Какой он? (прилагательные)
Как к нему относится племя? (глаголы)
Как он относится к людям своего племени? (глаголы)
Как относится племя к Данко, когда устало? (их обращение к нему)
Сердце Данко
Какими стали люди, увидев сердце? (прилагательные, причастия, наречия)
Как умер Данко?
Как люди отнеслись к смерти Данко?
Подсказки: противопоставление (антитеза), усиление значения (градация), символичность, скрытое сравнение (метафора).
Задание для 3 группы.
Охарактеризуйте героев легенды цитатами из текста. Сделайте вывод о том, какие средства лексические, художественные использует автор для изображения своих героев.
Данко
Племя
До того, как их прогнали
Но тут явился Данко… Какой он? (прилагательные)
Как к нему относится племя? (глаголы)
Как он относится к людям своего племени? (глаголы)
Как относится племя к Данко, когда устало? (их обращение к нему)
Сердце Данко
Какими стали люди, увидев сердце? (прилагательные, причастия, наречия)
Как умер Данко?
Как люди отнеслись к смерти Данко?
Подсказки: противопоставление (антитеза), усиление значения (градация), символичность, скрытое сравнение (метафора).
Задание для 4 группы.
Проанализируйте иллюстрации разных художников. Сделайте вывод о главной мысли легенды и иллюстраций. Пользуйтесь подсказками для формулирования своих высказываний. (Иллюстрации в отдельном приложении)
Мы рассмотрели несколько иллюстраций к легенде. На иллюстрациях изображено
На первом плане
На заднем плане
Каждый из художеников хотел обратить внимание
Главной темой своих иллюстраций они выбрали тему
Глядя на иллюстрацию, мы задумываемся о
Задание для 4 группы.
Проанализируйте иллюстрации разных художников. Сделайте вывод о главной мысли легенды и иллюстраций. Пользуйтесь подсказками для формулирования своих высказываний. (Иллюстрации в отдельном приложении)
Мы рассмотрели несколько иллюстраций к легенде. На иллюстрациях изображено
На первом плане
На заднем плане
Каждый из художеников хотел обратить внимание
Главной темой своих иллюстраций они выбрали тему
Глядя на иллюстрацию, мы задумываемся о
Задание для 4 группы.
Проанализируйте иллюстрации разных художников. Сделайте вывод о главной мысли легенды и иллюстраций. Пользуйтесь подсказками для формулирования своих высказываний. (Иллюстрации в отдельном приложении)
Мы рассмотрели несколько иллюстраций к легенде. На иллюстрациях изображено
На первом плане
На заднем плане
Каждый из художеников хотел обратить внимание
Главной темой своих иллюстраций они выбрали тему
Глядя на иллюстрацию, мы задумываемся о
Худ. К.Безбородов, 1965 г
.
Худ. Е.Шарапова
Худ. Б.А.Дехтерев
Задание для 5 группы.
Прочитав текст легенды, ответьте на вопросы теста. Сформулируйте вывод о главной проблеме произведения и главном герое в произвольной форме.
Прочитав текст легенды, ответьте на вопросы теста. Сформулируйте вывод о главной проблеме произведения и главном герое в произвольной форме.
Фамилия, имя учащегося, класс, дата
1.К какому жанру можно отнести отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко»?
1) повесть 3) сказка
2) басня 4) легенда
2. Какова тема произведения?
1) бессилие человека
2) подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей
3) бесславный поступок Данко
3. Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения. Укажите кульминационный момент в отрывке «Данко».
1) «Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно».
2) «Что я сделаю для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».
3) «Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом... И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко...»
4) «...Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».
4. Почему гибли люди в лесу?
1) их убивали люди других племён
2) от страха
3) от смрада болот
4) от голода
5. Почему сильные люди не могли умереть в боях с врагами?
1) они боялись злых духов
2) они были бессмертными
3) они не умели воевать
4) у них были заветы
6. Продолжите фразу: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда …»
1) мужественны 3) смелы
2) горды 4) сильны
7. Почему люди пошли за Данко?
1) у него был факел
2) у него был компас
3) они поверили ему
8. В чём люди стали обвинять Данко?
1) в бессилии
2) в неумении разжечь огонь
3) в молодости и неопытности, неумении управлять людьми
4) в глупости
9. Какие чувства испытывает Данко к людям?
1) равнодушие
2) презрение
3) жалость и любовь
4) ненависть и ярость
10. Как люди отнеслись к смерти Данко?
1) они сожалели о его смерти
2) они посчитали его смерть бессмысленной
3) люди были благодарны Данко за спасение
4) они не заметили, как умер Данко
Фамилия, имя учащегося, класс, дата
1.К какому жанру можно отнести отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко»?
1) повесть 3) сказка
2) басня 4) легенда
2. Какова тема произведения?
1) бессилие человека
2) подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей
3) бесславный поступок Данко
3. Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения. Укажите кульминационный момент в отрывке «Данко».
1) «Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно».
2) «Что я сделаю для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».
3) «Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом... И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко...»
4) «...Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».
4. Почему гибли люди в лесу?
1) их убивали люди других племён
2) от страха
3) от смрада болот
4) от голода
5. Почему сильные люди не могли умереть в боях с врагами?
1) они боялись злых духов
2) они были бессмертными
3) они не умели воевать
4) у них были заветы
6. Продолжите фразу: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда …»
1) мужественны 3) смелы
2) горды 4) сильны
7. Почему люди пошли за Данко?
1) у него был факел
2) у него был компас
3) они поверили ему
8. В чём люди стали обвинять Данко?
1) в бессилии
2) в неумении разжечь огонь
3) в молодости и неопытности, неумении управлять людьми