kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Философская проза А.П.Чехова. Новелла "Студент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение творчества Чехова вшколе зачастую ограничивается узким кругом произведений:"Каштанкой" в начальных классах. юмористическими рассказами в среднем звене, "Вишнёвый сад", "Ионыч" и трилогия о "футлярной" жизни в 10 классе. безусловно найдётся время и для бесед и о "Палате №6", и о "Даме с собачкой", и о "Попрыгунье", где пойдёт разговор о тех или иных нравственно-философских проблемах, поставленных в этих произведениях. Но, к сожалению, философская проза Чехова редко становится объектом самостоятельного рассмотрения на уроках литературы.Этот важный и значительный пласт творческого наследия писателя, приобщение к которому несравненно расширило бы представление старшеклассников о Чехове-художнике, что способствовало бы огромному духовному обогащению учащихся. На страницах произведений Чехова мы не найдём развёрнутого изложения философских умозаключений и долгих идеологических дискуссий. Философская проблематика рисуетсяписателем на фоне бытовых реалий. В связи сэтим главную задачу учителя на уроках. посвящённых философской прозе Чехова, можно определить следующим образом: оттолкнувшись от конкретных бытовых ситуаций. подвести учащихс к бытийному аспекту произведений, к постижению идейно-философского ядра чеховских созданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Философская проза А.П.Чехова. Новелла "Студент" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 г. Владивостока»





Разработка урока по литературе



Философская проза А.П.Чехова. Новелла «Студент»

10 класс











Учитель русского языка и литературы

Бойко Инна Ивановна















Владивосток

2014


Цели: 1. Расширить представление уч-ся о творчестве А.П.Чехова

2. Выявить нравственно-философские проблемы произведений писателя

3. Развивать и совершенствовать навыки анализа художественного текста

Оборудование: портрет А.П.Чехова, высказывания известных людей, слайды



Ход урока

1 Уч-ся заранее был задан вопрос по осмыслению философского содержания произведения: «Какие проблемы затрагивает писатель в новелле «Студент»?

2. Работа с текстом.

− Кто и что являются предметом изображения в новелле?

− Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа?

− В ходе дальнейшего анализа новеллы попытаемся выявить динамику мироощущения героя: как и почему оно меняется. А сейчас обратимся к экспозиции произведения. −Прочитайте пейзажную зарисовку, открывающую рассказ.

− Однороден ли чеховский пейзаж? Докажите, что в этой новелле ему присуща внутренняя диалогичность.(приложение 1)

− Что перевешивает на чаше природных весов: добро или зло?

− Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий «с тяги домой» и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий?

− Почему героя охватило мрачное настроение?

− Герой идет на огонь костра. Согреет ли он душу неприкаянного героя? Подойдём вместе с ним к огню, вглядимся получше в лица женщин. Что подчёркивает писатель в облике вдовы и её дочери: сходство или различие? (приложение 2)

− Зачем автор заостряет внимание читателя на различиях внешнего облика и интеллектуального уровня своих персонажей?

− Когда, под влиянием чего возникло духовное единение героинь?

− С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?

− Какова же реакция на рассказанную студентом легенду у двух различных во всех отношениях женщин?

− Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?

− Как и почему изменилось умонастроение героя рассказа?

− Прочитайте высказывания известных людей. (приложение 3)

3.Рефлексия − Какие из них вы выбрали бы в качестве эпиграфа к уроку? Какие из них могут служить выражением умонастроения главного героя рассказа в различные моменты его жизни?

4. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова «Студент»


Приложение 1.

Добро

Зло

Погода вначале была хорошая, тихая, кричали дрозды.

Протянул один вальдшнеп..

…что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку.

…выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело.

…стемнело в лесу.

… подул с востока холодный, пронизывающий ветер. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.


Приложение 2

Василиса

Лукерья

Высокая пухлая старуха стояла возле

в раздумье глядела на огонь женщина бывалая, служившая у господ в мамках

выражалась деликатно, и с лица её всё время не сходила мягкая, степенная улыбка

Маленькая, рябая сидела на земле

с глуповатым лицом

деревенская баба, забитая мужем

только щурилась… и молчала,

и выражение у неё было странное, как у глухонемой


Приложение3

  • «Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся» (Л.Н.Толстой)

  • «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека» (Саади)

  • «Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слёзы» (В.А.Моцарт)

  • «Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив» (Ф.М.Достоевский)

  • «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Ф.М.Достоевский)

  • «Сотри случайные черты,// И ты увидишь – мир прекрасен» (А.Блок)

  • «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А.С.Пушкин)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Философская проза А.П.Чехова. Новелла "Студент"

Автор: Бойко Инна Ивановна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства