kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детский фольклор на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор – устное народное творчество. Такое понятие дают учебники литературы, когда учащиеся средней школы начинают изучение фольклора. В сознании учащихся фольклор – это нечто устаревшее, «древнее», неинтересное и уж тем более не современное.

Однако уже в 5 классе программой по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (2013) учащимся предлагается понятие «детский фольклор», а в 7 классе речь идет о «современной жизни малых жанров фольклора» и «судьбах школьного фольклора».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детский фольклор на уроках литературы »


Детский фольклор на уроках литературы

Фольклор – устное народное творчество. Такое понятие дают учебники литературы, когда учащиеся средней школы начинают изучение фольклора. В сознании учащихся фольклор – это нечто устаревшее, «древнее», неинтересное и уж тем более не современное.

Однако уже в 5 классе программой по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (2013) учащимся предлагается понятие «детский фольклор», а в 7 классе речь идет о «современной жизни малых жанров фольклора» и «судьбах школьного фольклора»1.

Не останавливаясь на ознакомительном этапе изучения литературоведческих понятий, мы считаем правильным более подробное изучение данных явлений фольклора.

Анализируя предложенные тексты, школьники делают вывод о том, что все жанры детского фольклора можно разделить на две группы: созданные взрослыми для детей (колыбельные, скороговорки, пестушки…) и созданные самими детьми (считалки, дразнилки…).

В 5 классе более детальному изучению подвергаются произведения второй группы, поскольку в этом возрасте по-прежнему ярко проявляется игровая активность ребенка. На уроках рассматриваются характерные персонажи, ритмика, образы считалок, диалектные особенности.

Петелька, ниточка, иголочка,

Синенька стеколочка,

Рыба карась,

Ты убирась (запиано в селе Григорьевском)

Нами отмечено, что в последние годы дети практически не пользуются жеребьевки. Скорее всего, это связано с тем, что групповые игры детей, организуемые ими самостоятельно, все реже используются, а если и возникает необходимость, то дети используют прием, усвоенный на уроках физкультуры: расчет на первый-второй.

Еще один жанр – жанр дразнилки – вызывает особый интерес детей. Этот жанр является хорошим материалом для формирования у детей доброго, бережного отношения друг к другу даже в тот момент, когда они используют дразнилки. В текстах дразнилок чаще всего мы видим указание на негативные черты характера ребенка, которого дразнят, но нет указания на внешние особенности или недостатки. Мы стараемся объяснить детям, что дразнилки помогают избавиться от недостатков, стать лучше, а внешность, данную при рождении, никто изменить не в силах, поэтому принимать человека нужно таким, какой он есть.

- Рева-корова, дай молока!

Сколько стоит?

- Три пятака!

В 7 классе мы более детально рассматриваем произведения, созданные взрослыми для детей. В этом возрасте школьники хорошо понимают и осознают воспитательную и развивающую роль колыбельных, пестушек, потешек, скороговорок, загадок. У многих из детей есть младшие братья и сестры, поэтому они активно используют изученные жанры в быту. В данном классе изучается страшилка, которая сопоставляется с жанром былички, используемом в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг». Школьники активно сочиняют тексты изученных в 5 и 7 классах жанров.

Дети постоянно выступают в роли собирателей фольклора: записывают известные им или услышанные от других детей фольклорные произведения изучаемых жанров. Затем учитель предлагает сравнить записанные в разные годы тексты. Главный вывод, который делают дети – образная бедность бытующих сегодня текстов.

Еще один вид деятельности школьников – исследование современного фольклора во внеурочный период. Те дети, которые проявили особый интерес к изучаемому материалу, с интересом исследуют собранный одноклассниками и школьниками предыдущих поколений разные жанры современного детского фольклора. Они выступают с результатами своих исследований как перед одноклассниками, так и на конференциях разных уровней. Например, «Загадки страшилок», «Имя в загадках», «Считалка: вчера и сегодня».

Таким образом, в сознании школьников формируется иное представление о фольклоре: явлении живом, современном и очень близком. Формируется и иное отношение к фольклорным текстам. Осознавая себя как носителями, так и создателями фольклорных произведений, школьники понимают ценность фольклорного текста, его хрупкость и уязвимость. Изучение детского фольклора помогает развивать творческую фантазию ребенка, являясь стимулом к созданию ими собственных произведений.

1 Литература: программа по литературе для общеобразоват. Учреждений. 5 – 11 кл./Т.Ф.курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцева и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Дрофа, 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Детский фольклор на уроках литературы

Автор: Киосе Нина Дмитриевна

Дата: 30.09.2014

Номер свидетельства: 115774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок литературы в 5 классе на тему "С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-s-a-iesienin-poetichieskoie-izobrazhieniie-rodiny-i-rodnoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "150253"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420455555"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок литературы "О сказке народной и литературной"   7 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-litieratury-o-skazkie-narodnoi-i-litieraturnoi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216545"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433056396"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект и презентация урока по литературе "Детский фольклор""
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_i_prezentatsiia_uroka_po_literature_detskii_folklor"
    ["file_id"] => string(6) "559118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601825353"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства