Формирование читательской грамотности младших школьников
Формирование читательской грамотности младших школьников
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад, но не теряют своей актуальности по сей день.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности младших школьников»
Слайд 1. нужен ли?
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Белоцерковская Анастасия Валерьевна, я учитель начальных классов Обдорской гимназии.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад, но не теряют своей актуальности по сей день.
Ведь сегодня,чтение и работа с информацией занимают особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Данные учебные действия являются составляющими читательской грамотности.
Проблема формирования читательской грамотности приобретает сегодня. Это подтверждают данные отечественных социологов: «Число постоянно читающих людей в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%».
Если говорить о нашем регионе, то важно отметить, что в ПОСТАНОВЛЕНИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ЧТЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В 2018 - 2021 ГОДАХ", принятой 12 февраля 2018 года говорится об острой проблеме уровня читаемости в библиотеках системы культуры среди населения, в том числе детей до 14 лет.
Данные исследований по итогам независимой оценки готовности обучающихся 5 классов в 2018-2019 учебном году показали, что наиболее типичные затруднения выпускников начальной школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Обдорская гимназия» г. Салехарда в области чтения сосредоточены в рамках умений, направленных на общее понимание текста, что говорит о низком уровне понимания прочитанного и низком уровне анализа и оценки текста соответственно.
Являясь сторонником того убеждения, что читательская деятельность составляет основу умения учиться, передо мной, учителем начальных классов, который создает эту основу, проблема формирования читательской грамотности занимает особое место среди ключевых направлений работы.
Работая первый год в гимназии (2017 -2018 уч.г.) в 1Д классе, я столкнулась с определенными трудностями, которые были связаны сорганизацией работы с текстом. Все эти трудности, в частности низкая скорость чтения, непонимание смысла прочитанного, поиск необходимой информации следовали из одной большой проблемы – дети не хотят читать, у них нет мотивации. Ведь не для кого не секрет, что чтение книг у современных детей заменяется многочасовым времяпровождением перед компьютером или телефоном.
Поэтому передо мной стояла задача, которая заключалась не только в поиске эффективных методов и приёмов по формированию необходимых читательских умений, но и в повышении мотивации к чтению у младших школьников.
На первом этапе мной были изучены современные формы, приёмы и технологии работы с текстом. В педагогическом пространстве существует множество различных методик и технологий, способствующих формированию читательской грамотности младших школьников.
Работа второго этапа продолжается по сей день.Мы выделяем два направленияработы - 1. Поиск и разработка инновационных форм работы с текстом, 2. Повышение мотивации к чтению путем сотрудничества с библиотекой по организации мероприятий; участие младших школьников в олимпиадах и конкурсах.
Третий этап заключается в поиске и устранении недостатков. Работа этого этапа проводится постоянно.
На 4 этапе будет подведен анализ проделанной работы.
Остановимся более подробно на втором этапе. В чем заключается наша работа по первому направлению?Это создание учебных электронных курсов.
Электронный учебный курс - это совокупность графической, текстовой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации пользователя.
За основу разработки данных курсов мы взяли программное обеспечение компании iSpring Suite. Это крупная российская компания, работающая как в РФ, так и за рубежом, разработчики которой создали платформу для организации дистанционного обучения. На базе этой платформы создан конструктор электронных курсов. Преимущество данного конструктора в том, что он прост в использовании. ПО устанавливается на компьютер как доп.надстройка программы Power Point. После его установки в панели инструментов появляется вкладка iSpring Suite. Открыв её мы можем приступать к разработке курса. ПО позволяет добавлять видео и фото материалы, разрабатывать интерактивности и тесты различной формы. На наш взгляд такой курс может стать альтернативой работе с текстом. На слайде представлен фрагмент занятия внеурочной дея-сти «В мире книг» на тему: «Герои рассказов Валентины Александровны Осеевой».
На сегодняшний день создано более 15 курсов. Они размещены на яндекс диске в свободном доступе. Работа по разработке подобных курсов продолжается. Работают с ними пока только ученики 3Д класса Обдорской гимназии в рамках внеурочной деятельности «В мире книг». Но я очень надеюсь, что в будущем моими разработками будут пользоваться мои коллеги.
Что же касается второго направления работы – повышение мотивации к чтению – здесь мы можем отметить результативное участие учеников 3 Д класса в олимпиадах и конкурсах. На слайде представлены дипломы победителей международных олимпиад, а также участники конкурса чтецов «Мелодии полярного круга 2019 и 2020 годов» и победители школьного конкурса чтецов, посвященного 85-летию со дня образования ЯНАО.
Кроме того, мы активно используем ресурсы библиотеки гимназии. На слайде представлен фрагмент мероприятия, проведенного совместно с библиотекой «Посвящение в читатели - 2019».
Опыт работы был представлен мною на региональном конкурсе «Новый учитель Ямала – 2018», на весенней педагогической сессии в г.Лабытнанги, а также опубликованы в электронном журнале педагогического сообщества «Вестник просвещения».
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать» - люблю я повторять эту фразу своим ученикам..
Спасибо за внимание! Готова ответить на Ваши вопросы.