Изучение творчества Чехова вшколе зачастую ограничивается узким кругом произведений:"Каштанкой" в начальных классах. юмористическими рассказами в среднем звене, "Вишнёвый сад", "Ионыч" и трилогия о "футлярной" жизни в 10 классе. безусловно найдётся время и для бесед и о "Палате №6", и о "Даме с собачкой", и о "Попрыгунье", где пойдёт разговор о тех или иных нравственно-философских проблемах, поставленных в этих произведениях. Но, к сожалению, философская проза Чехова редко становится объектом самостоятельного рассмотрения на уроках литературы.Этот важный и значительный пласт творческого наследия писателя, приобщение к которому несравненно расширило бы представление старшеклассников о Чехове-художнике, что способствовало бы огромному духовному обогащению учащихся.
На страницах произведений Чехова мы не найдём развёрнутого изложения философских умозаключений и долгих идеологических дискуссий. Философская проблематика рисуетсяписателем на фоне бытовых реалий. В связи сэтим главную задачу учителя на уроках. посвящённых философской прозе Чехова, можно определить следующим образом: оттолкнувшись от конкретных бытовых ситуаций. подвести учащихс к бытийному аспекту произведений, к постижению идейно-философского ядра чеховских созданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Философская проза А.П.Чехова. Новелла "Студент" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 г. Владивостока»
Разработка урока по литературе
Философская проза А.П.Чехова. Новелла «Студент»
10 класс
Учитель русского языка и литературы
Бойко Инна Ивановна
Владивосток
2014
Цели: 1. Расширить представление уч-ся о творчестве А.П.Чехова
2. Выявить нравственно-философские проблемы произведений писателя
3. Развивать и совершенствовать навыки анализа художественного текста
Оборудование: портрет А.П.Чехова, высказывания известных людей, слайды
Ход урока
1 Уч-ся заранее был задан вопрос по осмыслению философского содержания произведения: «Какие проблемы затрагивает писатель в новелле «Студент»?
2. Работа с текстом.
− Кто и что являются предметом изображения в новелле?
− Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа?
− В ходе дальнейшего анализа новеллы попытаемся выявить динамику мироощущения героя: как и почему оно меняется. А сейчас обратимся к экспозиции произведения. −Прочитайте пейзажную зарисовку, открывающую рассказ.
− Однороден ли чеховский пейзаж? Докажите, что в этой новелле ему присуща внутренняя диалогичность.(приложение 1)
− Что перевешивает на чаше природных весов: добро или зло?
− Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий «с тяги домой» и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий?
− Почему героя охватило мрачное настроение?
− Герой идет на огонь костра. Согреет ли он душу неприкаянного героя? Подойдём вместе с ним к огню, вглядимся получше в лица женщин. Что подчёркивает писатель в облике вдовы и её дочери: сходство или различие? (приложение 2)
− Зачем автор заостряет внимание читателя на различиях внешнего облика и интеллектуального уровня своих персонажей?
− Когда, под влиянием чего возникло духовное единение героинь?
− С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?
− Какова же реакция на рассказанную студентом легенду у двух различных во всех отношениях женщин?
− Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?
− Как и почему изменилось умонастроение героя рассказа?
− Прочитайте высказывания известных людей. (приложение 3)
3.Рефлексия − Какие из них вы выбрали бы в качестве эпиграфа к уроку? Какие из них могут служить выражением умонастроения главного героя рассказа в различные моменты его жизни?
4. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова «Студент»
Приложение 1.
Добро
Зло
Погода вначале была хорошая, тихая, кричали дрозды.
Протянул один вальдшнеп..
…что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку.
…выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело.
…стемнело в лесу.
… подул с востока холодный, пронизывающий ветер. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.
Приложение 2
Василиса
Лукерья
Высокая пухлая старуха стояла возле
в раздумье глядела на огонь женщина бывалая, служившая у господ в мамках
выражалась деликатно, и с лица её всё время не сходила мягкая, степенная улыбка
Маленькая, рябая сидела на земле
с глуповатым лицом
деревенская баба, забитая мужем
только щурилась… и молчала,
и выражение у неё было странное, как у глухонемой
Приложение3
«Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся» (Л.Н.Толстой)
«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека» (Саади)
«Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слёзы» (В.А.Моцарт)
«Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив» (Ф.М.Достоевский)
«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Ф.М.Достоевский)
«Сотри случайные черты,// И ты увидишь – мир прекрасен» (А.Блок)
«Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А.С.Пушкин)