kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговое сочинение 2023-2924 Раздел 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к декабрьскому сочинению. Темы сочинений. литература к темам. образцы сочинений. аргументы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение 2023-2924 Раздел 2»

Итоговое сочинение 2023-2024 2раздел Семья, общество, Отечество в жизни человека

Итоговое сочинение 2023-2024

2раздел

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • Раздел итогового сочинения "Семья, общество, Отечество в жизни человека" включает следующие подразделы : 1) Семья, род; семейные ценности и традиции. 2) Человек и общество. 3) Родина, государство, гражданская позиция человека.
Темы этого раздела:  - связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;  - нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;  - касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;  - позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;  - побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
  • Темы этого раздела: - связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; - нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; - касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; - позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; - побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Семья, общество, Отечество в жизни человека

Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • Это направление будет включать в себя и патриотические, и семейные темы. Оно удобно для тех, кто готовится сдавать «Обществознание», «Историю» и хорошо владеет историческими сведениями.
  • Семья, род; семейные ценности и традиции. Здесь вписываются темы и аргументы из блоков « Он и Она », « Портрет моего поколения ».
  • Человек и общество. Направление с таким названием тоже было в предыдущие годы. У нас есть подборки по направлениям « Я и другие », « Время перемен ».
  • Родина, государство, гражданская позиция человека. Для этих тем прекрасно подойдут материалы прошлых лет: аргументы « Кому на Руси жить хорошо », « Забвению не подлежит », « Война и мир – к 150-летию великой книги ».
Реальные темы итогового сочинения, соответствующие разделу

Реальные темы итогового сочинения, соответствующие разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека".

  • Война Отечественная и война Гражданская – в чём отличие?
  • Чем можно и нужно гордиться?
  • Всё меняется или всё повторяется в этом мире?
  • Какой опыт даёт человеку война?
  • Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи?
  • Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
  • Что значит быть верным долгу?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?
  • Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
  • Война: преступление и подвиг.
  • Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
  • Как современная молодёжь относится к традициям?
  • Счастье – заслуга или случайный дар?
  • Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
  • Зачем человеку заглядывать в будущее?
Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён? Роль родительского наставления в жизни человека. Каковы духовные ценности современного поколения? Когда дом становится местом встречи поколений? Какую роль в становлении личности может играть семья? В чём сила фронтовой дружбы? В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом? Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь? Чем опасно долгое отсутствие перемен? Почему отцам бывает сложно принять те правила, по которым живут дети? Есть ли место гуманизму на войне? Этот день изменил судьбу России… Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз? Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему? Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Роль родительского наставления в жизни человека.
  • Каковы духовные ценности современного поколения?
  • Когда дом становится местом встречи поколений?
  • Какую роль в становлении личности может играть семья?
  • В чём сила фронтовой дружбы?
  • В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
  • Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь?
  • Чем опасно долгое отсутствие перемен?
  • Почему отцам бывает сложно принять те правила, по которым живут дети?
  • Есть ли место гуманизму на войне?
  • Этот день изменил судьбу России…
  • Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
  • Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
  • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать? О чём спорят мои сверстники? Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему? На каких примерах можно воспитать достойных граждан? К чему стремятся мои сверстники? Как связаны понятия «дом» и «отечество»? Чему человек может научиться у других? Что такое «добрососедство»? Почему человек страшится бездомности? Возможен ли мир без войн? Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»? В чём польза и опасность конфликта? Чему нужно учиться у современной молодёжи? Дом – это место, куда хочется возвращаться… Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений? «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
  • Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
  • О чём спорят мои сверстники?
  • Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
  • На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
  • К чему стремятся мои сверстники?
  • Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
  • Чему человек может научиться у других?
  • Что такое «добрососедство»?
  • Почему человек страшится бездомности?
  • Возможен ли мир без войн?
  • Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
  • В чём польза и опасность конфликта?
  • Чему нужно учиться у современной молодёжи?
  • Дом – это место, куда хочется возвращаться…
  • Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
  • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  • Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
Список произведений русской литературы о человеке и обществе

Список произведений русской литературы о человеке и обществе

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
  • Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба»
  • А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»,  «Дневник лишнего человека»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
  • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
  • А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке», «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч»
  • К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» («Добрый доктор»)
М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев» А.П. Платонов «Юшка», «Котлован» А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М.А. Шолохов «Тихий Дон» Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день» В.В. Быков «Обелиск» В.Г. Распутин «Уроки французского» Е.И. Носов «Кукла» Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» А.И. Солженицын «Матренин двор» П.Ф. Нилин «Жестокость» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
  • М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
  • А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»
  • А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
  • В.В. Быков «Обелиск»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • Е.И. Носов «Кукла»
  • Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • П.Ф. Нилин «Жестокость»
  • Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Список произведений зарубежной литературы о человеке и обществе

Список произведений зарубежной литературы о человеке и обществе

  • Х. Ли «Убить пересмешника» 
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона» 
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные»
  • У. Голдинг "Повелитель мух"
  • Дж. Оруэлл "1984"
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Т. Драйзер «Американская трагедия»
  • А. Азимов «Позитронный человек»
  • У. Грум «Форрест Гамп»
  • С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» Д. Дефо «Робинзон Крузо» Ф. Кафка «Процесс» А. Камю «Посторонний» К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Д. Лондон «Мартин Иден» У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта» Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране» Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве» И. Шоу «Богач, бедняк» К. Воннегут «Колыбель для кошки»  Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • Ф. Кафка «Процесс»
  • А. Камю «Посторонний»
  • К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»
  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • Д. Лондон «Мартин Иден»
  • У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»
  • Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
  • Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране»
  • Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»
  • И. Шоу «Богач, бедняк»
  • К. Воннегут «Колыбель для кошки» 
  • Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Список произведений о гражданской позиции, личной ответственности, о социальных пороках

Список произведений о гражданской позиции, личной ответственности, о социальных пороках

  • Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
  • М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове...»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель
  • А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
  • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди» Н. Носов серия «Незнайка на Луне», «Незнайка в Цветочном городе» и др. И.А. Гончаров «Обломов» А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» М.А. Булгаков «Собачье сердце» А.Н. Толстой «Петр Первый» Е.И. Замятин «Мы» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день» А.П. Платонов «Котлован» Т. Мор «Утопия» Платон «Государство»
  • М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
  • Н. Носов серия «Незнайка на Луне», «Незнайка в Цветочном городе» и др.
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • А.Н. Толстой «Петр Первый»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
  • А.П. Платонов «Котлован»
  • Т. Мор «Утопия»
  • Платон «Государство»
Аргументы .Семья, род; семейные ценности и традиции

Аргументы .Семья, род; семейные ценности и традиции

  • Л.Н. Толстой, « Война и мир ».
  • Тема семьи — одна из главных в романе-эпопее «Война и мир». Лев Николаевич в произведении изобразил три семьи и их семейные ценности. Читатель знакомится с традициями семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Эти семьи абсолютно не похожи друг на друга. Однако судьбы героев тесно переплетаются. Семью Ростовых можно назвать одной из самых образцовых семей. Ростовы придерживаются таких семейных ценностей, как взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, милосердие, гармония человеческих отношений. Помимо этого, для семьи Ростовых важно такое понятие, как патриотизм. Так, Николай Ростов добровольно записался в военный полк, чтобы защитить народ. Наташа Ростова решила отдать подводы раненым и пожертвовать своими вещами. Граф и графиня отдали свой дом раненным. А Петя Ростов, будучи совсем юным, погибает за Родину. Совершенно очевидно, что именно особое воспитание и личный пример родителей сделали детей Ростовых достойными гражданами своей страны. Семья во многом определяет жизненные ценности личности.
Л.Н. Толстой, « Война и мир»
  • Л.Н. Толстой, « Война и мир» .
  • В каждом доме есть свои ценности и приоритеты, которые передаются из поколения в поколение. Например, в семье Болконских читатель наблюдает строгий порядок и военную дисциплину. По мнению Николая Болконского, деятельность и ум представляют собой главные добродетели, поэтому его дети с ранних лет много учились и посвящали все время саморазвитию. Марья и Андрей Болконские старались заслужить одобрение отца, уважая его мнение. Отношения в семье Болконских были построены на подчинении воле отца. Сегодня такое положение дел кажется слишком авторитарным, но тогда оно дало свои плоды: дети Николая многого добились в жизни благодаря усвоенным урокам. Андрей Болконский показал себя настоящим патриотом, ведь он не пощадил своей жизни ради будущего родной страны. Честь и справедливость — главные ценности для Андрея. А Марья проявила милосердие, доброту, силу духа и мудрость в построении своей семьи, где все были счастливы. Судьба героев неразрывно связана с теми архетипами поведения, которые они почерпнули у отца.
Л.Н. Толстой, « Война и мир
  • Л.Н. Толстой, « Война и мир ». Далеко не каждая семья хранит и передает ценности, достойные уважения. Порой дурной пример родителей перечеркивает будущее детей. Например, семью Курагиных Толстой противопоставил семье Болконских и семье Ростовых. Для членов семьи Курагиных не существовало никаких моральных ориентиров. Их ничего не интересовало, кроме тщеславия и наживы. Князь Василий Курагин предпочитал заводить лишь полезные знакомства. Детей он считал обузой, от жены был далек. Никакая подлость не могла покоробить нравственные чувства князя, он шел к цели по трупам. Поэтому и наследники Василия не отличались этичностью, благонравием и добротой. Несмотря на внешнюю привлекательность Элен Курагиной, она была уродлива душою. Ипполит был глуп и лицемерен. Анатоль был жесток, беспутен и подл. Можно сказать, что семья Курагиных была построена на пошлости, развратности и лжи. Поэтому дети унаследовали плохой пример родителей и разделили их судьбу.
Ф.М. Достоевский, « Преступление и наказание
  • Ф.М. Достоевский, « Преступление и наказание ». Тема семейных ценностей занимает важное место в романе Достоевского «Преступление и наказание». Вспомним семью Раскольниковых. В ней все люди связаны между собой узами взаимоуважения и трепетной любви. Каждый готов отдать все ради благополучия всех остальных. Например, Родион Раскольников корит себя из-за того, что живет за счет матери. Тяжёлое финансовое положение женщины толкает персонажа на убийство старухи-процентщицы. Он думает, что лишь приобретенная значимость позволит ему наладить жизнь близких. Из-за нищенского существования и Дуня Раскольникова готова выйти замуж за нелюбимого человека — богатого Лужина. Так она хочет обеспечить брата связями в мире юриспруденции и оплатить его давнейшую учебу. А Пульхерия Александровна не щадит здоровья и упорно работает, откладывая для сына каждую копейку. Можно сделать вывод, что семья Раскольниковых построена на понимании и уважении, ведь каждый человек готов пойти на жертвы ради семейного благополучия. Таким образом, в романе Фёдор Михайлович утверждает, что семья является незаменимой опорой для каждого человека, которую необходимо беречь. Несмотря на отчаяние и нищету, искренняя любовь и уважение к родным позволяют человеку не утратить своих истинных качеств.
Ф.М. Достоевский, « Преступление и наказание
  • Ф.М. Достоевский, « Преступление и наказание ». Семья далеко не всегда является для человека опорой. Порой она может испортить ему жизнь с самого начала. Ведь от поведения родителей зависит очень многое в судьбе ребенка. Именно такой негативный пример описал Достоевский в своем знаменитом романе. Как только читатель знакомится с семьёй Мармеладовых, он начинает испытывать к ней отвращение. Глава семейства отличается пристрастием к алкоголю, он не может устроиться в жизни, чтобы прокормить семью. Катерина Ивановна предстаёт в образе настоящего тирана, ведь она бьёт супруга и своих детей. Из-за неё падчерица Соня вступила на путь бесчестия. Однако вскоре Катерина Ивановна начала раскаиваться по поводу того, что произошло с Соней. Она проявила милосердие и к своему умирающему супругу. Благодаря героине Мармеладову были устроены достойные похороны. И все же будущее детей Катерины Ивановны было бы самым плачевным, если бы ни вмешательство Свидригайлова. А судьба Сони была загублена инфантильностью близких людей. Писатель рассказал, как не надо вести себя в отношениях с родственниками. Важно, чтобы в семье каждый нес ответственность за благополучие и безопасность других. В противном случае родство становится обузой, а не опорой.
А.С. Пушкин, « Капитанская дочка
  • А.С. Пушкин, « Капитанская дочка ». «Береги платье снову, а честь смолоду» — такой наказ дал отец Петру Гриневу. В известной повести Александра Пушкина тесно взаимосвязаны темы семейных ценностей и воспитания. В роду Гриневых главными нравственными доминантами являются честь и достоинство. Пётр Гринев получил прекрасное воспитание. Благодаря этому главного героя смело можно называть человеком чести. Несмотря на столь юный возраст, Гринев вёл себя очень благородно в любой ситуации, являясь истинным офицером — опорой Родины. Например, главный герой совершил достойный поступок, защищая честь своей возлюбленной Марии и отвергнув предложение Пугачева предать присягу. Находясь перед нравственным выбором, Петр всегда ориентировался на отца, мысленно искал его одобрения. Усвоив правильную модель семьи, Гринев строил свои отношения с Марьей, руководствуясь примером старших. Это доказывает, что семья имеет фундаментальное значение в жизни человека.
А.С. Пушкин, « Капитанская дочка
  • А.С. Пушкин, « Капитанская дочка ». Семья оказывает самое сильное влияние на мировоззрение и судьбу человека. Об этом пишет Пушкин в книге «Капитанская дочка». С особым уважением читатель относится к семье Мироновых. Маша Миронова была воспитана в исконно русских традициях и никогда не отступала от них. Когда Пётр Гринев предложил героине жениться без согласия родителей, Марья не согласилась, ведь нужно благословение отца и матери Гринева. Марья очень уважала семью Петра и не могла допустить мысли о венчании без их ведома. В этом отказе читается глубокая нравственность девушки, которая знала цену родительского слова. Такое уважение продиктовано атмосферой в доме Мироновых: люди уважали и любили друг друга, точно так же Марья хотела жить в доме мужа — без недомолвок и конфликтов. Перед нами пример идеальной семьи, построенной на принципах чести, достоинства, взаимоуважения и поддержки. Именно этот пример стал вести Марью по жизни.
А.С. Пушкин, « Станционный смотритель
  • А.С. Пушкин, « Станционный смотритель ».
  • В произведении Александра Пушкина «Станционный смотритель» важнейшей является тема семьи, в частности — вечная тема «отцов и детей». Главная героиня бросила отца и уехала в погоне за лучшей долей. Она даже не оставила ему записки, где она, что с ней будет? Старик-отец уже представил самое худшее и шел пешком в город, чтобы спасти дочь. Но оказалось, что она живет прекрасно, однако бедный папа в новую реальность уже не вписывается. Старика погнали прочь. Дуня, понимая, в каких сложных условиях живёт её отец, ни разу не приехала к нему. Заботясь лишь о своём личном счастье, девушка забыла о родном человеке, который всегда проявлял к ней заботу. Девушка смогла осознать в полной мере вину перед отцом только тогда, когда сама стала мамой. Осознав, что значит «быть родителем», Дуня стала более ответственной и заботливой. Но было слишком поздно. Пушкин напоминает читателю, что самой главной ценностью в жизни является семья. Необходимо всегда проявлять уважение и благодарность своим родителям, ведь они подарили нам жизнь. В противном случае мы останемся одни и с огромным грузом вины на душе.
А.С. Пушкин, « Евгений Онегин
  • А.С. Пушкин, « Евгений Онегин ». Тема воспитания и семейных ценностей — одна из ключевых в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин». Главными героями произведения являются Онегин и Ленский — два дворянина, которые получили разное воспитание. Воспитанием Онегина занимались французские гувернеры. Главный герой получил домашнее образование. Родители Онегина практически не уделяли времени своему сыну. Они даже не разговаривали с ним на родном русском языке, поэтому Евгению легче было говорить по-французски. Французский гувернер научил Онегина вести себя в светском обществе, однако он был не в силах привить ученику те добродетели, которые передают матери и отцы своим детям. Ленский, в отличие от Онегина, получил образование в любящей семье, а потом в университете. Когда он осиротел, то продолжил свое нравственное формирование в семье Лариных. Он общался с людьми, для которых не чужды были такие понятия, как любовь и дружба. Ленский отличался пылкостью и искренностью. В романе Пушкин показывает, как семейное  воспитание влияет на формирование личности. Онегин не получил в детстве родительской заботы и ласки, ему не прививали семейные ценности. Поэтому главными чертами героя стали гордость, эгоизм и самолюбование. Александр Сергеевич говорит о важности семейного воспитания для формирования лучших качеств человека.
Аргументы. Человек и общество

Аргументы. Человек и общество

  • М.Ю. Лермонтов, « Герой нашего времени ». Противостояние человека и общества можно заметить в произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Автор наглядно показал, что может произойти с благородным человеком под воздействием агрессивной среды. Главным персонажем произведения является довольно незаурядный человек, фамилия которого Печорин. В отличие от окружения, главному герою присущи наблюдательность, аналитический ум, независимость характера. Печорин терпеть не может рутину и пошлость, которые так привычны в светских кругах. Он с презрением относится к свету, понимая, что большинству дворян нет дела до человеческого ума или сердца. Влияние такой среды на Печорина сильно, и, к сожалению, оно не является положительным. Светское общество превратило главного героя в равнодушного человека. Печорин замкнулся в своём внутреннем мире, став жестоким и эгоистичным. Таковы последствия дурного влияния со стороны окружения.
Н.С. Лесков, « Левша
  • Н.С. Лесков, « Левша ». Рассказ Лескова «Левша» наглядно демонстрирует, к каким последствиям может привести равнодушие к талантливому человеку со стороны общества. Главный герой — изобретатель с очень богатым внутренним миром и широкой душой. Это простой русский мастер, прозвище которого — Левша. Подковав блоху, персонаж показал свой невероятный талант. Однако никто по достоинству не оценил его мастерство, кроме иностранцев. Они предложили ему остаться в Англии и работать на хороших условиях, но патриотичный Левша отказался и вернулся домой, желая развивать свою страну. Вместо уважения и внимания герой получил грубость и безразличие. О нем все забыли. Вельможи просто использовали его, чтобы похвалиться перед царем, а реальное положение умельца их не волновало. Гениальный изобретатель умер в больнице для нищих, никто так и не помог ему. Таков удел одаренного человека в толпе, которая не отличается ни благодарностью, ни дальновидностью. Безразличие людей друг к другу — вот корень социальных зол.
М. Горький, « Старуха Изергиль
  • М. Горький, « Старуха Изергиль ». Многие талантливые люди не могут найти общего языка с обществом, ведь людям свойственны такие пороки, как зависть, безответственность и желание насолить ближнему. Главными героем рассказа Горького «Старуха Изергиль» является Данко. Помогая соплеменникам выйти из леса, Данко жертвует собственной жизнью ради спасения людей. К сожалению, общество не оценило по достоинству подвиг главного героя. Юноша слышал со всех сторон только ропот и угрозы, хотя больше его для племени никто не сделал. Лидеру достались не лавры почета, а упреки. Однако именно в обществе бесстрашный Данко сумел реализовать собственный потенциал. Под влиянием племени происходило формирование личности Данко. Ради благополучия соплеменников Данко пожертвовал своей жизнью, совершив огромный подвиг. Но не получил признания, потому что люди завидовали его силе и были слишком слабы, чтобы признать свою неспособности идти за вождем. Вот почему общество отвергает лучших своих представителей.
М. Горький, « Старуха Изергиль
  • М. Горький, « Старуха Изергиль ». Порой общество отталкивает людей по вполне обоснованным причинам. Если они нарушают границы дозволенного, их приходится изгонять из общего дома. Но жизнь личности вне окружения невозможна. Об этом говорит Горький в своем рассказе. Человек, рождённый от союза женщины с орлом, не желает принимать законы племени. Ларра не способен к социализации. Он отказался от всех общественных правил и устоев, что привело к его изгнанию из племени. Находясь вне социума, герой окончательно утратил человеческие качества. Изгнание — худшее наказание для человека, которое может привести к его духовной смерти. Без социального взаимодействия невозможна полноценная жизнь индивидуума.
А.И. Куприн, « Олеся
  • А.И. Куприн, « Олеся ». Проблема взаимодействия человека и общества остро поставлена в произведении Куприна «Олеся». Главная героиня попала в сети общественных предрассудков. Девушка живёт в лесу, занимаясь сбором лечебных трав и индивидуальным хозяйством. Крестьяне считают Олесю настоящей ведьмой, потому что она знает секреты лекарственных трав и даже проявляет экстрасенсорные способности. Однако ничего плохого девушка им не сделала. Главная героиня всего лишь сильно отличается от окружения, за что её презирают. Ради возлюбленного Олеся готова сблизиться с обществом. Девушка, набравшись смелости, покидает свой уединенный край и отправляется в церковь. Однако окружение не принимает героиню. Толпа безжалостно накинулась на Олесю и сильно избила её. Попытка стать частью общества чуть не стоила жизни главной героине. Вот почему конфликт большинства с меньшинством вечен: всегда найдется несоответствие взглядов, которое приведет к вражде.
М. Горький, « На дне
  • М. Горький, « На дне ». Люди не могут жить вне общества. Если судьба забрасывает их за рамки социальных связей и контактов, то их личность разрушается постепенно. В произведении Горького «На дне» главные герои — жители ночлежки, которые опустились на дно жизни. Такие люди оторваны от социума. Каждый из них выдвигает свои истины, пытаясь найти свое жизненное предназначение. Так, по мнению Сатина, к людям ни в коем случае нельзя проявлять жалость, ведь они могут привыкнуть к состраданию. Сатин считает, что человек должен сам справиться со своими проблемами. Лука является антиподом Сатина. Он старается утешить жителей ночлежного дома, внушив им надежду на счастливое будущее. По мнению героя, лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Автор показывает, что обман не может привести к положительным последствиям, ведь человек будет жить только приятными иллюзиями. Но обе философии никак не влияют на положение других обитателей ночлежки: они не меняют свою жизнь, даже несмотря на усилия Луки и критику Сатина. Горький наглядно показал, как деградирует личность человека, оказавшегося на социальном дне. В своём произведении писатель доказал мысль, что жизнь человека невозможна в условиях изоляции от общества.
Аргументы  Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы Родина, государство, гражданская позиция человека

  • Н.А. Некрасов, « Кому на Руси жить хорошо ». Одной из главных в поэме Некрасова является тема Родины. Поэт выразил свою любовь к родной стране и народу. Несмотря на то, что в произведении он изобразил бедную Русь, читатель все равно находит в ней все самое прекрасное — героическое прошлое и великое будущее. Для Некрасова Родина ассоциируется с народом. Поэт всегда переживал за судьбу родной страны и людей, которые являются ее плотью и кровью. Исследуя жизнь представителей различных слоев общества, Некрасов пытается понять, кто является самым счастливым на Руси? Несмотря на те негативные последствия, которые произошли после реформы 1861 года, автор искренне верит в светлое будущее своей Родины и находит ее вестника — счастливца Гришу Добросклонова, который черпает силы и оптимизм в любви к своей стране. По-настоящему счастлив тот, кто живет интересами и нуждами своего отчего дома, кто ощущает духовное единение с ним.
М.А. Шолохов, « Судьба человека
  • М.А. Шолохов, « Судьба человека ». Михаил Александрович Шолохов считал связь человека и его земли священной, что отразилось в его знаменитом произведении «Судьба человека». Жизнь главного героя Андрея Соколова автор тесно переплел с судьбой Отчизны. Главный герой столкнулся со многими жизненными испытаниями, выпавшими на долю всего советского народа. Он потерял семью, годы провел в нечеловеческих условиях трудового лагеря, не раз рисковал жизнью. Что бы ни случилось, он никогда не терял веру в победу над врагом. Вместе со своей страной Соколов переживает очень тяжёлое время и делает это достойно. Главный герой является олицетворением мужества, отваги и выносливости. В жестоких условиях войны он показал истинное мужество русского солдата. Образ Андрея Соколова является собирательным. Автор утверждает, что именно на таких волевых людях держится и процветает наша страна. Некрасов продемонстрировал связь между судьбой Отчизны и жизнью человека.
Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Тема любви к Родине занимает центральное место в повести Васильева «А зори здесь тихие». В своём произведении писатель рассказал о судьбе пяти отважных женщин, которые по разным причинам попали на фронт. Однако у них одна цель — защитить свой дом. Рита Осянина после кончины супруга добровольно отправилась в полковую зенитную школу. Женя Комелькова отправилась воевать после того, как потеряла родных. Некоторым девушкам ради спасения Родины даже пришлось отказаться от желаемого. Лиза Бричкина, например, не успела закончить школу. Из-за военных событий Соня Гурвич рассталась с любимым человеком. А Галина Четвертак не смогла закончить библиотечный техникум. Женщины проявили настоящий героизм и мужество во время военных действий. Они показали свою искреннюю любовь к Родине и неравнодушие к будущему страны.
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Тема любви к Родине занимает центральное место в повести Васильева «А зори здесь тихие». В своём произведении писатель рассказал о судьбе пяти отважных женщин, которые по разным причинам попали на фронт. Однако у них одна цель — защитить свой дом. Рита Осянина после кончины супруга добровольно отправилась в полковую зенитную школу. Женя Комелькова отправилась воевать после того, как потеряла родных. Некоторым девушкам ради спасения Родины даже пришлось отказаться от желаемого. Лиза Бричкина, например, не успела закончить школу. Из-за военных событий Соня Гурвич рассталась с любимым человеком. А Галина Четвертак не смогла закончить библиотечный техникум. Женщины проявили настоящий героизм и мужество во время военных действий. Они показали свою искреннюю любовь к Родине и неравнодушие к будущему страны.
М.А. Шолохов, « Тихий Дон
  • М.А. Шолохов, « Тихий Дон ». В романе-эпопее Михаил Шолохов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем народа. Тема Родины и родного дома — главная в произведении «Тихий Дон». Автор показал противостояние между донским казачеством и Красной Армией, которое запутало многих людей. Ведь одно дело — стеречь землю от врагов, другое — драться с согражданами из-за идеологических разногласий. Главным героем романа является Григорий Мелехов. Во время военных действий главный герой показал себя настоящим патриотом. Он заслужил множество почётных наград. Однако во время Гражданской войны Мелехов не может занять ни одну сторону. Главный герой никак не может понять, кто виноват в этой войне, а кто прав. Лишь светлые воспоминания о Родине позволяли Мелехову не падать духом и не сдаваться. Григорий выступает в роли правдоискателя и лишь в финале осознает истину: обе стороны воевали за одно и то же, кровопролитие было чудовищной ошибкой, которую не исправить. Но будущие поколения должны понять, что Родина — это, прежде всего, не земля, а народ, поэтому братоубийство — это преступление перед страной.
Н.В. Гоголь, « Ревизор
  • Н.В. Гоголь, « Ревизор ». В комедии «Ревизор» Николай Гоголь показал неприглядный образ России, разоблачая пороки общества, которые сдерживают ее развитие. Действие происходит в небольшом уездном городке. Грязь, кабаки, голодные люди — вот чем может запомниться это место. Уездный город отображает проблемы целого государства. Представители власти вместо того, чтобы решать важные проблемы, занимаются взяточничеством, кумовством, казнокрадством. Даже деньги, выделенные на строительство храма, растрачены впустую. Здесь нельзя найти чиновника, который бы добросовестно исполнял свои обязанности. Таким образом, писатель показал главные России, которые остаются нерешенными по сей день и тормозят прогресс. Наша страна может опередить все остальные, только если с коррупцией, блатом, всеобщим равнодушием к правде будет покончено раз и навсегда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Итоговое сочинение 2023-2924 Раздел 2

Автор: Буткова Ольга Ивановна

Дата: 24.09.2023

Номер свидетельства: 637152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Итоговое сочинение 2023-2024 Раздел 1"
    ["seo_title"] => string(38) "itogovoe_sochinenie_2023_2024_razdel_1"
    ["file_id"] => string(6) "637147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1695561383"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "итоговый тест по литературе 8 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "itoghovyi-tiest-po-litieraturie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106362"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403001755"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Пакет КИМов дял итоговой аттестации по русскому языку за 5 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "pakiet-kimov-dial-itoghovoi-attiestatsii-po-russkomu-iazyku-za-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251016"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447170012"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Итоговый урок – путешествие по зимнему лесу:      « Имя существительное». "
    ["seo_title"] => string(75) "itoghovyi-urok-putieshiestviie-po-zimniemu-liesu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "174134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424093639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства