kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Живопись стиха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

 к бинарному открытому уроку

на тему: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия-это живопись, которую слышат».

(в рамках проекта «Неугасимая лампада»)

Тип урока: усвоение нового материала с опорой на предыдущие знания.

 Метод проведения урока: комбинированный: слово учителя; беседа с классом,запись выводов; выразительное чтение стихов; самостоятельная творческая работа учеников(сочинение собственных стихов), подбор стихов русских классиков на заданную тему; рисунки после урока как итог пройденного материал и контроль знаний.

Цели урока: углубить знания в области изобразительно-выразительных средств 

                 разных видов искусства;

                 учить филологическому анализу  поэтического текста;

                 учить понимать и чувствовать поэтические образы,использовать

                  изобразительные средства языка и возможности живописи,   

                  чуткому восприятию окружающего  мира через язык

                  художественного произведения  и язык живописи;

                  развивать образное мышление;

                  формировать умение сопоставлять особенности разных видов  

                  искусств; умение  самостоятельно добывать знания, используя

                  лишь направление учителя, его установку на поиск знаний;

                  учить воспринимать многообразие красок  Божьего мира, использовать    

                  возможности русского языка в общении; 

                ценить и беречь родной язык, воспитывать любовь к родному краю, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Живопись стиха" »

НОУ Православная гимназия

им. Святителя Афанасия Ковровского.













Методические рекомендации

к бинарному открытому уроку

на тему: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия-это живопись, которую слышат».

(в рамках проекта «Неугасимая лампада»)








Составили:

Завьялова Н.А.

Лобанова Л. А



г. Владимир

2013г.








Тип урока: усвоение нового материала с опорой на предыдущие знания.

Метод проведения урока: комбинированный: слово учителя; беседа с классом ,запись выводов; выразительное чтение стихов; самостоятельная творческая работа учеников(сочинение собственных стихов), подбор стихов русских классиков на заданную тему; рисунки после урока как итог пройденного материал и контроль знаний.

Цели урока: углубить знания в области изобразительно-выразительных средств

разных видов искусства;

учить филологическому анализу поэтического текста;

учить понимать и чувствовать поэтические образы ,использовать

изобразительные средства языка и возможности живописи,

чуткому восприятию окружающего мира через язык

художественного произведения и язык живописи;

развивать образное мышление;

формировать умение сопоставлять особенности разных видов

искусств; умение самостоятельно добывать знания, используя

лишь направление учителя, его установку на поиск знаний;

учить воспринимать многообразие красок Божьего мира, использовать

возможности русского языка в общении;

ценить и беречь родной язык , воспитывать любовь к родному краю,

Методические рекомендации к уроку:

до урока ученики готовят по строфе из стихотворений русских

классиков о весне или придумывают сами с заданием (в стихах

должны быть эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и

оксюмороны).

Двое учеников готовят наизусть стихотворение И. Рутенина

«Гремит весна», И. Бунина «Еще и холоден и сыр февральский

воздух».

Подготовить музыкальное сопровождение к уроку

С. Рахманинов « Вешние воды», Г.Григ «Пер Гюнт»(или музыку из к.ф. «Метель»Г.Свиридова) .

Подготовить видеоряд на тему «весенние пейзажи» художников

И.Левитан ,В.Поленов, И.Шишкин, А.К.Саврасов, К.Ф.Юон, А.И.Куинджи. Альбомы и гуашь для итоговой творческой работы.

В рабочих тетрадях по литературе подготовлена таблица для работы над анализом стиха (постоянно используется на уроках по работе с комплексным анализом текста).

Тема

Идея

Средства создания образа

Ключевое слово

Цитата

Изобразительно-выразительные средства





Язык поэзии

Язык живописи








План – конспект урока.


Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок: вы видите двух учителей-литературы и живописи, звучит музыка, а на столе у вас сборники стихов, альбомы, краски…Вы догадались, что сегодня речь пойдет о разных видах искусства.

Вопросы к ученикам:

- Какие виды искусства вы знаете?

- А что такое искусство? (после высказывания учеников высвечивается «Искусство-это творческое отражение ,воспроизведение действительности в художественных образах»).

- Что объединяет все виды искусства? (Это плод творчества, фантазии, вымысел, воображение…)

Учитель: Да, искусство говорит образами. В произведениях искусства автор не воспроизводит окружающий мир, а создает его в своем воображении. Дома вы должны были поискать в словарях корнеслова историю происхождения слова «образ».

Ученики предлагают свои варианты. На экране дается толкование.

- А какое слово произошло от слова «образ»? – Воображение.

- Разберем его по составу. У нас выделяется приставка во - Что выражает в нашем языке эта морфема. Подберем слова с ней.(вошли, ворваться). Таким образом, она обозначает «движение внутрь» ..

А значит, чтобы раскрыть смысл образа в произведении, надо войти вовнутрь его через воображение. А воображение – это плод наших ассоциаций.

А теперь обратимся к экрану. (Предлагаем цитату, давшую название уроку: «Живопись-это поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат»).

-Что объединяет живопись и поэзию? Как вы понимаете это высказывание?

-А теперь, чтобы поговорить о поэзии и живописи, рассмотрим значение этих слов, исходя из происхождения их. «Живопись – изобразительное искусство-создание художественных образов с помощью красок».«Живо и писать»-«живописание…-писать жизнь живо, картинно».

-«Поэзия». «Лирика»- вспомним, откуда пошло название. Лира – инструмент,

на котором исполняли стихи в Древней Греции. (На экране появляются толкования слов. «Поэзия - словесное художественное творчество. Лирика-род литературных произведений, выражающих чувства и переживания»).

- А в стихах автор передает свои личные переживания. А как же мы понимаем такие личные переживания? (Ученики могут вспомнить, что в поэзии, как в любом виде искусства, есть свои подсказки, тропки, которые помогают раскрыть смысл произведения, загадку слова, его тайну.)

-Что же это за тропки? Ученики называют: изобразительно-выразительные средства.

-А интересно, какие выразительно-изобразительные средства используют художники? Может быть, для создания образов живописец использует те же самые?

На экране таблица.

Выразительные средства:

Язык поэзии Язык живописи

Эпитет Колорит

Метафора Символ

Олицетворение Аллегория

Сравнение Передача настроения

Композиция Композиция

Звукопись Звукопись


Учитель ИЗО проводит эту часть урока.Посмотрев на картины художников проведем параллель между изображением и сочинением. Художник рисует при помощи красок передовая настроение, состояние природы, цветовую гамму, время суток, освещенность и свое мировоззрение. У живописцев краски , у поэтов слова. Стихи нам объясняют как можно рисовать картину словами. По ходу беседы ученики должны соединить стрелками одинаковые художественные средства и подтвердить их строчками стихов, соответственно иллюстрациям из видеоряда картин художников.

-Учитель: по содержанию стихов, пейзажей вы догадались, что речь пойдет о весне.

-А какие ассоциации у вас рождаются, когда вспоминаешь весну? (солнце греет теплее, ручьи журчат, грачи прилетают, небо голубое и высокое, день длиннее, воздух прозрачнее…)


-Учитель: Да, весна разная и у каждого своя. Давайте послушаем стихотворение поэта ХХ века Иоанна Рутенина «Грядет весна». Ученик читает стихотворение наизусть:

Грядет весна! Нахлынут воды,

Порабощенные зимой.

Не знаю выше я свободы,

Чем снега, ставшего водой!


С души свалился снег мой вечный –

Нелегкий груз минувших лет.

И луч, великих дней предтеча,

Мне льет на веки чистый свет.


Поникли гордые знамена.

Древки сломались. Пыль и дым.

Упали стены Вавилона:

Вода весны течет по ним!


Никем не будет снег оплакан.

Среди веселья вешних вод

Зачнет земля иные злаки –

Иной весны иной народ.


…Гряди, весна! Нахлыньте, воды,

Порабощенные зимой!

Не знаю выше я свободы,

Чем снега, ставшего водой!

-Учитель:

Какие образы рождались у вас, когда вы слушали?

Эта часть анализа является вводной, и потому главная задача – создать в воображении ассоциативный ряд. Чтение сопровождается музыкой С.Рахманинова и видеорядом.

-Музыка созвучна стихам? (гремит, шумит, поет весна, потому что тает снег и вешние воды вырываются на свободу из – под снега. А были порабощены зимой. И снег не жаль, «он не будет оплакан »).

- А как связаны образы природы в стихотворении с состоянием души человека? «Луч льет свет на веки» Просветляет. Был слеп - стал зрячим, то есть изменилась природа, изменился человек.

-А как можно ответить на вопрос об изменении человека? Что происходит с ним? Вспомните, что скоро мы будем встречать самый большой православный праздник – Пасху .(Наша задача подвести учеников к слову « преображение» .В этом слове мы вновь встречаем корень «образ». Подберите однокоренные слова: создавать - образовать- творить- изменять. А что означает приставка пре-? (пере- то есть переделать, изменить; или близка по значению к слову «очень» - очень изменить)-.И как же подходит этот образ весны к значению слова «преобразовать»!.В стихотворении И. Рутенина не просто ожидание перемен , а вера , что они грядут, и «земля зачнет иные злаки».

Вторая часть урока начинается со звуков мелодии из оперы Г.Грига « Пер Гюнт»(или Г.Свиридова «Метель»).

Под звуки музыки учитель читает строки из Библии (12глава. «Ветхого Завета») Тихое дуновение Бога мы слышим и в других стихах, помогающих нам увидеть красоту пробуждающейся природы, А « ведь искусство – это приоткрытая дверь в вечность…Искусство должно стать незримой ступенью ко Христу».

Ученик читает стихотворение И.Бунина «Еще и холоден…»


Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет Божий мир.


Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.


Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.


Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит.

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия

Предлагаем по ходу чтения стихотворения просмотреть видеоряд весенних пейзажей. Это будет подготовкой к итоговой работе.

-Учитель: Мы сейчас попробуем проникнуть в мастерскую поэта. Вспомним, что находится в центре произведений искусства? (образ Божьего мира)

Учитель предлагает ребятам воспользоваться приготовленной таблицей изобразительно-выразительных средств поэзии и живописи. По ходу беседы ученики ее заполняют. Беседа носит перекрестных характер: к раскрытию образов подводят оба учителя - ИЗО и литературы.

Мы должны подвести к мысли, что разными выразительными средствами художник слова и пейзажист приходят к созданию образа.

Вопросы для беседы.

-Каково настроение стихотворения?

-В чем отличие этих двух произведений и что их объединяет? ( Весна представлена не в бурных потоках тающего снега. В тихом ожидании природы пробуждения. Преображения. Это как бы тихое дуновение .Красота Божьего мира здесь также присутствует)

-Давайте назовем ключевые слова. Помогающие нам раскрыть основные образы стихотворения. Слова заносим в таблицу и подбираем цитату.

(воздух- « холоден и сыр».Учитель живописи предлагает подобрать цветовые образы. И так в течение всего разбора ).

« Небо смотрит ясным взглядом» - олицетворение

« Снег слезится» - олицетворение.

«Ложится отблеск «- олиетворение.

« Отблеск голубой» - эпитет.

Обратите внимание на интересный образ: «…сквозят деревья в лоне небосклона». Здесь как нельзя лучшей подсказкой может стать живописный образ. Что такое «лоно»? Это слово мы сейчас редко употребляем. Как называются такие слова в лексике? Устаревшие. Не стоит добиваться точного определения этого слова («тело женщины, грудь»). Достаточно, чтобы ученики назвали –« на фоне неба, в окружении, в укрытии. под защитой»…Надо добиться. чтобы отметили, что слово придает возвышенный. приподнятый смысл поэтическому образу.

-Какова главная мысль стихотворения, найдите подтверждения ее. Это и будет идеей стихотворения. («Любовь и радость бытия…Божьего мира красота»).

-А теперь заключительная часть урока. Вы должны создать свой образ весны из тех ключевых картин, что мы разобрали. А затем мы послушаем ваши стихи на тему весны. Оценку с точки зрения художественного образа будут давать сами слушатели.

Итогом, результатом урока будут созданные пейзажи и стихи.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Живопись стиха"

Автор: Лобанова Людмила Александровна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Открытый урок по музыке"
    ["seo_title"] => string(23) "otkrytyi_urok_po_muzyke"
    ["file_id"] => string(6) "527952"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574283080"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "открытый урок "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403872342"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект открытого урока по теме "Графический редактор Paint""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-grafichieskii-riedaktor-paint"
    ["file_id"] => string(6) "253029"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447508270"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект на тему "Море в произведениях искусства" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-na-tiemu-morie-v-proizviedieniiakh-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "112999"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409058916"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Открытый интегрированный урок по ИЗО на тему "Рисование по воображению" "
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi-intieghrirovannyi-urok-po-izo-na-tiemu-risovaniie-po-voobrazhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "137688"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства