Аргументы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Аргументы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Подобная систематизация материала, подчиненная необходимости создания сквозных проблемно-тематических и иных блоков, может быть полезной разновидностью домашних заданий или самостоятельной подготовки к экзамену. При этом блоки могут содержать цитатный материал по теме, служить основой связного ответа в 5-10 предложений или целого сочинения. Наиболее часто встречающиеся их разновидности представим также в обобщенном виде на примере эпических, лиро-эпических, драматических произведений, рядов, которые могут быть самостоятельно дополнены стихотворными примерами.
Темы семьи, отцов и детей, воспитания и образования
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Л.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Повести «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» («Повести Белкина»)*
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
А.Н. Островский. Драмы «Гроза», «Бесприданница»*
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы»*
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Роман «Анна Каренина»*
А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»
А.Т. Твардовский. Поэма «Дом у дороги»*
В.Г. Распутин. Повести «Последний срок»*, «Прощание с Матерой»*, «Дочь Ивана, мать Ивана»*
В.Н. Крупин. Рассказ «Бумажные цепи»*. Повести «Дымка»*, «Большая жизнь маленького Ванечки»*
Тема материнского страдания
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
В.Г. Распутин. Повести «Последний срок»*, «Дочь Ивана, мать Ивана»*
Тема судьбы человека
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»*. «Левша»*
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека». Роман «Они сражались за Родину»*
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Тема судьбы народа
А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повесть «Муму»*
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков. «Левша»*
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Коняга»*
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»
Просмотр содержимого документа
«Аргументы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе »
Тема поэта и поэзии
Г.Р. Державин. «Памятник»
А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Пророк», «Арион»*
М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Смерть Поэта», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал...»). «Пророк», «Пускай поэта обвиняет...»*, «Слава»*, «Журналист, читатель и писатель»*
Л.А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую...»
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Нам не дано предугадать...»
Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», «Блажен незлобивый поэт...»*
Л.А. Блок. «О, я хочу безумно жить...»
С.А. Есенин. «Я последний поэт деревни...»*
В.В. Маяковский. «Нате!», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,«Дешевая распродажа»
А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...»
О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Silentium»*
М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...»
Л.Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...»
Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Про эти стихи»
Л.H. Мартынов. «Поэзия отчаянно сложна...»*
Тема Родины (историческое прошлое России, родная природа, национальный характер, народное искусство, герои, бытовые картины, праздники, верования, социальное устройство)
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Деревня», «К Чаадаеву», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд...»
Н.А. Некрасов. «Железная дорога», «Поэт и Гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Есть женщины в русских селеньях...»*, «Родина»*, «Несжатая полоса»*, «Забытая деревня»*, «Размышления у парадного подъезда»*
А.А. Блок. «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Русь», «Фабрика»*, «Сытые»*, «Коршун»*
С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Русь Советская», «Русь», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Запели тесаные дроги...», «В хате»*, «Край ты мои заброшенный...»*, «Топи да болота...»*
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
М.И. Цветаева. «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»), «Тоска по родине! Давно...»
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина...»*, «Русский огонек»*, «Звезда полей»*, «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»*
Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги...»*
Мотивы возвращения (на родину, в знакомые места) и воспоминания о детстве
А.С. Пушкин. «...Вновь я посетил...», «Погасло дневное светило...»
М.Ю. Лермонтов. «Тучи», «Выхожу один я на дорогу...», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива...», «На севере диком стоит одиноко...»*, «Утес»*, «Листок»*
А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь», «Шепот, робкое дыханье...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»*
Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «Споляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...»
И.А. Бунин. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»*, «Настанет день – исчезну я...»*, «Еще и холоден и сыр...»*, «Вечер»*
С.А. Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Край ты мой заброшенный...»*, «Топи да болота.,.»*, «Сыплет черемуха снегом...»*, «Береза»*
О.Э. Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Мы живем, под собою не чуя страны. ..»*
А. Галич. «Пожалейте, люди, палачей...»*
Изображение женского характера, женской доли
Н.А. Некрасов. «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «В полном разгаре страда деревенская...»*, «Есть женщины в русских селеньях...»*
А.А. Блок. «Незнакомка», «На железной дороге»
А.Т. Твардовский. «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом...»)
М.И. Цветаева. «Бабушке»
Б.А. Ахмадулина. «Я вас люблю, красавицы столетий...»*
Мотивы цели и смысла жизни
А.С. Пушкин. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»)
М.Ю. Лермонтов. «Дума», «И скучно и грустно...», «Тучи», «Листок»*, «Монолог»*, «1831-го июня 11 дня»*
А.А. Блок. «О, я хочу безумно жить...»
С.А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...»
М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Парус», «Пророк», «И скучно и грустно...», «Выхожу один я на дорогу...», «На севере диком стоит одиноко...»*, «Одиночество»*, «Утес»*, «Листок»*
И.А. Бунин. «Одиночество»*
Н.М. Рубцов. «Русский огонёк»*
Б.А. Ахмадулина. «По улице моей который год...»*
Б.Ш. Окуджава. «Союз друзей»*
Тема смерти
А.С. Пушкин. «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...», «Смерть Поэта»
И.А. Бунин. «Портрет»*, «Свет незакатный»*, «Настанет день - исчезну я...»*
С.А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...»
А.А. Ахматова. «Приморский сонет»
Н.М. Рубцов. «Я умру в крещенские морозы. ..»*
Тема судьбы, веры, надежды
А.С. Пушкин. «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Сожженное письмо»*
М.Ю. Лермонтов. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Три пальмы»
А.А. Фет. «Учись у них - у дуба, у березы...»
И.А. Бунин. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»
Б.Л. Пастернак. «Гамлет»
Тема любви
В.А. Жуковский. «Море», баллада «Светлана»
А.С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро»
М.Ю. Лермонтов. «Нищий», «Из-под таинственной холодной полумаски...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)*, «1831-го июня 11 дня»*, «К*» («Прости! - мы не встретимся боле...»)*, «Сонет»*, «К*» («Я не унижусь пред тобою...»)*, «Поцелуями прежде считал...»*,
А.А. Фет. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Старые письма»*, «Ты отстрадала, я еще страдаю...»*, «Долго снились мне вопли рыданий твоих...»*, «Когда читала ты мучительные строки...»*
Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Она сидела на полу...»*
Н.А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»
И.А. Бунин. «Одиночество»*, «Печаль ресниц, сияющих и черных...»*
А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о
славе...»
Н.С. Гумилев. «Она»*, «Из логова змиева...»*
С.А. Есенин. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Заметался пожар голубой...»*
Б.Л. Пастернак. «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»), «Никого не будет в доме...», «Любить иных - тяжелый крест...»
Б.А. Ахмадулина. «О, мой застенчивый герой...»*
И.А. Бродский. «Я был только тем, чего ты касалась ладонью...»*
Подобная систематизация материала, подчиненная необходимости создания сквозных проблемно-тематических и иных блоков, может быть полезной разновидностью домашних заданий или самостоятельной подготовки к экзамену. При этом блоки могут содержать цитатный материал по теме, служить основой связного ответа в 5-10 предложений или целого сочинения. Наиболее часто встречающиеся их разновидности представим также в обобщенном виде на примере эпических, лиро-эпических, драматических произведений, рядов, которые могут быть самостоятельно дополнены стихотворными примерами.
Темы семьи, отцов и детей, воспитания и образования
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Л.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Повести «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» («Повести Белкина»)*
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
А.Н. Островский. Драмы «Гроза», «Бесприданница»*
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы»*
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Роман «Анна Каренина»*
А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»
А.Т. Твардовский. Поэма «Дом у дороги»*
В.Г. Распутин. Повести «Последний срок»*, «Прощание с Матерой»*, «Дочь Ивана, мать Ивана»*
В.Н. Крупин. Рассказ «Бумажные цепи»*. Повести «Дымка»*, «Большая жизнь маленького Ванечки»*
Тема материнского страдания
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
В.Г. Распутин. Повести «Последний срок»*, «Дочь Ивана, мать Ивана»*
Тема судьбы человека
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»*. «Левша»*
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека». Роман «Они сражались за Родину»*
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Тема судьбы народа
А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повесть «Муму»*
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков. «Левша»*
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Коняга»*
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»
А.Н. Островский. Драмы «Гроза», «Бесприданница»*. Комедия «Свои люди - сочтемся»*
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы»*
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»*
И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький. Драма «На дне»
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
Тема (образ) «лишнего человека»
А.С Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
И.С. Тургенев. Роман «Рудин»*
Тема (образ) «маленького человека»
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Повесть «Станционный смотритель» («Повести Белкина»)*
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»*
А.И. Куприн. Повесть «Поединок»*. Рассказ «Гранатовый браслет»*
Тема (образ) «нового человека»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»*
Проблема цели, смысла жизни
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»*. «Левша»*
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
А.П. Чехов. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»*
И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький. Драма «На дне». Рассказы «Челкаш»*, «Коновалов»*
А.И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»*
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
Проблема нравственного выбора
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Повесть «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»*. «Левша»*
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Рассказ «После бала»*
А.П. Чехов. Рассказы «Ионыч», «Крыжовник»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»
М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича»
В.Г. Распутин. Повести «Живи и помни»*, «Прощание с Матерой»*, «Пожар»*, «Дочь Ивана, мать Ивана»*
Проблема чести и долга
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Повесть «Капитанская дочка»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
В.В. Быков. Повесть «Обелиск»*
К.Д. Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой»*
В.Г. Распутин. Повести «Живи и помни»*, «Дочь Ивана, мать Ивана»*
В.Н. Крупин. Повесть «Повестка»
Проблема русского национального характера
И.С. Тургенев. «Записки охотника»*
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»*. «Левша»*
И.А. Бунин. Повесть «Деревня»*
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
Социальные вопросы жизни
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
А.Н. Островский. Драма «Бесприданница»*
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повесть «Муму»*
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч»
В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья»*
И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький. Драма «На дне». Рассказы «Челкаш»*, «Коновалов»*
Л.Н. Андреев. Рассказы «Петька на даче»*, «Ангелочек»*
Сатирическое изображение действительности
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик». «История одного города». Сказки «Вяленая вобла»*, «Медведь на воеводстве»* и др. Роман «Господа Головлевы»*
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Хамелеон», «Крыжовник»*, «Толстый и тонкий»*, «Лошадиная фамилия»* и др.
Образ Петербурга
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Поэма «Медный всадник»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
Е.И. Замятин. Рассказ «Пещера»*
Образ Москвы
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Повесть «Собачье
сердце»*
Образ провинции
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»*
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»*
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души»
А.Н. Островский. Драмы «Гроза», «Бесприданница»*
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч»
Образ человека на войне
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». «Севастопольские рассказы»*
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека». Роман «Они сражались за Родину»*
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
Образ слуги
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад»
Мотив пути
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»*
А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»*
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад»
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
А.П. Платонов. Повесть «Котлован»*
М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». Повесть «Собачье сердце»*
А.Т. Твардовский. Поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги»*
Мотив странствий, образ странника
В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
А.Н. Островский. Драма «Гроза»
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»*
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
М. Горький. Драма «На дне»
Мотив гибели «дворянских гнезд»
И.С. Тургенев. Роман «Дворянское гнездо»*
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы»*
А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад»
И.А. Бунин. Рассказ «Антоновские яблоки»*. Повесть «Суходол»*
Мотив сна
В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Повесть «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
А.Н. Островский. Драма «Гроза»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»*
А.П. Чехов. Рассказ «Каштанка»*
И.А. Бунин. Рассказ «Сны Чанга»*
Роль писем, записок в создании образа
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Повесть «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Ф.М. Достоевский. Романы «Преступление и наказание», «Бедные люди»*
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов. Рассказ «Ванька»*
А.И. Куприн. Повесть «Олеся»*. Рассказ «Гранатовый браслет»*
Предоставляя учителю русского языка и литературы большую свободу в подборе художественных произведений (особенно современных), форм и методов работы, в выборе направлений проектной и исследовательской деятельности, использовании видов и типов источников для подготовки к урокам, Министерство образования и науки одновременно возлагает на него и большую ответственность, за результаты работы и, соответственно, за качество подготовки выпускников. Такая свобода в разумных пределах, действительно необходима, но учителю крайне трудно ориентироваться в существующем множестве современных литературных текстов, успевать прочитывать и анализировать постоянно появляющиеся новинки. Более того, качественных методических материалов для работы с современной литературой пока не столь много, а если учесть, что школьные библиотеки пополняются крайне редко, то проблема отсутствия не только методических разработок, но и самих текстом становится очевидна.
С введением ГИА и ЕГЭ отношение к экзамену по литературе существенно изменилось: появился устойчивый страх не только выполнения тестовой части, но, более всего, написания развернутых ответов в части С. При этом сами учителя (!) стараются отговорить своих девяти- и одиннадцатиклассников от выбора «сложного» экзамена. Одними из способов изменения сложившейся ситуации являются проведение регулярной подготовки по литературе, формирование навыка анализа текста, умения мыслить не только «вглубь», но и «вширь», что порой затруднительно по ряду объективных и субъективных причин.
Учитывая существующие проблемы, попробуем подойти к подготовке старшеклассников к экзамену по литературе с точки зрения не только опытного, но и «продвинутого» учителя и обратим внимание на то, что новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Необходимость овладения учителем элементарными навыками поиска материалов в сети уже не просто очевидна, но и необходима для более качественной подготовки к урокам как по классической, так и по современной литературе. Представим некоторый обзор существующих сегодня в Интернете электронных ресурсов, использование которых существенно облегчит задачу и учителя, и ученика, нацелившегося на успешную сдачу государственного экзамена.
Существующие в настоящее время электронные ресурсы можно условно разделить на 4 группы:
сайты, содержащие ссылки на другие различные источники (журналы, книги, специальные сайты, даже видео- и радиоресурсы) с их кратким описанием, т.е. своеобразная «библиотека сайтов»;
сайты о литературе, на которых выложены, помимо текстов, критические статьи, отзывы, литературоведческие материалы и т.д.;
сайты, созданные для размещения литературных произведений, особенно современных авторов (сюда можно включить и электронные библиотеки);
сайты, ориентированные на учителя-словесника или в целом на педагогов общеобразовательных учреждений.
К первой группе можно отнести, например, сайты «Сетевая словесность» (http://www.netslova.ru/ring/) и информационно справочный портал Library.ru (http://www.librarv.ru/), позволяющие составить более или менее целостное представление о том, что на сегодняшний день представлено в сети из литературы (в том числе дан довольно обширный блок современной литературы), критики, также на них размещена дополнительная информация (аннотации на произведения, портреты и краткие биографии писателей). Ценность, подобных порталов в том, что учитель, часто теряясь в многообразии представленного в сети (и заметим - порой не самого лучшего качества), имеет возможность получить краткую характеристику того или иного сайта и примерно составить себе список необходимых электронных источников по темам (например, современная поэзия, проза, региональная литература и т.д.). Кроме того, в старших классах 1-2 ученикам можно дать задание изучить возможности такого сайта и представить его краткий обзор, дать рекомендации по использованию его ресурсов одноклассникам (по типу уже привычных заданий обзора журнала, рецензирования статьи и т.п.).
Отдельно скажем о достаточно популярном сегодня сайте «Журнальный зал» (http://magazines.russ.ru/), на котором выложены электронные версии таких известных и авторитетных журналов, как «Вопросы литературы», «Отечественные записки», «Старое литературное обозрение», «Знамя», «Новый мир» и другие. Особая ценность состоит и в том, что содержание некоторых журналов представлено за достаточно долгий период (например, «Знамя» с 1933 года), что дает простор для реализации идей создания разнообразных проектов по литературе. Также у учителя есть возможность обратить внимание обучающихся на примеры сопоставительного анализа литературных произведений, представленных в этих журналах (см., например, статью Ирины Сурат «Творить жизнь: Сюжет «ухода» у Пушкина и Толстого», http://magazines.mss.ru/novyi mi/2013/1 /s 10.html). Можно, наоборот, дать задание ученикам самим найти пример сопоставления тех или иных произведений в литературоведческих статьях электронных журналов. Таким образом, появляется возможность не только дополнительно подготовить школьников к экзамену, но и развивать у них навык исследовательской работы.
Проект доктора филологических наук, профессора И.Е. Есаулова «Русская литература: Оригинальные исследования», реализовавшийся на сайте http://russian-literature.com/, будет полезен учителям, ищущим новый интересный материал для уроков и внеурочных мероприятий по предмету. Тем более, на сайте представлены переводы некоторых статей о русской литературе, что позволит познакомить с зарубежным литературоведением и научить школьников видеть взаимосвязи литературы с культурной средой, обратиться к междисциплинарным категориям.
Вторая группа сайтов - группа смешанного типа: на них размещены как тексты литературных произведений, так и некоторые материалы об авторах, отзывы и литературоведческие статьи о творчестве писателей и определенный набор «наглядности». Наиболее популярные сайты этой категории - посвященные творчеству того или иного писателя. Например, сайты о творчестве Льва Толстого (http://www.tolstov.ru/), Анны Ахматовой (http://www.akhmatova.org/), Николая Рубцова (http://rubtsov.id.ru/) и другие. Благодаря этим сайтам не только решается проблема отсутствия в школьных библиотеках ряда литературных текстов, но и появляется возможность для сопоставительного литературоведения на уроках (что поможет при выполнении заданий С2 и С4 на экзамене). Так, например, на сайте, посвященном творчеству Анны Ахматовой, представлены стихотворения «под Ахматову» других известных (и не очень) авторов, что позволяет размышлять о творческом влиянии и уметь находить, точки соприкосновения в произведениях разных писателей.
Сайты, заполнившие в Интернете нишу «творчество современных писателей», представлены достаточно обильно. Назовем лишь некоторые из них: http://www.epampa.narod.ru/ - «Электронные пампасы» (для тех, кому за 10) - литературный журнал для детей и взрослых, авторами публикаций выступают как известные современные авторы, так и начинающие; http://6chuvstvo.pereprava.orR/index.php/fresh - сайт культурологического, просветительского журнала «Переправа», на котором можно найти публикации православных писателей, а также аналитические статьи на литературоведческие темы; для старшеклассников, интересующихся современной молодой литературой будет полезен сайт литературно-художественного журнала «Новая литература» (http://newlit.ru/), на страницах которого представлены литературные произведения разных жанров, указаны контакты авторов, дан каталог сайтов, полезных для юного литератора, читателя, филолога.
Отдельно скажем о сайте http://litradio.ru/, на котором в режиме онлайн звучат произведения современной русской литературы. Этот оригинальный проект «Литературное радио» позволяет скачивать те или иные записи и даже программы, посвященные преимущественно современной литературе. Учителю предоставлена возможность выбрать то, что он посчитает необходимым для уроков, и воспользоваться услугами авторов сайта, разумеется, с сохранением их авторских прав.
Последняя выделенная нами группа - это сайты категории «в помощь учителю». Пропустим ставшие уже достаточно популярными страницы сайтов http://festival. 1 september.ru/ или http://pedsovet.org/ и обратим внимание на сравнительно недавно появившиеся ресурсы: сайт журнала для учителей «РОНО» (https://sites.google.com/a/shko.la/eirono I/home), сайт о русском языке и литературе http://mlis.ru/, разделы «Литература» и «Образование» портала Calameo (http://www.calameo.com), сайт журнала «Учительская газета» (http://www.ug.ru/) и другие. Пользоваться данными сайтами можно так же, как и привычными их «бумажными» версиями, но скорость поиска материалов, доступность и - главное - возможность совместной работы над представленными текстами с учениками, в том числе и на уроках (имея возможность выхода в сеть), позволяют экономить время, не экономя на качестве.
Использование электронных ресурсов, безусловно, не может заменить работу на уроке, помощь и контроль со стороны учителя, однако современные информационные технологии дают возможность повысить качество подготовки по предмету, осуществлять аудио- и видеоподдержку изучаемого материала, помогают будущему выпускнику углублять знания по литературе, что в результате лучшим образом отразится и на сдаче профильного экзамена.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(182) "«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)"
["seo_title"] => string(80) "osnovnye_temy_i_motivy_poezii_i_prozy_o_velikoi_otechestvennoi_voine_urok_litera"
["file_id"] => string(6) "572830"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1612993975"
}
}