kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество А.П. Чехова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чеховские темы

Оформление:

                                                                          Книжная выставка «Восхождение к Чехову»

                                                                          Понадобятся аудиозаписи музыки

                                                                          П. Чайковского (по выбору организаторов)                                                                             

Дорогие ребята! Перед вами книга рассказов и повестей Антона Павловича Чехова. Замечательный писатель, он был еще и очень интересным человеком, прожил хотя и короткую, но насыщенную и не совсем обыкновенную жизнь. Поэтому, прежде чем мы с вами будем говорить о чеховских темах, нам хочется немного рассказать вам об их авторе.

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году, в Таганроге, небольшом южном городе на берегу Азовского моря. Детство у писателя было трудным. Его отец, Павел Егорович, был мелким купцом и держал в городе лавку. В этой-то лавке по приказанию отца Антоша и должен был проводить целые часы – обслуживать покупателей. Антоша «не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить».

Но вот что удивительно: несмотря на трудную и нерадостную жизнь, Антоша оставался человеком веселым и жизнерадостным, всегда готовым на остроумную шалость, розыгрыш, шутку. Нужна была большая сила характера, чтобы на всю жизнь сохранить в себе эти качества, не озлобиться на весь мир, не потерять бодрости, надежды, чувства юмора.

 В девятнадцать лет Чехов переехал из Таганрога в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре в печати появились и первые произведения Чехова.

В эти годы жизнь писателя складывалась нелегко. К тому времени отец Чехова разорился, и двадцатилетний Чехов стал фактически кормильцем большой семьи. Ему приходилось обеспечивать родителей, платить за учебу в университете, платить за обучение младших. На все нужны были деньги, и Чехов зарабатывал их своими маленькими рассказами, давал уроки… А ведь надо было еще готовиться к занятиям, сдавать зачеты и экзамены… Чехов всегда относился к любому делу, за которое брался, серьезно и ответственно: он работал ночами, во многом себе отказывал, но успешно закончил университет и стал хорошим врачом.

Будучи уже довольно известным писателем, он не оставлял и медицину. Больные к Чехову шли, зная что он никому не откажет, хотя Чехов не был практикующим врачом, он был прежде всего писателем.

Когда Чехову исполнилось тридцать лет, он, неожиданно для родных и знакомых, отправился в далекое путешествие на остров Сахалин. В то время Сахалин был, пожалуй, самым страшным местом во всей России: на острове была каторга, там же селились бывшие каторжане, которым запрещалось возвращаться на материк. Чехов же чувствовал личную нравственную ответственность за людей, которые живут, мучаются и умирают на далеком Сахалине.

Поездка на Сахалин очень много дала Чехову-писателю. Он говорил, что теперь в его творчестве «все просахалинено». Прежде всего это сказывалось в новом, более серьезном взгляде на жизнь, в более остром и мудром понимании ее вопросов. После Сахалина Чехов напишет такие слова «Работать надо… Главное – надо быть справедливым, а все остальное приложится».

 Чехове можно рассказывать еще долго и много, но думаем, что вы уже и так поняли и почувствовали главное. Мужественный и до конца честный, удивительно скромный и мягкий в обращении с людьми, умный, веселый и добрый – таким человеком был Антон Павлович Чехов в жизни. Таким он предстает перед нами и в своих повестях и рассказах.

Сегодня мы будем говорить о чеховских темах : об оскудении души, о душевности без духовности, о духовной драме старого человека, о пробуждении совести, о надежде в новую жизнь.

Чиновник Николай Иваныч Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу («Крыжовник»). Но тоска по деревне превратилась у него а навязчивую идею – купить «усадебку» с крыжовником. На осуществление этой цели была потрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой он женился из-за денег для покупки усадьбы. И вот результат – это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Изменился и внутренне – стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр.

Душевное очерствение Николая Иваныча тем разительнее, что о природы это был добрый, мягкий человек.

А вот другой чеховский герой, пришедший к сходным жизненным итогам: богатству и душевной черствости. Это доктор Дмитрий Ионыч Старцев («Ионыч»).

На превращении этого по началу энергичного молодого человека, полного неясных, но светлых надежд, в неповоротливого и озлобленного брюзгу Чехов останавливается очень подробно, вникая в изменения, которые происходят в образе жизни и в образе мыслей героя.

Бездуховность, на которую добровольно обрекли себя Николай Иваныч Чимша-Гималайский и Ионыч, исключила их из числа живых людей, лишила их способности думать и чувствовать. На глазах читателя они тупеют, утрачивая то человеческое, чем наделила их природа.

Героиня рассказа «Душечка»  вызывает особенно много споров у исследователей.

Оля Племянникова, или «душечка», как называют ее знакомые за милый нрав и приятную внешность, - существо доброе. Как она любит, лелеет и жалеет своих мужей, как сочувствует их служебным заботам! И как непритворно рыдает после смерти антрепренера и лесопромышленника.! Да, «душечка» умеет полностью раствориться в чужих интересах, умеет забыть себя для другого. Но богатство и щедрость души Оленьки Племянниковой удивительным образом сочетается с полным отсутствием духовных интересов и самого простого, естественного для каждого человека интереса к жизни как таковой.

Этот  необыкновенный образ, возникший из сочетания несочетаемого, - одно из самых загадочных созданий Чехова-психолога, и «Душечка» будет рождать среди читателей и исследователей все новые и новые споры.

 «Скучная история» - не единственное произведение Чехова, в котором старый человек приходит к выводу, что он прожил жизнь неверно. Вся повесть представляет собой исповедь героя о своих переживаниях. Ученый-медик с мировой известностью, Николай Степанович к концу жизни серьезно заболевает и начинает терять свою былую работоспособность. Размышляя в связи с этим о прожитых годах, он понял серьезный изъян в своем отношении к миру. «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека»

 «Жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку, - думает герой рассказа «Скрипка Ротшильда» Яков Бронза, - впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад – там ничего… Зачем Яков всю жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену?» Горькое понимание приходит к чеховским героям, горькое потому, что уже слишком поздно и ничего не вернешь.

Равнодушию и сытости обывателей, приспособленцев в произведениях Чехова противостоит иное, совестливое отношение к жизни, характерное для многих других его героев. В противоположность доктору Старцеву они стараются вырваться из омута, в который их втягивает жизнь.

Это Никитин («Учитель словесности»), словно проснувшись после спячки, он рвется вон из мертвого мещанского уюта к неуютному, но живому миру человеческих страстей, к активной деятельности.

Это капиталист Лаптев из повести «Три года» : он мог бы умножить свое шестимиллионное богатство до бесконечности и успокоится на этом, но он тяготится им, потому что чувствует его несправедливость.

Сын известного архитектора дворянин Михаил Полознев в повести «Моя жизнь» мог бы спокойно служить в любом из учреждений, куда его берут по рекомендации отца, но он не уживается нигде, потому что не может смириться с несправедливостью и ложью.

Эти люди не могут быть счастливы, потому что они не могут смириться с общим неблагополучием. Словно у них за дверью стоит кто-то «с молоточком» и напоминает стуком, что нельзя быть счастливым, когда на свете много голодных и несчастных.

В последние годы жизни Чехов обратился с надеждой к юному поколению, веря в его духовные силы и в то, что оно способно содействовать приближению новых форм жизни.

Героиня из пьесы «Три сестры» Ирина восклицает: «Завтра я поеду одна, буду учить в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна»

В рассказе «Невеста» у героини рассказа – Нади Шуминой, рождается и постепенно растет неприязненное чувство к родному дому, к семье, в которой она воспитывалась и которая ее готовила к жизни по образцу и подобию женщин прежних поколений.

В разгар свадебных приготовлений Надя решается на небывалый для того времени по смелости шаг – убегает и от жениха, ставшего ей неприятным, и от бабушки, властно руководившей всем этим хлопотливым и праздным мирком. Она бросает дом и бежит без оглядки, бежит – хотя со слезами, но с радостью, с надеждой.

В «Вишневом саде», последней пьесе Чехова, снова появляется молодая пара, своим отношением к жизни противостоящая людям старших поколений. Юной Ане автор поручает сказать при расставании с имением значительные, торжественные слова: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»

Молодые герои последних произведений Чехова верят в лучшее будущее России, когда люди перестанут жить за счет чужого труда. Чехов верит, что жизнь продолжается и обещает впереди заманчивые перемены.

Чехов хотел видеть человека свободным и сильным, отзывчивым к горю и радости, знающим, ради какой цели он живет, и умеющим добиваться этой цели.

Жизнь Антона Павловича Чехова до обидного несправедливо коротка: всего сорок четыре года. Но время у художника отчитывается по иной, не общеданной шкале. «День мой – век мой», - говорил Толстой. В 2010 году Россия отметит 150-летний юбилей Чехова.

К Антону Павловичу, так же как к Пушкину, больше всего относятся слова Тютчева:

«Его, как первую любовь,

России сердце не забудет…»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А.П. Чехова »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь и творчество А.П. Чехова

Автор: Сульберекова Анна Александровна

Дата: 07.03.2015

Номер свидетельства: 183156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »"
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkoi-litieratury-na-tiemu-osobiennosti-khudozhiestviennogo-mirooshchushchieniia-a-p-chiekhova-rannieie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446988917"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.П. ЧЕХОВА. "
    ["seo_title"] => string(43) "ochierk-zhizni-i-tvorchiestva-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "132994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416430370"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тема: идейный смысл рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином» (1896 г). "
    ["seo_title"] => string(68) "tiema-idieinyi-smysl-rasskaza-a-p-chiekhova-dom-s-miezoninom-1896-gh"
    ["file_id"] => string(6) "113164"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409337914"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Философская проза А.П.Чехова. Новелла "Студент" "
    ["seo_title"] => string(50) "filosofskaia-proza-a-p-chiekhova-noviella-studient"
    ["file_id"] => string(6) "144825"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418803999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства