kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока по литературе "Детский фольклор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для ознакомления с жанрами детского фольклора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Детский фольлор»

Тема: "Детский фольклор и его жанры."

Цели:

  • познакомить с жанрами детского фольклора,

  • развивать творческие способности,

  • расширять кругозор,

  • воспитывать интерес к изучению творческого наследия русского народа.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки с пословицами, запись русской народной песни “Два веселых гуся”, кукла.

Ход урока

1. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.

2. Фронтальная беседа.

- Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке: что обозначает слово фольклор? СЛАЙД

(Народная мудрость, народознание)

- Из какого языка к нам пришел этот термин? (английского)

- Какой синоним есть в русском языке? (Устное народное творчество)

- А как вы думаете, кто такой фольклорист? (Слово появляется на доке, СЛАЙД ) (Собиратель фольклора)

- А что обозначает слово «Фольклористика»? (наука, изучающая фольклор?) СЛАЙД

-Скажите, для кого были предназначены произведения УНТ? (для взрослых и детей)

-Учитывая, что вы школьники, как вы думаете, о каком фольклоре мы сегодня будем говорить? (для детей).

-Исходя из этого, давайте сформулируем тему нашего урока: о чем пойдет речь на нашем уроке? (Детский фольклор)

-Какова наша задача на сегодняшнем уроке? (ответы детей, выход на конкретную тему: «Детский фольклор и его жанры» СЛАЙД

Запись темы в тетрадь.

- Как вы думаете, какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору?

- Оформим нашу запись постепенно, записывая в тетрадь.

(По ходу урока дети записывают в тетрадь название жанров). СЛАЙД

3. Знакомство с материалом.

1) Учитель:

Родился в семье ребенок,
Мама песню запоет,
И ребеночек под песню
Сладким, крепким сном уснет.

- Какие же песни поют мамы детям? (колыбельная) СЛАЙД

Баю-баюшки – баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

2) Учитель:

- Но ребёнок подрастал, час пестушечек настал.

- Что такое пестушка? (От слова пестовать (нянчить), то есть забавлять, развлекать, развивать, чаще всего сопровождаются выполнением определенных движений). СЛАЙД

- Давайте с помощью куклы покажем, какие могли выполняться при этом движения (к доске выходят желающие и демонстрируют)

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.


Скок, скок-поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.


Молодичечка, невеличечка,
Сама с верошок,
Голова с горшок
Шу-вы! Полетели!
На головку сели.




3) Учитель:

Вот Ванюшки, Тани, Сани,
Пети, Миши, Гены, Ани
Прибежали на лужок
Приговорок есть мешок. СЛАЙД

- Объясните, как вы думаете, каково происхождение слова приговорки.

- Какова их роль в жизни детей?

Чтение приговорок.

 Уж дождь – дождем,

Радуга-дуга!

Поливай ковшом,

Не давай дождя!

Ситом, решетом,

Давай солнышка!

Целым ушатом,

Колоколнышка

 

 4) Учитель:

Вот и дождик перестал
Час считалочек настал. СЛАЙД

- Зачем нужны считалки? (Дети объясняют)

- Какие русские народные игры вы знаете, в какие играете или играли? (Дети называют игры, если есть время можно сыграть в одну из известных игр или разучить новую)

5) Учитель:

Наигрались и устали.
В избу к Ваньке нас позвали,
Чтоб в избе нам не скучать,
Надо что-то рассказать.

- Что же могли рассказывать дети, сидя вечерком или в холодный день за столом или забравшись на теплую печку? (Сказки). СЛАЙД

- Какое произведение называют сказкой?

- Какие бывают сказки? (Бытовые, о животных, волшебные)

- Но есть еще один вид сказки - докучливые. Кто знает, почему они так называются? (выслушиваются предположения детей).

- Послушайте одну из таких сказок и сами дайте определение.

Сорока и рак. Слайд

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

- Так какие же сказки называются докучливыми? (Сказка без конца, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя).

- Творческое задание. Придумать с соседом по парте докучливую сказку и рассказать.

6) Что еще могли рассказывать для развлечения дети?

- Скороговорки.

- Что такое скороговорка? СЛАЙД

Игра “Мешок скороговорок”.

Дети по желанию вытаскивают из мешочка карточку со скороговоркой и пробуют ее произнести.

  • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.

  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

  • Сидели свистели семь свиристелей.

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

  • Карл Кларе подарил кораллы.

  • Клара Карлу принесла клорнет.

7) Следующий жанр -прибаутки. Слайд

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

8) Небылицы. СЛАЙД

- Чтение небылиц

- Просмотр мультфильма из цикла «Веселая карусель. Выпуск №5.

(Ссылка

https://yandex.ru/video/preview?text=мультфильм%20небылицы%20в%20лицах%20весёлая%20карусель%205%20скачать&path=wizard&parent-reqid=1599588085322828-855333494090901139300280-production-app-host-man-web-yp-32&wiz_type=vital&filmId=10958246623546666779)

9) Учитель:

Хватит, хватит, хватит врать
1) Пора загадку загадать. СЛАЙД

- Дайте определение загадки (дети отвечают)

2) К загадкам относят и шараду. Шарады - разновидность загадки СЛАЙД

Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь. (сук-но)

Разновидность шарады - метаграммы (СЛАЙД), в которых зашифрованное слово изменяется (булка/белка):



Меня ты не напрасно ценишь —

Тебя насытить я могу.

Но если «у» на «е» ты сменишь,

Я по деревьям побегу.

(Ис-пол-нит-ель) (

3) Еще одна разновидность игры в загадки - данетки .Суть игры такая: водящий описывает странную ситуацию, а угадывающие должны, задавая уточняющие вопросы, выяснить её. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения» или «не корректно»).

Эти три вида загадок называют головоломками.

- Какой смысл заключен в слове головоломка?

10) Поговорки и пословицы СЛАЙД

Без денег сон крепче.

Баба с возу — кобыле легче.

Дурака учить - решетом воду носить.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Повторенье - мать ученья.



11) Учитель:

Мы устали от загадок.
Лучше песенку споем. СЛАЙД

Как у наших у ворот муха песенки поет.
Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.

Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.

Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.

Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.

4 Итог урока.

- Ребята, подсчитайте сколько разновидностей детского фольклора записали в тетрадь.

- Что нового узнали? Что повторили?

- Что больше всего понравилось?

- Какое значение имеет детский фольклор в жизни ребенка?

Учитель отмечает самых активных, комментирует оценки.

5. Домашнее задание

Придумать короткую небылицу или докучливую сказку.





Просмотр содержимого презентации
«folklor_7»

Детский фольклор и его жанры.

Детский фольклор и его жанры.

Фольклорист - это …   фольклористика – это….

Фольклорист - это … фольклористика – это….

Колыбельная

Колыбельная

  • Баю-баюшки – баю
  • Не ложися на краю
  • Придет серенький волчок, И ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток.
Пестушки

Пестушки

  • Потягунюшки, поростунюшки! Роток-говорунюшки, Руки-хватунюшки, Ноги-ходунюшки.
  • Скок, скок-поскок! Молодой дроздок. По водичку пошел, Молодичку нашел.
  • Молодичечка, невеличечка, Сама с верошок, Голова с горшок Шу-вы! Полетели! На головку сели.
Приговорка

Приговорка

  •   Уж дождь – дождем,
  • Поливай ковшом,
  • Ситом, решетом,
  • Целым ушатом,
  • Радуга-дуга!
  • Не давай дождя!
  • Давай солнышка!
  • Колоколнышка
Считалка На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной - Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!

Считалка

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной -

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Сказки

Сказки

  • Бытовые
  • о животных
  • волшебные
  • докучливые
  • Про сороку и рака Стоит над рекой дуб. На этом дубу сидит сорока - в реку смотрит А рак вылез из воды и лезет. Вот он лезет да ползет, лезет да ползет. А сорока смотрит. Вот она смотрит, да смотрит, а рак лезет да ползет... И так без конца!
Скороговорки.

Скороговорки.

  • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  • Сидели свистели семь свиристелей.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Карл Кларе подарил кораллы.
  • Клара Карлу принесла клорнет.
Прибаутки.

Прибаутки.

  • Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.
Небылица

Небылица

  • Дедушка Егор
  • Жил-был дедушка Егор На лесной опушке, У него рос мухомор Прямо на макушке.
  • Вышел Лось из-за куста, Гриб красивый скушал И Егору прошептал: «Надо чистить уши».
Небылица Стучит, бренчит на улице — Фома едет на курице, Тимошка на кошке — Туда же по дорожке! «Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь?» — «Сено косить».— «На что тебе сено?» — «Коровок кормить».— «На что тебе коровы?» — «Молоко доить».— «На что тебе молоко?» — «Ребяток поить».

Небылица

Стучит, бренчит на улице —

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

Туда же по дорожке!

«Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь?» —

«Сено косить».—

«На что тебе сено?» —

«Коровок кормить».—

«На что тебе коровы?» —

«Молоко доить».—

«На что тебе молоко?» —

«Ребяток поить».

Потешка Даша варежку надела.

Потешка

  • Даша варежку надела.
  • "Ой, куда я пальчик дела?"
  • Даша варежку сняла,
  • Посмотрите-ка, нашла!

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся!

Головоломки

Головоломки

  • Загадки
  • Шарады
Загадка Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.  Над бабушкиной избушкой  Висит хлеба краюшка.  Собаки на нее воют, -  А достать не могут.

Загадка

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют, -

А достать не могут.

Шарада

Шарада

  • Мой первый слог — на дереве, Второй мой слог — союз. А в целом я — материя И на костюм гожусь.
  • Меня ты не напрасно ценишь —Тебя насытить я могу.Но если «у» на «е» ты сменишь,Я по деревьям побегу.
Поговорки и пословицы Без денег сон крепче. Баба с возу — кобыле легче. Дурака учить - решетом воду носить. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. Повторенье - мать ученья.

Поговорки и пословицы

Без денег сон крепче.

Баба с возу — кобыле легче.

Дурака учить - решетом воду носить.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Повторенье - мать ученья.

Песни

Песни

  • Как у наших у ворот муха песенки поет. Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.
  • Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала. Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.
  • Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной. Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.
  • Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать. Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.
Анекдоты

Анекдоты

  • Учительница жалуется Вовочкиному отцу: - Ваш сын нарисовал на парте муху, и я отбила об нее всю руку. - Это еще что! Он давеча крокодила в ванной нарисовал, так я через нарисованную дверь выскочил!
  • -Вовочка,допустим,у тебя есть 100 рублей.Ты попросил у отца ещё 100 рублей. Сколько всего у тебя будет денег? -100 рублей, Марь Иванна. -Плохо,Вовочка ты совсем не знаешь математику! -А вы Марь Иванна совсем не знаете моего отца!
школьный фольклор Часть речи,  которая упала с печи,  ударилась о пол,  называется глагол. Для запоминания падежей: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

школьный фольклор

  • Часть речи, которая упала с печи, ударилась о пол, называется глагол.
  • Для запоминания падежей:
  • Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

  • Цыган на цыпочках стоит и цыц цыпленку говорит.
Дразнилки

Дразнилки

  • Ванька-встанька карапуз,
  • Надевай большой картуз,
  • Каравай съешь хлеба,
  • Вырастешь до неба!
  • Настя – Настенька,
  • Шубка красненька,
  • Шапка боброва,
  • Сам черноброва.
Фольклорные жанры:   колыбельная  пестушки и потешки  приговорки  считалочка  сказка  скороговорка  прибаутка  небылица  загадка  песни  анекдоты  страшилки  дразнилки  пословица

Фольклорные жанры: колыбельная пестушки и потешки приговорки считалочка сказка скороговорка прибаутка небылица загадка песни анекдоты страшилки дразнилки пословица


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект и презентация урока по литературе "Детский фольклор"

Автор: Зайцева Татьяна Владимировна

Дата: 04.10.2020

Номер свидетельства: 559118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "конспект  урока английского языка для обучающихся 2 классов по теме «Повторение лексико-грамматического материала по теме  «Мы читаем сказки». "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-dlia-obuchaiushchikhsia-2-klassov-po-tiemie-povtorieniie-lieksiko-ghrammatichieskogho-matieriala-po-tiemie-my-chitaiem-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "134233"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416691812"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект занятия на тему «Ритм в музыке. Музыкальная азбука»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_zaniatiia_na_temu_ritm_v_muzyke_muzykalnaia_azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "586522"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631372022"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства