на тему: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия-это живопись, которую слышат».
(в рамках проекта «Неугасимая лампада»)
Тип урока: усвоение нового материала с опорой на предыдущие знания.
Метод проведения урока: комбинированный: слово учителя; беседа с классом,запись выводов; выразительное чтение стихов; самостоятельная творческая работа учеников(сочинение собственных стихов), подбор стихов русских классиков на заданную тему; рисунки после урока как итог пройденного материал и контроль знаний.
Цели урока: углубить знания в области изобразительно-выразительных средств
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Живопись стиха" »
НОУ Православная гимназия
им. Святителя Афанасия Ковровского.
Методические рекомендации
к бинарному открытому уроку
на тему: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия-это живопись, которую слышат».
(в рамках проекта «Неугасимая лампада»)
Составили:
Завьялова Н.А.
Лобанова Л. А
г. Владимир
2013г.
Тип урока: усвоение нового материала с опорой на предыдущие знания.
Метод проведения урока: комбинированный: слово учителя; беседа с классом ,запись выводов; выразительное чтение стихов; самостоятельная творческая работа учеников(сочинение собственных стихов), подбор стихов русских классиков на заданную тему; рисунки после урока как итог пройденного материал и контроль знаний.
Цели урока: углубить знания в области изобразительно-выразительных средств
учить понимать и чувствовать поэтические образы ,использовать
изобразительные средства языка и возможности живописи,
чуткому восприятию окружающего мира через язык
художественного произведения и язык живописи;
развивать образное мышление;
формировать умение сопоставлять особенности разных видов
искусств; умение самостоятельно добывать знания, используя
лишь направление учителя, его установку на поиск знаний;
учить воспринимать многообразие красок Божьего мира, использовать
возможности русского языка в общении;
ценить и беречь родной язык , воспитывать любовь к родному краю,
Методические рекомендации к уроку:
до урока ученики готовят по строфе из стихотворений русских
классиков о весне или придумывают сами с заданием (в стихах
должны быть эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и
оксюмороны).
Двое учеников готовят наизусть стихотворение И. Рутенина
«Гремит весна», И. Бунина «Еще и холоден и сыр февральский
воздух».
Подготовить музыкальное сопровождение к уроку
С. Рахманинов « Вешние воды», Г.Григ «Пер Гюнт»(или музыку из к.ф. «Метель»Г.Свиридова) .
Подготовить видеоряд на тему «весенние пейзажи» художников
И.Левитан ,В.Поленов, И.Шишкин, А.К.Саврасов, К.Ф.Юон, А.И.Куинджи. Альбомы и гуашь для итоговой творческой работы.
В рабочих тетрадях по литературе подготовлена таблица для работы над анализом стиха (постоянно используется на уроках по работе с комплексным анализом текста).
Тема
Идея
Средства создания образа
Ключевое слово
Цитата
Изобразительно-выразительные средства
Язык поэзии
Язык живописи
План – конспект урока.
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок: вы видите двух учителей-литературы и живописи, звучит музыка, а на столе у вас сборники стихов, альбомы, краски…Вы догадались, что сегодня речь пойдет о разных видах искусства.
Вопросы к ученикам:
- Какие виды искусства вы знаете?
- А что такое искусство? (после высказывания учеников высвечивается «Искусство-это творческое отражение ,воспроизведение действительности в художественных образах»).
- Что объединяет все виды искусства? (Это плод творчества, фантазии, вымысел, воображение…)
Учитель: Да, искусство говорит образами. В произведениях искусства автор не воспроизводит окружающий мир, а создает его в своем воображении. Дома вы должны были поискать в словарях корнеслова историю происхождения слова «образ».
Ученики предлагают свои варианты. На экране дается толкование.
- А какое слово произошло от слова «образ»? – Воображение.
- Разберем его по составу. У нас выделяется приставка во - Что выражает в нашем языке эта морфема. Подберем слова с ней.(вошли, ворваться). Таким образом, она обозначает «движение внутрь» ..
А значит, чтобы раскрыть смысл образа в произведении, надо войти вовнутрь его через воображение. А воображение – это плод наших ассоциаций.
А теперь обратимся к экрану. (Предлагаем цитату, давшую название уроку: «Живопись-это поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат»).
-Что объединяет живопись и поэзию? Как вы понимаете это высказывание?
-А теперь, чтобы поговорить о поэзии и живописи, рассмотрим значение этих слов, исходя из происхождения их. «Живопись – изобразительное искусство-создание художественных образов с помощью красок».«Живо и писать»-«живописание…-писать жизнь живо, картинно».
-«Поэзия». «Лирика»- вспомним, откуда пошло название. Лира – инструмент,
на котором исполняли стихи в Древней Греции. (На экране появляются толкования слов. «Поэзия - словесное художественное творчество. Лирика-род литературных произведений, выражающих чувства и переживания»).
- А в стихах автор передает свои личные переживания. А как же мы понимаем такие личные переживания? (Ученики могут вспомнить, что в поэзии, как в любом виде искусства, есть свои подсказки, тропки, которые помогают раскрыть смысл произведения, загадку слова, его тайну.)
-Что же это за тропки? Ученики называют: изобразительно-выразительные средства.
-А интересно, какие выразительно-изобразительные средства используют художники? Может быть, для создания образов живописец использует те же самые?
На экране таблица.
Выразительные средства:
Язык поэзии Язык живописи
Эпитет Колорит
Метафора Символ
Олицетворение Аллегория
Сравнение Передача настроения
Композиция Композиция
Звукопись Звукопись
Учитель ИЗО проводит эту часть урока.Посмотрев на картины художников проведем параллель между изображением и сочинением. Художник рисует при помощи красок передовая настроение, состояние природы, цветовую гамму, время суток, освещенность и свое мировоззрение. У живописцев краски , у поэтов слова. Стихи нам объясняют как можно рисовать картину словами. По ходу беседы ученики должны соединить стрелками одинаковые художественные средства и подтвердить их строчками стихов, соответственно иллюстрациям из видеоряда картин художников.
-Учитель: по содержанию стихов, пейзажей вы догадались, что речь пойдет о весне.
-А какие ассоциации у вас рождаются, когда вспоминаешь весну? (солнце греет теплее, ручьи журчат, грачи прилетают, небо голубое и высокое, день длиннее, воздух прозрачнее…)
-Учитель: Да, весна разная и у каждого своя. Давайте послушаем стихотворение поэта ХХ века Иоанна Рутенина «Грядет весна». Ученик читает стихотворение наизусть:
Грядет весна! Нахлынут воды,
Порабощенные зимой.
Не знаю выше я свободы,
Чем снега, ставшего водой!
С души свалился снег мой вечный –
Нелегкий груз минувших лет.
И луч, великих дней предтеча,
Мне льет на веки чистый свет.
Поникли гордые знамена.
Древки сломались. Пыль и дым.
Упали стены Вавилона:
Вода весны течет по ним!
Никем не будет снег оплакан.
Среди веселья вешних вод
Зачнет земля иные злаки –
Иной весны иной народ.
…Гряди, весна! Нахлыньте, воды,
Порабощенные зимой!
Не знаю выше я свободы,
Чем снега, ставшего водой!
-Учитель:
Какие образы рождались у вас, когда вы слушали?
Эта часть анализа является вводной, и потому главная задача – создать в воображении ассоциативный ряд. Чтение сопровождается музыкой С.Рахманинова и видеорядом.
-Музыка созвучна стихам? (гремит, шумит, поет весна, потому что тает снег и вешние воды вырываются на свободу из – под снега. А были порабощены зимой. И снег не жаль, «он не будет оплакан »).
- А как связаны образы природы в стихотворении с состоянием души человека? «Луч льет свет на веки» Просветляет. Был слеп - стал зрячим, то есть изменилась природа, изменился человек.
-А как можно ответить на вопрос об изменении человека? Что происходит с ним? Вспомните, что скоро мы будем встречать самый большой православный праздник – Пасху .(Наша задача подвести учеников к слову « преображение» .В этом слове мы вновь встречаем корень «образ». Подберите однокоренные слова: создавать - образовать- творить- изменять. А что означает приставка пре-? (пере- то есть переделать, изменить; или близка по значению к слову «очень» - очень изменить)-.И как же подходит этот образ весны к значению слова «преобразовать»!.В стихотворении И. Рутенина не просто ожидание перемен , а вера , что они грядут, и «земля зачнет иные злаки».
Вторая часть урока начинается со звуков мелодии из оперы Г.Грига « Пер Гюнт»(или Г.Свиридова «Метель»).
Под звуки музыки учитель читает строки из Библии (12глава. «Ветхого Завета») Тихое дуновение Бога мы слышим и в других стихах, помогающих нам увидеть красоту пробуждающейся природы, А « ведь искусство – это приоткрытая дверь в вечность…Искусство должно стать незримой ступенью ко Христу».
Ученик читает стихотворение И.Бунина «Еще и холоден…»
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит.
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия
Предлагаем по ходу чтения стихотворения просмотреть видеоряд весенних пейзажей. Это будет подготовкой к итоговой работе.
-Учитель: Мы сейчас попробуем проникнуть в мастерскую поэта. Вспомним, что находится в центре произведений искусства? (образ Божьего мира)
Учитель предлагает ребятам воспользоваться приготовленной таблицей изобразительно-выразительных средств поэзии и живописи. По ходу беседы ученики ее заполняют. Беседа носит перекрестных характер: к раскрытию образов подводят оба учителя - ИЗО и литературы.
Мы должны подвести к мысли, что разными выразительными средствами художник слова и пейзажист приходят к созданию образа.
Вопросы для беседы.
-Каково настроение стихотворения?
-В чем отличие этих двух произведений и что их объединяет? ( Весна представлена не в бурных потоках тающего снега. В тихом ожидании природы пробуждения. Преображения. Это как бы тихое дуновение .Красота Божьего мира здесь также присутствует)
-Давайте назовем ключевые слова. Помогающие нам раскрыть основные образы стихотворения. Слова заносим в таблицу и подбираем цитату.
(воздух- « холоден и сыр».Учитель живописи предлагает подобрать цветовые образы. И так в течение всего разбора ).
« Небо смотрит ясным взглядом» - олицетворение
« Снег слезится» - олицетворение.
«Ложится отблеск «- олиетворение.
« Отблеск голубой» - эпитет.
Обратите внимание на интересный образ: «…сквозят деревья в лоне небосклона». Здесь как нельзя лучшей подсказкой может стать живописный образ. Что такое «лоно»? Это слово мы сейчас редко употребляем. Как называются такие слова в лексике? Устаревшие. Не стоит добиваться точного определения этого слова («тело женщины, грудь»). Достаточно, чтобы ученики назвали –« на фоне неба, в окружении, в укрытии. под защитой»…Надо добиться. чтобы отметили, что слово придает возвышенный. приподнятый смысл поэтическому образу.
-Какова главная мысль стихотворения, найдите подтверждения ее. Это и будет идеей стихотворения. («Любовь и радость бытия…Божьего мира красота»).
-А теперь заключительная часть урока. Вы должны создать свой образ весны из тех ключевых картин, что мы разобрали. А затем мы послушаем ваши стихи на тему весны. Оценку с точки зрения художественного образа будут давать сами слушатели.
Итогом, результатом урока будут созданные пейзажи и стихи.