kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные темы поэзии послевоенных лет (на примере стихотворений В.Высоцкого, Б.Слуцкого, Б.Окуджавы). Анализ рассказов Ю.Нагибина и Г.Садулаева, подготовка литературных аргументов для итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)»

Лапшова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 38» г.Нижний Новгород


«Основные темы и мотивы поэзии и прозы

о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)


Произведения о Великой Отечественной войне, как показывает мой педагогический опыт, всегда вызывают интерес у старшеклассников. Однако перед учителем русского языка и литературы всегда встает вопрос: как в условиях программы по литературе, в которой на изучение произведений о ВОВ отводится всего 4 часа (как правило, 2 ч. – обзор литературы о Великой Отечественной войне 40-х гг. (поэзия, проза, драматургия), 2 ч. – новое осмысление военной темы в русской литературе 50-90-х гг. 20 в.), с одной стороны, помочь учащимся осмыслить содержание произведений и, с другой стороны, подготовить их к различным формам сочинения (и в формате ЕГЭ по русскому языку, и итоговому сочинению как к допуску к ЕГЭ). Решению этой проблемы, безусловно, помогают различные формы уроков: уроки-презентации, уроки-конференции «Размышляя о прочитанном…», «Книга, о которой хотелось бы рассказать…» Думаю, что учителя-словесники согласятся со мной в том, что чаще всего наши 11-классники выбирают такие известные произведения, как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» Б.Васильева, «Сотников» В.Быкова и др. Однако рядом с этими, безусловно замечательными повестями о войне, есть и другие, не менее интересные произведения о Великой Отечественной как известных, так и не очень известных авторов. Сайт «Капканы ЕГЭ» и его раздел «Книжная полка» стал одним из самых посещаемых моими учениками, т.к. он содержит небольшие произведения, чтение которых займет совсем немного времени. Самое главное – эти рассказы и повести открывают не только новые, «неизбитые» аргументы, но и новую литературу.

Я предлагаю такую форму урока, как урок-исследование: 1-я часть посвящена знакомству учащихся с лирическими произведениями, посвященными Великой Отечественной войне; 2-я - знакомству с произведениями о войне авторов литературы 21 века.

Ход урока

Организационный момент. Обоснование темы урока.

Вступительное слово учителя

Ежегодно 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Наш урок - посвящение памяти русского солдата, дошедшего до стен Рейхстага, памяти солдата, спасшего Европу от фашизма, солдата, подарившего нам жизнь.

Эпиграф к уроку - строки из стихотворения А. Твардовского « Я убит подо Ржевом»:

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она спасена.


Тема урока:

«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне»

  1. Осмысление. Работа с информацией. Анализ стихов Н. Заболоцкого, Б. Слуцкого, Б. Окуджавы по группам (у каждой группы на столах – карточки с текстом стихотворений и листы с заданиями)

Учитель. Князь Андрей Болконский в романе Л.Н. Толстого говорит, что война – это «самое гадкое дело в жизни». Малоизвестный поэт Владислав Занадворов, погибший под Сталинградом, в 1942 году писал:

Ты не знаешь, мой сын,

Что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага.

Это юность моя,

что в окопах истлела…

Это кровью омытые письма мои…


Сейчас мы с вами познакомимся с тремя стихотворениями очень разных поэтов. Общее у них одно – трагедия войны.

Сначала индивидуально прочитайте стихи, ответьте письменно на вопросы, затем в группах обсудите полученные результаты, подготовьте выступление от группы.


Задание 1-й группы

1)Прочитайте стихотворение

А.Т. Твардовский


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

2) «Позднейшая лирика А. Твардовского – в основном лирика памяти…Память о войне стала частью его мироощущения…В стихотворении «Жестокая память» он пишет:

Тружусь и живу, и старею,

И жизнь до конца дорога,

Но с радостью прежней не смею

Смотреть на поля и луга…».

Литературовед А. Павловский

Почему в конце стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» стоит многоточие?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3) О чем «недоговаривает» лирический герой стихотворения? Замените трижды повторенное слово «все же», расшифруйте его

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4) В стихотворении «Песня о погибшем летчике» (1975) В. Высоцкий писал:

Я кругом и навечно виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться я почел бы за честь,-

Но хотя мы живыми до конца долетели –

Жжет нас память и мучает совесть у кого, у кого она есть.

Какими общими мотивами связаны стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины …» и В. С. Высоцкого «Песня о погибшем летчике»? Аргументируйте свою точку зрения?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………











Задание 2-й группы

1)Прочитайте стихотворение


Б. А. Слуцкий

Последнею усталостью устав,

Предсмертным умиранием охвачен,

Большие руки вяло распластав,

Лежит солдат.

Он мог лежать иначе,

Он мог лежать с женой в своей постели,

Он мог не рвать намокший кровью мох,

Он мог...

Да мог ли? Будто? Неужели?


Нет, он не мог.

Ему военкомат повестки слал.

С ним рядом офицеры шли, шагали.

В тылу стучал машинкой трибунал.

А если б не стучал, он мог?

Едва ли.

Он без повесток, он бы сам пошел.

И не за страх - за совесть и за почесть.

Лежит солдат - в крови лежит,

в большой,

А жаловаться ни на что не хочет.


1)Как называется фигура речи – стилистический прием, заключающийся в повторе слов, звуков, синтаксических конструкций в начале нескольких стихотворных строк или строф?

…………………………………………………………………………………………

2)Найдите в тексте стихотворения такую фигуру речи. С какой целью использует ее в стихотворении Б. Слуцкий? Что он хотел подчеркнуть?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3) Сравните основную мысль стих-я Б.Слуцкого и стих-я С.Орлова, написанного в 1944 году:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Задание 3-й группы:

1)Прочитайте стихотворение Б. Ш. Окуджавы « До свидания, мальчики»



1)Как только не называли войну – и жестокой, и истребительной, и кровавой, и проклятой! Поэт Давид Самойлов писал: «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые».Найдите эпитет, которым характеризует войну Б. Окуджава?

……………………………………………………………………….


Как можно расшифровать этот эпитет? Аргументируйте свою точку зрения?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2)Юлия Владимировна Друнина (1924-1991) писала:


Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

1942

Какими общими мотивами связаны стихотворения Б. Окуджавы « До свидания,

мальчики» и Ю. Друниной « Я ушла из детства в грязную теплушку…»?

Аргументируйте свою точку зрения

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Презентация совместной деятельности. Выступления групп

Краткие выводы по каждому из заданий.

Примерные ответы групп:

1 группа

Центральная тема – мотив памяти, ответственности живых перед мертвыми, вина, пусть невольная, перед теми, кто погиб. Трижды повторенное «все же» - это незатихающая боль, это чувство вины, это ответственность живущих перед погибшими товарищами, это муки совести. Стихотворение В. Высоцкого связано со стихотворением Заболоцкого общими мотивами скорби, боли, памяти.

2 группа

Анафора усиливает горечь, звучащую в стихе Б. Слуцкого. Эта горечь становится почти нестерпимой. Стихотворение – документальное фото убитого солдата, который пал за Родину, ибо иначе он поступить не мог. Да, он испытывает страх смерти, но он солдат – человек долга и чести.

Комментарий учителя

Б. Слуцкий и С.Орлов – поэты, которые принадлежат к поколению, принявшему на себя всю тяжесть войны. Б.Слуцкий писал:

Девятнадцатый год рожденья –

Двадцать два в сорок первом году –

Принимаю без возраженья,

Как планиду и как звезду.

Именно это поколение приняло на себя ответственность за страну. Писатель Г. Владимов, автор романа «Генерал и его армия», писал: «Войну и вытягивали эти девятнадцатилетние, эта прекрасная молодость…и никем, никем этих мальчишек было не заменить… Эту войну не генералы выиграли, а мальчишка – лейтенант, Ванька взводный».

Б. Слуцкий – поэт, в творчестве которого одним из постоянных мотивов является мотив памяти, мотив долга живых перед павшими на полях сражений. И этим его творчество близко тем поэтам, о которых мы сегодня говорим. Одна из книг его лирики так и называется - «Память».






3 группа

Для Б. Ш. Окуджавы война - это прежде всего разлучница, это отнятое детство, отнятая юность. Лирический герой его поэзии – мальчик, которому выпало «подлое», жестокое время.

Пережитое на войне – это и сквозная тема лирики Ю. Друниной.


Учитель. Итак, основными темами в стихотворениях разных поэтов стали темы Памяти, ответственности живых перед мертвыми, тема Вины перед погибшими. Всем известны строки из стихотворения Б.Окуджавы из знаменитого фильма «Белорусский вокзал»: «А нынче нам нужна одна Победа, мы за ценой не постоим…» Цена это оказалась беспримерной. Об этом с непрекращающейся болью и горечью писали те, кто прошел военное лихолетье.


3. Мы говорили с вами о поэтах - участниках Великой Отечественной. Дома вы должны были прочитать и осмыслить отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» и рассказ Г.Садулаева «День Победы».

Обратите внимание, Юрий Маркович Нагибин – известный советский писатель, с 1942 г. воевал под Воронежем, после тяжелого ранения был демобилизован и работал специальным военным корреспондентом газеты «Труд». Многие рассказы и повести Ю.Нагибина посвящены теме «сороковых-роковых». Герман Садулаев родился в 1973 году, он принадлежит поколению «внуков» солдат Победы.

Обратимся к данным рассказам.

Возможные вопросы к тексту Ю.Нагибина:

  1. К какой проблеме обращается в данном отрывке Ю. Нагибин?

  2. На каком материале он раскрывает данную проблему?

  3. Кто является героями данного текста?

  4. Что особенно волнует писателя?

  5. Какие художественные детали и средства отражают его волнение и создают эмоциональную напряженность?

  6. Найдите в тексте предложения, выражающие авторскую позицию.

  7. К какому выводу приходит писатель?

  8. Над чем заставляет задуматься данный рассказ нас, людей 21-го века, знающих ужасы войны только понаслышке?


Возможные вопросы к рассказу Г. Садулаева «День Победы»:

  1. Что роднит текст Ю.Нагибина с рассказом Г. Садулаева?

  2. Расскажите о судьбах главных героев рассказа – Алексея Павловича Родина и его фронтового друга Вахи Султановича Асланова. Как вы думаете, почему в таком небольшом по объему рассказе основное внимание уделяется такому подробному рассказу о судьбах фронтовиков?

  3. Можно ли сказать, что автор даже не оправдывает убийство двумя бывшими «советскими разведчиками» «тщедушного мальчика-эсэсовца?»

  4. Почему он называет эсэсовцем юношу, который не видел войны и родился гораздо позже ее окончания?

  5. Почему автору «совсем не жаль» солдат Победы, «забитых насмерть ногами на деревянном полу» «юношами в модном милитари»?

  6. Какие чувства рождает данный рассказ?

  7. Почему наступило «странное время», когда нужно защищать нашу Победу?

Подводим итоги урока. Учитель. Возвращаясь к стихотворению Б. Ш. Окуджавы из к/ф «Белорусский вокзал», подчеркнем, что лейтмотивом этого стихотворения является мотив высокой цены Победы. На пути к Победе ни с чем не считаться, ни перед чем не останавливаться - именно с таким чувством уходили в бой. И мы должны всегда помнить о том, в каком неоплатном долгу перед теми, кто сохранил нам жизнь, кто на своих плечах вынес войну. И только так мы сможем «вернуть к жизни ушедших». Спасибо за урок, за понимание, за сотворчество.

Домашнее задание: сочинение-рассуждение по тексту Ю.Нагибина в формате ЕГЭ (с привлечением материалов урока)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лапшова Ольга Вячеславовна

Дата: 11.02.2021

Номер свидетельства: 572830

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя."
    ["seo_title"] => string(90) "sud_ba_narodnaia_v_proizviedienii_zhivi_i_pomni_khudozhiestviennoie_mastierstvo_pisatielia"
    ["file_id"] => string(6) "346591"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475126244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства