kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о формирование читательской грамотности у младших школьников. Рассмотрены такие пункты:.

1.Развитие навыков чтения и понимания текста у младших школьников

2. Формирование эмоциональной и эстетической компетентности через литературное чтение

3. Использование творческих методов и техник на уроках литературного чтения для развития читательской компетентности

4. Оценка и мотивация учеников в процессе формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения»

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения

В современном мире, где информация доступна в неограниченном количестве и формате, развитие читательской компетентности становится одним из ключевых задач образовательной системы. Особенно важным этот аспект является для младших школьников, которые только начинают свое знакомство с миром литературы. Уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании у детей навыков и умений, необходимых для успешного чтения и понимания текста.

Чтение – это не только процесс декодирования букв и слов, но и активное взаимодействие с текстом. Развивая читательскую компетентность у младших школьников на уроках литературного чтения, мы помогаем им осознать значение прочитанного, анализировать содержание, строить связи между фрагментами текста. Это позволяет детям развивать критическое мышление, расширять свой кругозор и обогащать словарный запас.

Цель данной статьи – рассмотреть основные методы и подходы к формированию читательской компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения. Будут рассмотрены различные аспекты работы с текстом, такие как чтение вслух, обсуждение прочитанного, анализ и интерпретация произведений. Автор статьи проведет анализ существующих подходов и предложит свои рекомендации по организации эффективных уроков литературного чтения для младших школьников.

Введение в мир литературы: основные понятия и цели уроков литературного чтения

Введение в мир литературы - это важный этап формирования читательской компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения. На этом этапе учащимся представляются основные понятия, связанные с литературой, а также определяются цели и задачи уроков литературного чтения.

Основными понятиями, которые должны быть представлены на уроках литературного чтения, являются понятия "литература", "книга", "автор", "герой", "сюжет" и др. Учащиеся должны понимать, что литература - это искусство слова, которое передает чувства, мысли, эмоции автора, а также вызывает эти чувства и эмоции у читателя. Знакомство с понятием "книга" позволяет детям понять, что литературные произведения могут быть записаны на разных носителях - бумажных или электронных. Понятие "автор" вводит младших школьников в понимание того, что за каждым произведением стоит определенный человек, который его создал. "Герой" - это главный или один из главных персонажей произведения, с которым читатель может сопереживать и отождествляться. "Сюжет" - это последовательность событий, развивающихся в произведении.

Определение целей и задач уроков литературного чтения позволяет младшим школьникам понять, что основная цель этих уроков - развитие их читательской компетентности. Читательская компетентность - это способность понимать и оценивать произведения литературы, наслаждаться чтением, развивать свою речь, интеллектуальные способности, эмоционально откликаться на прочитанное.

Кроме того, задачей уроков литературного чтения является развитие у школьников интереса к чтению, формирование навыков самостоятельного чтения, развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы. Уроки литературного чтения помогают расширить кругозор учащихся, знакомят их с разными литературными жанрами и познакомляют с произведениями классической и современной литературы.

Таким образом, введение в мир литературы на уроках литературного чтения является важным этапом формирования читательской компетентности у младших школьников. Основные понятия и цели уроков литературного чтения помогают детям понять суть литературы, развивают их читательские навыки, расширяют кругозор и формируют интерес к чтению.

Развитие навыков чтения и понимания текста у младших школьников

Развитие навыков чтения и понимания текста является одной из важнейших задач на уроках литературного чтения для младших школьников. В данном подразделе рассмотрим различные методы и приемы, которые помогут формировать читательскую компетентность у детей этого возраста.

Одним из первых шагов в развитии навыков чтения является овладение алфавитом и буквенным анализом. При работе с младшими школьниками важно использовать разнообразные игры и задания, которые позволят детям запомнить буквы, их звуки и правила чтения. Такие игры могут включать составление слов из букв, чтение и запись простых предложений, а также игровые упражнения на узнавание звуков и букв.

Дополнительно к обучению алфавиту, необходимо активно развивать у детей навыки чтения и понимания текста. Особое внимание следует уделить формированию сложных навыков, таких как выделение главной мысли или ключевых идей текста, определение признаков героя, анализ причинно-следственных связей и многое другое. Для этого можно использовать различные методы, наглядные материалы, игры и упражнения.

Одним из эффективных методов развития навыков чтения и понимания текста является чтение с пониманием. В процессе чтения учитель поддерживает диалог с учениками, задает вопросы по содержанию текста, помогает понять значения незнакомых слов. Такой подход позволяет активизировать мыслительные процессы детей, развить их критическое мышление и способность сопоставлять различные информации.

Важным моментом в развитии навыков чтения и понимания текста является работа с различными типами текстов. Учитель должен представлять детям разнообразные жанры литературы - сказки, стихи, рассказы и т.д. Такой подход позволит расширить лексический запас детей, развить их эмоциональную сферу и воображение. Кроме того, работа с разными жанрами позволяет учащимся ощутить различные стили письма и научиться анализировать их особенности.

Важно также проводить работу по читательской самостоятельности учеников. Дети должны иметь возможность самостоятельно выбирать книги для чтения и оценивать их. Учитель должен стимулировать интерес к чтению, создавая атмосферу, в которой чтение становится увлекательным и интересным. Также необходимо обсуждать прочитанные книги с учениками, анализировать их содержание, обмениваться мыслями и впечатлениями.

В заключение, развитие навыков чтения и понимания текста у младших школьников является важной составляющей обучения литературному чтению. Работа по формированию читательской компетентности у младших школьников включает в себя овладение алфавитом, развитие навыков чтения с пониманием, работу с различными типами текстов и стимулирование читательской самостоятельности. Разнообразные методы и приемы помогут в достижении этой цели и сделают процесс обучения интересным и увлекательным для детей.

Формирование эмоциональной и эстетической компетентности через литературное чтение

Формирование эмоциональной и эстетической компетентности через литературное чтениеОдной из важнейших задач литературного чтения на уроках младших классов является формирование эмоциональной и эстетической компетентности у учеников. Чтение художественных произведений не только способствует развитию языковых навыков и обогащению лексического запаса, но и позволяет расширить эмоциональный диапазон ребенка, развить его воображение и чувство красоты.

Взаимодействие с художественной литературой помогает детям испытывать и осознавать различные эмоции. Ребенок вместе с героями произведений переживает радость, горе, страх, смех, сострадание и многие другие чувства, что позволяет ему лучше понимать и контролировать свои эмоциональные реакции. Чтение книг становится для детей важным инструментом, помогающим осознать свои эмоции и освободиться от эмоциональных негативных состояний, таких как стресс или гнев.

Благодаря литературному чтению младшим школьникам открываются различные миры и персонажи, что способствует развитию их воображения. Ребенок начинает представлять себе описанные автором места, события, образы героев, создавая свой индивидуальный внутренний мир. Это позволяет ему развивать творческое мышление, формировать навыки анализа, синтеза и абстрагирования. В результате интеллектуальная и эмоциональная сферы ребенка становятся более гибкими и богатыми.

Читая художественные произведения, ученики лучше понимают и ценят красоту слова и языка. Художественная литература открывает перед ними новые формы выражения, стили, метафорику, которая помогает осознавать и ценить эстетические качества произведений. Особенно важно, чтобы ученики с раннего возраста знакомились с литературой, которая отличается красотой языка и описаниями, чтобы они могли ощутить истинное удовольствие от чтения и осознать ценность литературы как искусства.

Для развития эстетической компетентности важно включать в учебный процесс разнообразные виды художественных произведений: стихотворения, сказки, рассказы, повести. Художественная литература различных жанров позволяет ученикам расширять свои представления о мире, доброте, красоте, оказывая положительное воздействие на их мировоззрение и ценностные ориентации.

Чтение художественных произведений на уроках литературного чтения способствует формированию эмоциональной и эстетической компетентности у младших школьников. Они учатся понимать и контролировать свои эмоции, развивать воображение и творческое мышление, а также осознавать и ценить красоту языка и искусства. Эти навыки оказывают важное влияние на развитие личности ребенка, помогая ему стать эмоционально и эстетически грамотным читателем.

Использование творческих методов и техник на уроках литературного чтения для развития читательской компетентности

Использование творческих методов и техник на уроках литературного чтения является одним из эффективных способов развития читательской компетентности младших школьников. Такой подход позволяет не только богато раскрыть содержание произведений, но и активизировать участие детей в процессе усвоения литературы.

Одним из таких методов является драматизация текстов. Делая акцент на активном чтении, на уроках проводятся драматизации отрывков произведений. Младшие школьники могут стать участниками театрализованного представления, воплощая героев, а также учиться внимательному слушанию и наблюдению за действием. Такой подход стимулирует развитие воображения и эмоциональности, помогает лучше понять художественные образы и отношения между персонажами.

Кроме того, игровые методики также применяются на уроках литературного чтения. Они позволяют детям активно участвовать в образовательном процессе и одновременно развивать свои когнитивные и творческие способности. Например, проводятся игры-ассоциации, в которых каждый участник должен назвать слово или понятие, связанное с текстом произведения. Такие игры помогают формировать умение анализировать и связывать различные элементы текста, а также развивать логическое мышление.

Творческие методы и техники на уроках литературного чтения также включают в себя работу с иллюстрациями. Аккуратно выполненные иллюстрации к произведению помогают детям визуализировать события и героев, а также призваны вызывать интерес к тексту. На уроках предлагаются задания на создание собственных иллюстраций, что стимулирует детей к творческой активности, развивает их художественные способности и воображение.

Кроме этого, на уроках литературного чтения практикуются различные техники читательского творчества. Например, ученикам предлагается придумывать альтернативные концовки произведений или создавать собственные истории с использованием персонажей из разных книг. Такие задания развивают у детей способность к творческому мышлению, дает им возможность самостоятельно принимать решения и самовыражаться через письменное творчество.

Использование творческих методов и техник на уроках литературного чтения помогает не только формировать читательскую компетентность младших школьников, но и развивать их личность, расширять кругозор и развивать творческое мышление. Такой подход к обучению литературе помогает воспитывать интерес к чтению, формировать эмоциональное отношение к произведениям и развивать аналитическое мышление у детей.

Оценка и мотивация учеников в процессе формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения

Оценка и мотивация учеников играют важную роль в процессе формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения. Они помогают ученикам осознать важность чтения и развить интерес к книгам.

Оценка может быть как формальной, так и неформальной. Формальная оценка происходит в виде оценок и ученических достижений. Например, учитель может оценивать учеников по результатам тестов, контрольных работ или письменных работ. Такая оценка может быть полезной, чтобы отслеживать прогресс каждого ученика и помочь им улучшить свои навыки чтения.

Но необходимо помнить, что формальная оценка не должна быть единственным критерием для определения успехов учеников. Важно также оценить их мотивацию и интерес к чтению. Чтение должно быть не только обязательным занятием, но и увлекательным процессом, который ученик желает продолжать в свободное время.

Один из подходов к оценке и мотивации учеников в процессе формирования читательской компетентности - это использование наград и похвалы. Учитель может поощрять учеников за прочитанные книги, активное участие в уроках или интересные и оригинальные ответы. Награды могут быть самыми разными - от похвальных слов и специальных отметок до небольших подарков или возможности выбрать книгу для следующего чтения. Это помогает ученикам понимать, что их усилия и достижения в чтении оцениваются и ценятся, что в свою очередь стимулирует их дальнейшее чтение.

Кроме наград, мотивацию можно поддерживать также через индивидуальный подход к каждому ученику. Учителя могут поощрять интересы и предпочтения учеников, например, позволяя им выбирать книги из определенного жанра или разрешая вести дискуссии о книгах, которые они уже прочитали. Это позволяет ученикам чувствовать себя важными и ценными членами класса, а также развивает самостоятельность и уверенность в себе.

Для формирования читательской компетентности также важно включить родителей в процесс. Учителя могут сообщать родителям о достижениях и успехах их детей в чтении и просить их поддерживать и мотивировать их дома. Чтение в семье и домашнее чтение могут оказывать большое влияние на развитие читательских навыков ученика.

В конце концов, оценка и мотивация играют ключевую роль в формировании читательской компетентности у младших школьников. Они помогают ученикам осознать важность чтения, развить интерес к книгам и развить навыки чтения. Подходы к оценке и мотивации могут быть разными, но награды, поддержка интересов учеников и вовлечение родителей - ключевые составляющие успешного формирования читательской компетентности у младших школьников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вахромеева Анастасия Олеговна

Дата: 02.04.2024

Номер свидетельства: 648430

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Обобщение опыта по теме "Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и вне учебной деятельности" "
    ["seo_title"] => string(150) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-formirovaniie-chitatiel-skoi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-urochnoi-i-vnie-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "180076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425121807"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440706841"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_chitatelskoi_kompetentnosti_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "492014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545402092"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА  УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ» (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(154) "dokladnatiemuformirovaniiechitatielskoikompietientsiimladshikhshkolnikovsriedstvamisovriemiennykhtiekhnologiinaurokakhlitieraturnogochtieniiaizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "268987"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450721532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства