kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовное воспитание через "мысль семейную" на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собою заметку с презентацией о духовном воспитании на уроках  литературы. В предложенной работе рассматривается важность обращения к вопросам семейного воспитания через произведения художественной литературы, изучаемые в средних и старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Духовное воспитание»

Духовное воспитание через "мысль семейную"

на уроках литературы в средней школе


Вахрушева Ольга Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4

г.Урай ХМАО –Югра Тюменской обл.


В настоящее время общепризнанным является тот факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как самоценной неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования, всех социальных институтов государства и общества. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в социально-производственную деятельность, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями, стремящимися к профессио­нальному успеху и созиданию собственного счастья. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение «духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования». Одним из основных приоритетных направлений развития духовно-нравственного воспитания детей является воспитание семейной культуры, так как роль семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания исключительна. Родительские чувства, родительская любовь - это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Главная задача образовательного процесса заключается в организации помощи обучающимся, состоящей в том, чтобы они смогли осмыслить значение новых знаний лично для себя. Таким образом, образование долж­но быть нацелено на внутренний мир учащихся — их чувства, отношения, мнения, понимание себя и окружающих. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие действия:

- научиться познавать;

- научиться делать;

- научиться жить вместе;

- научиться жить в ладу с самим собой.


Важным средством формирования "науки учиться" являются уроки литературы. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения (слайд 3). Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Именно литературе принадлежит ведущая роль в осуществлении нравственного воспитания детей, т.к. тема семьи и воспитания стала одной из главных в произведениях многих писателей.

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность создаётся в семье, в атмосфере, в которой человек растёт. Как сказал В.Г.Распутин: «Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важнее другой» ( слайд 4).

Поскольку каждый ученик имеет свой определённый духовный мир, можно говорить о проблемах, которые поднимаются в русской литературе, обращаясь к этому миру ребёнка, опираясь на его определённый социальный опыт опыта и проводя параллель с реалиями нашего времени. Отсюда и вытекает решение задач означенных выше.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти понятия взаимосвязаны

(слайд 5) Насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Как сказал небезызвестный нам К.Прутков: «Не будет в России настоящей семьи, не будет и России»(слайд 6)

В современных условиях необходимо уже в школе способствовать вос­питанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. Поскольку каждый ученик имеет свой определённый духовный мир, можно говорить о проблемах, которые поднимаются в русской литературе, обращаясь к этому миру ребёнка, опираясь на его определённый социальный опыт и проводя параллель с реалиями нашего времени

Помочь учащимся научиться познавать окружающих мир давно стало составной частью в системе задач образовательных учреждении. Необходимо еще создавать условия для развития у школьников вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями. Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволят обучающимся получать зна­ния всю жизнь.

При изучении произведений древнерусской литературы в 7 классе ребята знакомятся с "Повестью о Петре и Февронии Муромских", главные герои которой через все жизненные испытания проносят любовь и верность.( слайд 7) Они, в конце жизни принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день. И тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу - это ли недоказательство преданности мужа и жены друг другу?!

Помочь учащимся научиться работать (действовать) связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональ­ной деятельности — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденны­ми). Чтобы научиться использовать знания на практике и применять их к решению теоретических проблем, необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления. Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества у школьников, как лидерство.

Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7кл) учащиеся должны задуматься над вопросом, является ли Тарас «народным героем». (слайд 8)В то же время на этих уроках идёт речь о трагедии отца, потерявшего сыновей. Это всегда сопоставление различных точек зрения, поиск решения и доказательство его справедливости. Оно способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся.

Помочь учащимся научиться жить вместе, воспитывая в себе при­нятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже в школе способствовать вос­питанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире.

При рассмотрении глав из повести Л.Н.Толстого "Детство"(7кл.) ученики пытаются понять переживания мальчика из далёкого 19 века, сравнивают семейный уклад и взаимоотношения членов семьи. (слайд 9) Для автора повести изобразить состояние человека, его душу как будто изнутри - это самое главное. Для учителя важно донести до учащихся нравственные проблемы, поднимаемые в произведении. Таким образом, развиваются составные части " науки учиться", как то интеллектуальная, исследовательская и др.

Помочь учащимся научиться жить в ладу с самим собой значит способствовать расцвету собственной личности. Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации к познанию духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мыш­ления, эстетических чувств, физических возможностей.

Продолжая знакомство с произведениями русской литературы в старших классах, учащиеся видят, как нелепо выглядит вторжение Печорина, героя романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9кл.) в семейную жизнь персонажей

(слайд 10). Семья - это одна из главных составных частей жизни человека. А Григорий Печорин не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась "ровным путём без цели".

Обращаясь к изучению драматургии в десятом классе, на примере драмы А.Н.Островского "Гроза" учащиеся видят главных героев - членов семьи купчихи Кабановой (слайд 11). Нужен ли такой уклад семейной жизни, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими? Ответ однозначен. И судьба Катерины, решившейся на самоубийство,- подтверждение тому.

Как нужно строить свою жизнь? Как налаживать взаимоотношения с окружающими? Как воспитать семьянина, любящего своих родителей?...

Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопо­знании, ибо только таким путем они могут обеспечить развитие своего интеллекта, т.е. построить траекторию своего развития. Литература, конечно, не даёт прямых ответов. Каждый должен решать сам. В том и состоит задача учителя литературы: духовно развивая, воспитывать уважение к членам семьи, семейным традициям, заботливое отношение к родителям и старшему поколению в семье, воспитывать умение научиться жить вместе и, таким образом, научиться сохранять общечеловеческие устои, думать о будущем своей земли – своей Родины.



Список литературы

  1. Беспалько В. Природосообразная педагогика. М., Народное образование. - 2008

  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М., 1990.

  3. Ерёмина Т. Урок - мастерская по литературе. 7 - 9 классы. - М., "Чистые пруды", 2007

  4. Кураев А.В. Основы православной культуры., 4-5 классы, М., Просвещение, 2010.

  5. Основы светской этики 4 – 5 классы. – М., Просвещение, 2010.

  1. Торопчина Л. Тема Дома и семьи в русской литературе 19 века. - Первое сентября. Литература. № 7 2007.

  2. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обра­зования. — М., 2000

8. Яновицкая Е., Адамский М. Большая дидактика и 1000мелочей в разноуровневом обучении. – С.-П., 2005

9. Интернет-ресурсы.

Просмотр содержимого презентации
«духовное восп-е на уроках литераутры»

Подготовила:  учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ №4 г.Урай  ХМАО-Югра Тюменской обл. Вахрушева Ольга Леонидовна

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Урай

ХМАО-Югра Тюменской обл.

Вахрушева Ольга Леонидовна

научиться познавать; научиться делать;  научиться жить вместе;  научиться  жить в ладу с самим собой.
  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить в ладу с самим собой.
базовая учебная дисциплина, формирующая духовный
  • базовая учебная дисциплина, формирующая духовный

облик и нравственные

ориентиры молодого

поколения

Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа ,люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важнее другой.  В.Г.Расп утин

Четыре подпорки есть у человека в

жизни: дом с семьёй, работа ,люди,

с кем вместе править праздники и

будни, и земля, на которой стоит

твой дом. И все четыре – одна

важнее другой.

В.Г.Расп утин

Общество семья

Общество

семья

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть о Петре и Февронии Муромских


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовное воспитание через "мысль семейную" на уроках литературы

Автор: Вахрушева Ольга Леонидовна

Дата: 02.12.2018

Номер свидетельства: 488612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Памятники моего города "
    ["seo_title"] => string(26) "pamiatniki-moiegho-ghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "172466"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423825449"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по английскому языку УМК Spotlight 2 - 4 классы "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-umk-spotlight-2-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "102444"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402506261"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства