Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»
Игра «Найди мне пару!»
. В словах пропущена орфограмма. Ученик должен вставить букву и найти ей пару.
Например:
Тема: «Орфограммы в причастиях» 7класс.
Леле..щий оберега..мый
Кле..щий краше..ый(подоконник)
Невид..мый высуше..о(бельё)
Награжда..мый бор..щийся
Развеш..нные(картины) одерж..мый
Истопле..ая(печь) крас..щий
Связа..ы(перчатки) (не)закончено
(не)подготовленное(место) замеш..нное(тесто)
Эту игру можно проводить и по - другому. В словах на доске (на слайде) пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берёт карточку со словом и подыскивает ему пару с той же орфограммой.
Игра «Найди мне пару!»
Тема «Синонимы» 5класс.
Артист занемочь
Безграничный предстоящий
Будущий Отечество
Великан исстари
Выносливый актёр
Заболеть бескрайний
Издавна старательно
Профессия гигант
Родина неутомимый
Усердно специальность
Игра «Найди мне пару!»
Тема «Антонимы» 5класс.
Острый трусливый
Сладкий безделье
Скупой глупый
Умный жар
Храбрый тупой
Хвалить щедрый
Здороваться война
Смеяться ругать
Труд горький
Мир плакать
Холод прощаться
Игра «Найди мне пару!»
Найти значение фразеологизма. 6класс.
При царе Горохе гордиться
Кот наплакал плохое настроение
Душа в душу очень давно
Как кошка с собакой надоедать
Заговаривать зубы дружно
Задирать нос очень мало
Встать с левой ноги слабая сторона у кого-либо
Ахиллесова пята ссориться
Мозолить глаза отвлекать
.
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
Игра «Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?»
Школьникам могут быть предложены такие, например, слова:
труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромностьи др.
Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.
Игра «Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?»
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъяренная вьюга замела тропинки.
3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
Игра « Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?»
1.При проверке было выявлено немало дефектов.
2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.
4. Все работали с энтузиазмом.
5. Мы гордимся нашим голкипером.
6. В газете появилась информация о футбольном матче.
7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
Игра «Кто сумеет найти старославянские
(по происхождению) слова и заменить их русскими»
1.Горят румянцем свежие ланиты.
2.Старец нахмурил чело.
3.Построен град великий над Невой.
4.Заглянул девушке в очи.
5.Повела царица перстами.
6.Войска бьются не на живот , а на смерть.
7.Поднял царь свою десницу.
8.Ловил рыбарь неводом рыбу.
9.Глаза -зерцало души.
10. Старец накинул на рамена царский плащ.
Игра «Следствие ведут знатоки».
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. 1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры. 2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы. 3.- Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич. - Что с ним? - Инфильтрат в левом легком под ключицей. - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше? - Пятьдесят два, Роман Борисович. - Назначьте его на консультацию к Зацепиной.
Игра «Найди слово по его приметам».
Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
(Д. Хармс)
Игра «Соколиный глаз».
Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н. Рыленков)
Игра « Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?»
Хороший Ветер. Я проснулся поутру. Пляшет Солнце на ветру. Веселятся все поля без меня. И резвятся тополя без меня. И смеется вся земля, И шмели снуют, звеня. Все на свете без меня, без меня! И я тогда вскочил, Башмаки скорей схватил. Мне Ветер, Ветер, Ветер Сказал, куда идти. И мой хороший Ветер Играл со мной в пути. (Э. Мошковская)
Игра «Аукцион».
Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай),то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам:передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.
При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др. Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др. Закреплению темы «Профессиональная лексика» поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).
Игра «Перевертыш».
Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка. Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение. Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит и др. Замени в словосочетание зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами. Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса. Замени в каждой паре слов синоним — антонимом, а антоним — синонимом.| Грусть, тоска (радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус).Похвала, порицание (одобрение).Жара, холод (зной).Ложь, вымысел (правда). Работать, трудиться(бездельничать).
Игра «Переводчик».
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами? 1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъяренная вьюга замела тропинки.
3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими? 1.При проверке было выявлено немало дефектов. 2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.4. Все работали с энтузиазмом.5. Мы гордимся нашим голкипером.6. В газете появилась информация о футбольном матче.7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
Игра «Корректор».
Найди ошибку в выборе слова. 1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою. Кто быстрее и точнее отредактирует заметки? 1) В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования. 2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети. 1) Западня — квартира с окнами на запад. 2) Гривенник — юноша с модной гривой. 3) Маховик — регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик — браконьер. Найди лишнее слово. 1).Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.
Игра «Бумеранг»
Обогащает словарный запас, воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.
Найди синоним. Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная);беспокойный человек (неугомонный),беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная),крепкая подошва(прочная). Найди антоним. Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение(грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные);мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая). Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете. Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.);туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).
Игра «Шеренга».
Расставь синонимы в порядке возрастания признака.
Цели игры: развитие словарного запаса детей; отработка умения отличать одушевленные существительные от неодушевленных; автоматизация умения дифференцировать собственные существительные от нарицательных.
Один из игроков (по жребию) проговаривает про себя алфавит. Когда другой игрок говорит «стоп», игра начинается на букву, на которой остановился первый. Надо называть по очереди предметы на названную букву. Это должны быть нарицательные имена существительные. Кто не может придумать нужное слово, дает фант и должен выполнить дополнительное речевое задание.
Выигрывает тот, кто продержится дольше всех. Например: аптека – апельсин – ананас и т.д. Далее другой игрок проговаривает про себя алфавит, игра продолжается на другую букву.
Усложнение – Игроки придумывают имена прилагательные на одну и ту же букву. Например: дорогой, добрый, досадный, деревянный, дубовый, денежный и т.д. – Игроки придумывают глаголы на одну и ту же букву в любой форме, в любом числе, лице, времени.
Игра на распознавание родственных слов «Четвертый лишний»
Цели игры: расширение семантических полей родственных слов и словарного запаса; закрепление навыка распознавания родственных слов; активизация пассивного словаря. Водящий показывает детям карточки с написанными четырьмя словами и предлагает догадаться, какое слово не входит в эту семью, не является родственным и должно быть исключено. Свой ответ нужно объяснить. Выигрывает тот, кто даст наибольшее число правильных ответов. Примерный набор слов Водитель, вода, водить, завод. Коса, косичка, косить, косарь. Желток, железо, желтеть, желтый. Часовщик, часть, час, часовой. Печурка, печать, печка, печь. Водяной, водить, водичка, вода. Нож, ножевой, ножной, ножны. Пес, песок, песочный, пески. Лиса, лисенок, лист, лисица. Гора, горка, горный, городок. Белка, беленький, белить, белеть. Лось, лоскут, лосенок, лосиный.
Игра на развитие умения описывать «Художник-невидимка» Цели игры:учиться использовать в речи прилагательные-эпитеты; развивать словарный запас, синонимичность речи, чувство языка, навык составления описательных рассказов, умение слушать чужую речь. Учитель читает стихотворение. Художник-невидимка По улицам идет, Всем щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал Сверкающие листья. Кто этот художник-невидимка? Что он разукрасил в этом стихотворении? Каким стало все вокруг: деревья, небо, стены домов, окна, щеки ребят? Дети рассматривают картину, которой еще не касалась кисть художника-невидимки, называют предметы и сюжеты, изображенные на ней. Педагог предлагает раскрасить картину, стать художниками, назвать как можно больше прилагательных и сравнительных оборотов. Выигрывает тот, кто назовет больше всех подходящих слов. В конце игры дети закрывают глаза, и чудесным образом появляется картина природы в красках. Примерный список слов и оборотов Искристый, нежно-розовый, пушистый, снежная бахрома, лиловые тени, сонные деревья, вечный покой, блистающие, глубокие; как покрывало; комья снега, как цветы; лазурное небо; снег на деревьях, как шапки и шали; сугробы, как волшебные зверьки; заколдованные, завороженные и т.д.
Игра «Угадай, кто я»
Сегодня мы отправляемся на экскурсию в зоопарк. Вы видите множество разнообразных зверей и птиц. Каждый из вас сейчас превратится в любого зверя или птицу, но внешне никак не обнаружит этого. Наша задача – по описанию догадаться, кто в кого превратился. Движениями подсказывать нельзя. Описывать можно только глаголами (словами-действиями). Выигрывает тот, кто точно опишет действия животного, и остальные легко догадаются.
Выигравший ребенок получает на выбор карточку с какой-либо пищей, соответствующей рациону его «героя».