«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)
«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)
Основные темы поэзии послевоенных лет (на примере стихотворений В.Высоцкого, Б.Слуцкого, Б.Окуджавы). Анализ рассказов Ю.Нагибина и Г.Садулаева, подготовка литературных аргументов для итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)»
Лапшова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 38» г.Нижний Новгород
«Основные темы и мотивы поэзии и прозы
о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)
Произведения о Великой Отечественной войне, как показывает мой педагогический опыт, всегда вызывают интерес у старшеклассников. Однако перед учителем русского языка и литературы всегда встает вопрос: как в условиях программы по литературе, в которой на изучение произведений о ВОВ отводится всего 4 часа (как правило, 2 ч. – обзор литературы о Великой Отечественной войне 40-х гг. (поэзия, проза, драматургия), 2 ч. – новое осмысление военной темы в русской литературе 50-90-х гг. 20 в.), с одной стороны, помочь учащимся осмыслить содержание произведений и, с другой стороны, подготовить их к различным формам сочинения (и в формате ЕГЭ по русскому языку, и итоговому сочинению как к допуску к ЕГЭ). Решению этой проблемы, безусловно, помогают различные формы уроков: уроки-презентации, уроки-конференции «Размышляя о прочитанном…», «Книга, о которой хотелось бы рассказать…» Думаю, что учителя-словесники согласятся со мной в том, что чаще всего наши 11-классники выбирают такие известные произведения, как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» Б.Васильева, «Сотников» В.Быкова и др. Однако рядом с этими, безусловно замечательными повестями о войне, есть и другие, не менее интересные произведения о Великой Отечественной как известных, так и не очень известных авторов. Сайт «Капканы ЕГЭ» и его раздел «Книжная полка» стал одним из самых посещаемых моими учениками, т.к. он содержит небольшие произведения, чтение которых займет совсем немного времени. Самое главное – эти рассказы и повести открывают не только новые, «неизбитые» аргументы, но и новую литературу.
Я предлагаю такую форму урока, как урок-исследование: 1-я часть посвящена знакомству учащихся с лирическими произведениями, посвященными Великой Отечественной войне; 2-я - знакомству с произведениями о войне авторов литературы 21 века.
Ход урока
Организационный момент. Обоснование темы урока.
Вступительное слово учителя
Ежегодно 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Наш урок - посвящение памяти русского солдата, дошедшего до стен Рейхстага, памяти солдата, спасшего Европу от фашизма, солдата, подарившего нам жизнь.
Эпиграф к уроку - строки из стихотворения А. Твардовского « Я убит подо Ржевом»:
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Тема урока:
«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне»
Осмысление. Работа с информацией. Анализ стихов Н. Заболоцкого, Б. Слуцкого, Б. Окуджавы по группам (у каждой группы на столах – карточки с текстом стихотворений и листы с заданиями)
Учитель. Князь Андрей Болконский в романе Л.Н. Толстого говорит, что война – это «самое гадкое дело в жизни». Малоизвестный поэт Владислав Занадворов, погибший под Сталинградом, в 1942 году писал:
Ты не знаешь, мой сын,
Что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага.
Это юность моя,
что в окопах истлела…
Это кровью омытые письма мои…
Сейчас мы с вами познакомимся с тремя стихотворениями очень разных поэтов. Общее у них одно – трагедия войны.
Сначала индивидуально прочитайте стихи, ответьте письменно на вопросы, затем в группах обсудите полученные результаты, подготовьте выступление от группы.
Задание 1-й группы
1)Прочитайте стихотворение
А.Т. Твардовский
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
2) «Позднейшая лирика А. Твардовского – в основном лирика памяти…Память о войне стала частью его мироощущения…В стихотворении «Жестокая память» он пишет:
Тружусь и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга…».
Литературовед А. Павловский
Почему в конце стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» стоит многоточие?
4) В стихотворении «Песня о погибшем летчике» (1975) В. Высоцкий писал:
Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь,-
Но хотя мы живыми до конца долетели –
Жжет нас память и мучает совесть у кого, у кого она есть.
Какими общими мотивами связаны стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины …» и В. С. Высоцкого «Песня о погибшем летчике»? Аргументируйте свою точку зрения?
1)Как называется фигура речи – стилистический прием, заключающийся в повторе слов, звуков, синтаксических конструкций в начале нескольких стихотворных строк или строф?
…………………………………………………………………………………………
2)Найдите в тексте стихотворения такую фигуру речи. С какой целью использует ее в стихотворении Б. Слуцкий?Что он хотел подчеркнуть?
3) Сравните основную мысль стих-я Б.Слуцкого и стих-я С.Орлова, написанного в 1944 году:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Задание 3-й группы:
1)Прочитайте стихотворение Б. Ш. Окуджавы « До свидания, мальчики»
1)Как только не называли войну – и жестокой, и истребительной, и кровавой, и проклятой! Поэт Давид Самойлов писал: «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые».Найдите эпитет, которым характеризует войну Б. Окуджава?
……………………………………………………………………….
Как можно расшифровать этот эпитет? Аргументируйте свою точку зрения?
2. Презентация совместной деятельности. Выступления групп
Краткие выводы по каждому из заданий.
Примерные ответы групп:
1 группа
Центральная тема – мотив памяти, ответственности живых перед мертвыми, вина, пусть невольная, перед теми, кто погиб. Трижды повторенное «все же» - это незатихающая боль, это чувство вины, это ответственность живущих перед погибшими товарищами, это муки совести. Стихотворение В. Высоцкого связано со стихотворением Заболоцкого общими мотивами скорби, боли, памяти.
2 группа
Анафора усиливает горечь, звучащую в стихе Б. Слуцкого. Эта горечь становится почти нестерпимой. Стихотворение – документальное фото убитого солдата, который пал за Родину, ибо иначе он поступить не мог. Да, он испытывает страх смерти, но он солдат – человек долга и чести.
Комментарий учителя
Б. Слуцкий и С.Орлов – поэты, которые принадлежат к поколению, принявшему на себя всю тяжесть войны. Б.Слуцкий писал:
Девятнадцатый год рожденья –
Двадцать два в сорок первом году –
Принимаю без возраженья,
Как планиду и как звезду.
Именно это поколение приняло на себя ответственность за страну. Писатель Г. Владимов, автор романа «Генерал и его армия», писал: «Войну и вытягивали эти девятнадцатилетние, эта прекрасная молодость…и никем, никем этих мальчишек было не заменить… Эту войну не генералы выиграли, а мальчишка – лейтенант, Ванька взводный».
Б. Слуцкий – поэт, в творчестве которого одним из постоянных мотивов является мотив памяти, мотив долга живых перед павшими на полях сражений. И этим его творчество близко тем поэтам, о которых мы сегодня говорим. Одна из книг его лирики так и называется - «Память».
3 группа
Для Б. Ш. Окуджавы война - это прежде всего разлучница, это отнятое детство, отнятая юность. Лирический герой его поэзии – мальчик, которому выпало «подлое», жестокое время.
Пережитое на войне – это и сквозная тема лирики Ю. Друниной.
Учитель. Итак, основными темами в стихотворениях разных поэтов стали темы Памяти, ответственности живых перед мертвыми, тема Вины перед погибшими. Всем известны строки из стихотворения Б.Окуджавы из знаменитого фильма «Белорусский вокзал»: «А нынче нам нужна одна Победа, мы за ценой не постоим…» Цена это оказалась беспримерной. Об этом с непрекращающейся болью и горечью писали те, кто прошел военное лихолетье.
3. Мы говорили с вами о поэтах - участниках Великой Отечественной. Дома вы должны были прочитать и осмыслить отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» и рассказ Г.Садулаева «День Победы».
Обратите внимание, Юрий Маркович Нагибин – известный советский писатель, с 1942 г. воевал под Воронежем, после тяжелого ранения был демобилизован и работал специальным военным корреспондентом газеты «Труд». Многие рассказы и повести Ю.Нагибина посвящены теме «сороковых-роковых». Герман Садулаев родился в 1973 году, он принадлежит поколению «внуков» солдат Победы.
Обратимся к данным рассказам.
Возможные вопросы к тексту Ю.Нагибина:
К какой проблеме обращается в данном отрывке Ю. Нагибин?
На каком материале он раскрывает данную проблему?
Кто является героями данного текста?
Что особенно волнует писателя?
Какие художественные детали и средства отражают его волнение и создают эмоциональную напряженность?
Найдите в тексте предложения, выражающие авторскую позицию.
К какому выводу приходит писатель?
Над чем заставляет задуматься данный рассказ нас, людей 21-го века, знающих ужасы войны только понаслышке?
Возможные вопросы к рассказу Г. Садулаева «День Победы»:
Что роднит текст Ю.Нагибина с рассказом Г. Садулаева?
Расскажите о судьбах главных героев рассказа – Алексея Павловича Родина и его фронтового друга Вахи Султановича Асланова. Как вы думаете, почему в таком небольшом по объему рассказе основное внимание уделяется такому подробному рассказу о судьбах фронтовиков?
Можно ли сказать, что автор даже не оправдывает убийство двумя бывшими «советскими разведчиками» «тщедушного мальчика-эсэсовца?»
Почему он называет эсэсовцем юношу, который не видел войны и родился гораздо позже ее окончания?
Почему автору «совсем не жаль» солдат Победы, «забитых насмерть ногами на деревянном полу» «юношами в модном милитари»?
Какие чувства рождает данный рассказ?
Почему наступило «странное время», когда нужно защищать нашу Победу?
Подводим итоги урока. Учитель. Возвращаясь к стихотворению Б. Ш. Окуджавы из к/ф «Белорусский вокзал», подчеркнем, что лейтмотивом этого стихотворения является мотив высокой цены Победы. На пути к Победе ни с чем не считаться, ни перед чем не останавливаться - именно с таким чувством уходили в бой. И мы должны всегда помнить о том, в каком неоплатном долгу перед теми, кто сохранил нам жизнь, кто на своих плечах вынес войну. И только так мы сможем «вернуть к жизни ушедших». Спасибо за урок, за понимание, за сотворчество.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение по тексту Ю.Нагибина в формате ЕГЭ (с привлечением материалов урока)