Духовное воспитание через "мысль семейную"
на уроках литературы в средней школе
Вахрушева Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4
г.Урай ХМАО –Югра Тюменской обл.
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как самоценной неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования, всех социальных институтов государства и общества. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в социально-производственную деятельность, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями, стремящимися к профессиональному успеху и созиданию собственного счастья. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение «духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования». Одним из основных приоритетных направлений развития духовно-нравственного воспитания детей является воспитание семейной культуры, так как роль семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания исключительна. Родительские чувства, родительская любовь - это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Главная задача образовательного процесса заключается в организации помощи обучающимся, состоящей в том, чтобы они смогли осмыслить значение новых знаний лично для себя. Таким образом, образование должно быть нацелено на внутренний мир учащихся — их чувства, отношения, мнения, понимание себя и окружающих. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие действия:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить в ладу с самим собой.
Важным средством формирования "науки учиться" являются уроки литературы. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения (слайд 3). Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Именно литературе принадлежит ведущая роль в осуществлении нравственного воспитания детей, т.к. тема семьи и воспитания стала одной из главных в произведениях многих писателей.
Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность создаётся в семье, в атмосфере, в которой человек растёт. Как сказал В.Г.Распутин: «Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важнее другой» ( слайд 4).
Поскольку каждый ученик имеет свой определённый духовный мир, можно говорить о проблемах, которые поднимаются в русской литературе, обращаясь к этому миру ребёнка, опираясь на его определённый социальный опыт опыта и проводя параллель с реалиями нашего времени. Отсюда и вытекает решение задач означенных выше.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти понятия взаимосвязаны
(слайд 5) Насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Как сказал небезызвестный нам К.Прутков: «Не будет в России настоящей семьи, не будет и России»(слайд 6)
В современных условиях необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. Поскольку каждый ученик имеет свой определённый духовный мир, можно говорить о проблемах, которые поднимаются в русской литературе, обращаясь к этому миру ребёнка, опираясь на его определённый социальный опыт и проводя параллель с реалиями нашего времени
Помочь учащимся научиться познавать окружающих мир давно стало составной частью в системе задач образовательных учреждении. Необходимо еще создавать условия для развития у школьников вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями. Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволят обучающимся получать знания всю жизнь.
При изучении произведений древнерусской литературы в 7 классе ребята знакомятся с "Повестью о Петре и Февронии Муромских", главные герои которой через все жизненные испытания проносят любовь и верность.( слайд 7) Они, в конце жизни принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день. И тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу - это ли недоказательство преданности мужа и жены друг другу?!
Помочь учащимся научиться работать (действовать) связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными). Чтобы научиться использовать знания на практике и применять их к решению теоретических проблем, необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления. Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества у школьников, как лидерство.
Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7кл) учащиеся должны задуматься над вопросом, является ли Тарас «народным героем». (слайд 8)В то же время на этих уроках идёт речь о трагедии отца, потерявшего сыновей. Это всегда сопоставление различных точек зрения, поиск решения и доказательство его справедливости. Оно способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся.
Помочь учащимся научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире.
При рассмотрении глав из повести Л.Н.Толстого "Детство"(7кл.) ученики пытаются понять переживания мальчика из далёкого 19 века, сравнивают семейный уклад и взаимоотношения членов семьи. (слайд 9) Для автора повести изобразить состояние человека, его душу как будто изнутри - это самое главное. Для учителя важно донести до учащихся нравственные проблемы, поднимаемые в произведении. Таким образом, развиваются составные части " науки учиться", как то интеллектуальная, исследовательская и др.
Помочь учащимся научиться жить в ладу с самим собой — значит способствовать расцвету собственной личности. Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации к познанию духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.
Продолжая знакомство с произведениями русской литературы в старших классах, учащиеся видят, как нелепо выглядит вторжение Печорина, героя романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9кл.) в семейную жизнь персонажей
(слайд 10). Семья - это одна из главных составных частей жизни человека. А Григорий Печорин не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась "ровным путём без цели".
Обращаясь к изучению драматургии в десятом классе, на примере драмы А.Н.Островского "Гроза" учащиеся видят главных героев - членов семьи купчихи Кабановой (слайд 11). Нужен ли такой уклад семейной жизни, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими? Ответ однозначен. И судьба Катерины, решившейся на самоубийство,- подтверждение тому.
Как нужно строить свою жизнь? Как налаживать взаимоотношения с окружающими? Как воспитать семьянина, любящего своих родителей?...
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем они могут обеспечить развитие своего интеллекта, т.е. построить траекторию своего развития. Литература, конечно, не даёт прямых ответов. Каждый должен решать сам. В том и состоит задача учителя литературы: духовно развивая, воспитывать уважение к членам семьи, семейным традициям, заботливое отношение к родителям и старшему поколению в семье, воспитывать умение научиться жить вместе и, таким образом, научиться сохранять общечеловеческие устои, думать о будущем своей земли – своей Родины.
Список литературы
Беспалько В. Природосообразная педагогика. М., Народное образование. - 2008
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М., 1990.
Ерёмина Т. Урок - мастерская по литературе. 7 - 9 классы. - М., "Чистые пруды", 2007
Кураев А.В. Основы православной культуры., 4-5 классы, М., Просвещение, 2010.
Основы светской этики 4 – 5 классы. – М., Просвещение, 2010.
Торопчина Л. Тема Дома и семьи в русской литературе 19 века. - Первое сентября. Литература. № 7 2007.
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. — М., 2000
8. Яновицкая Е., Адамский М. Большая дидактика и 1000мелочей в разноуровневом обучении. – С.-П., 2005
9. Интернет-ресурсы.