kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы" Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предложены методические рекомендации из опыта работы на уроказх в старших классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы" Методические рекомендации»

Л.Г. Василенко, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Зональненская СОШ»

Томского района





АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Ключевые слова: творческое мышление, совокупность методов и приемов, рефлексивная деятельность, технология творческого письма.



Аннотация. Статья содержит теоретический и практический материал и методический инструментарий, который можно использовать на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.





Keywords: creative thinking, a set of methods and techniques, reflective activities, creative writing technology.



Annotation. The article contains theoretical and practical material and methodological tools that can be used at lessons of Russian language and literature, and in extracurricular activities.

Активные методы обучения – совокупность методов и приемов, направленные на развитие у обучающихся творческого мышления и активизирующие познавательную деятельность творческого характера, на тесную связь теории с практикой, развивающую рефлексивную сферу мышления… (Из «Психолого-педагогического словаря»). В современной педагогике применяются разные образовательные технологии, эффективно используемые в разных предметных областях. Некоторые активные методы, которые «помогают» учителю сделать урок творческим, интересным будут представлены в данной статье.

На уроках русского языка и литературы в 5 классе можно использовать метод «Артикуляционные разминки». Цели такой разминки – это и знакомство (или повторение) с новой скороговоркой, прибауткой, небылицей; учимся четко произносить определенные звуки и звукосочетания ( как индивидуально, так и коллективно).

Например,

Стоит стопочка на окошечке, ни подъявлена, ни выявлена;

Пошел хват подъявить, подъявил и выявил.

«Рабочие» звуки пара по глухости-звонкости (д)-(т), пара по твердости-мягкости (в)-(в*), звонкий (й).


Или,

Летят три пичужки, через три пустых избушки. «Рабочие» звуки (з)-(с), (ш). Можно связать с темой урока «Символика волшебной сказки».

– Как вы думаете, почему мы сегодня работаем именно с этой скороговоркой? Как она связана с темой урока? (В волшебной сказке существует магическое число «три». Многие события происходят по три раза; у героев по три попытки и в скороговорке встречается число «три»).

На уроках литературы в 5-7 классах хорошо «работает» метод под названием «Недавно я прочитал…» Цель-побудить к чтению, рассказать, написать о любимых книгах, каждый делится своим « книжным» открытием.

Активизирует мыслительную деятельность детей( на любом уроке) прием « В гостях у Мнемозины» (Мнемозина-в греческой мифологии богиня памяти). Это метод последовательной «долгосрочной» работы над развитием памяти, в котором можно выделить некоторые приемы: визуализация (зрительное представление описанного в тексте), ритмическое скандирование и коллективное проговаривание (от урока к уроку проговариваем что-либо сложное: новые термины, понятия).

В технологии формирующего оценивания представлен прием «Верные – неверные утверждения» или «Согласен – не согласен». Можно проводить каждый урок , времени тратится мало, продуктивность высокая, обучающимся интересно работать, оценить свою деятельность на уроке. На уроке литературы в 8 классе после прочтения повести «Бедные люди» Ф. Достоевского: прием «Согласен – не согласен»

  1. Произведение «Бедные люди» эпистолярного жанра (да).

  2. В произведении прослеживаются гоголевские традиции (да).

  3. Ф. Достоевский в своем произведении устами героя ведет полемику с повестью Н. Гоголя «Шинель». (да).

  4. Повесть «Бедные люди» написана о московских нищих кварталах (нет).

  5. Главные герои продолжают в литературе тему «маленького человека» (да).

  6. Переписка в повести происходит между Варенькой и Быковым (нет).

  7. Главный герой повести-человек мечтательный и робкий (да).

Вывешиваются правильные ответы, критерии оценивания, по которым обучающиеся проверяют свои знания и ставят оценки.

На уроках литературы в старших классах целесообразна, с моей точки зрения, технология творческого письма, а это весьма важно для подготовки к написанию сочинения. При изучении романа «Обломов», на одном из уроков «Обломов-главный герой романа: его сущность, характер, судьба» одна из целей: определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. Обращаем внимание на эпиграф, выделяем ключевые слова: «Мне давно совестно жить на свете, все знаю, все понимаю, но силы и воли нет». Отвечаем на вопрос, как вы понимаете эпиграф, объясните? Какую особенность характера вы бы отметили? Запишите в тетрадь. (Отмечают, записывают слово «лень»).

Дайте развернутое определение выражению «русская лень». Зачитывают по желанию. Составляем сочинение–коллаж. (Из работ десятиклассников)

Что такое «русская лень»

На мой взгляд, русская лень-нечто большее, чем просто лень-это психологический признак русской ментальности, выработанный за долгие годы эволюции механизма интуитивного распознания бессмысленности выполняемой работы.

Ленивые люди не хотят себя развивать, так как им это неинтересно, и они не хотят себя ничем утруждать.

Русская лень-это откладывание каких-либо дел на «потом», на исходит из души русского человека.

Но до крайности русский человек не доходит никогда, он знает, когда нужно проявить характер, и не обязательно он лежит и ничего не делает. Хотя нет ничего приятнее, чем лежать, не думая о времени, о заботах, просто находясь с самим собой.

Человеку с русской ленью трудно делать какую-либо работу, вкладывать в нее себя, максимально стараясь. Возможно, это происходит из-за того, что он видел « родительскую лень».

Лень можно сравнить с плотом, который неспешно плывет по течению и мешает человеку жить, лень-это сладкий сон, это пропасть, из которой не так легко выбраться. Хотя и произносится слово «лень» мягко, даже «размылисто», оно гадкое и липкое.

Но русская лень – это все-таки национальная черта каждого русского человека, это стереотип, причем зарубежный и исторически сложившийся. А если заглянуть глубже, это барьер мешающий развитию человека как духовно, так и физически. Страшно подумать, что было бы со страной и миром в целом, если бы каждый из нас не боролся с собственной ленью.

Возможно, русской лени способствовала и русская природа, которая так и манит своим спокойствием, так и просит остановиться и прилечь с травинкой в зубах, когда солнце прячется за горизонт и лениво обволакивает небо алым закатом, а прохладный ветерок навевает тишину и умиротворение…

Лень может быть и плюсом, ведь ленивый человек не станет выполнять бессмысленную работу. Если ты чего-то не хочешь делать - значит не делай.

А вообще в каждом из нас живет Обломов!

Читаем на следующий урок сочинение в классе, обсуждаем и приходим к выводу, что перед нами роман-размышление о русском характере, о России, о судьбе. Один из этапов подготовки к сочинению прошел успешно.

Литература:

Работаем по новым стандартам – «О.А. Еремина»

Психолого-педагогический словарь – «Г.М. Коджаспирова»

Внеурочная деятельность по литературе – «Т.Н. Трунцева»

Роман «Обломов» – «И.А. Гончаров»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Василенко Лариса Григорьевна

Дата: 09.02.2022

Номер свидетельства: 599919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация на тему : "Олимпийское образование на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-na-tiemu-olimpiiskoie-obrazovaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414355231"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства