В данной презентации представлены материалы об устном народном творчестве. Полно и широко рассказано о родах и жанрах устного народного творчества, о календарно-обрядовой поэзии, об историческом изменении жанров. Благодаря этой презентации, дети будут более ясно и полно иметь представление о разных видах УНТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
К обрядовому фольклору относятся произведения народного творчества, которые исполняются во время какого-либо обряда, они сопровождают этот обряд и являются его составной частью.
Обряды - один из древнейших видов народной культуры. Их возникновение относится к глубокой древности.
Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами.
Святки
Святки праздновались с 24 декабря - 6 января.
Проводились различные игры, ряжения. Одним из самых замечательных явлений было колядование - это хождение по дворам с пением новогодних песен
За песенные поздравления колядовщики вознаграждались подарками праздничными угощениями.
«Коляда, коляда
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтику
Или курочку с хохлом!
Петушка с гребешком…»
Масленица
Веселый, разгульный народный праздник, продолжающийся целую неделю. Праздник совершался по строго расписанному порядку, что отразилось на названиях дней масленичной недели.
Вторник - «заигрыши». С этого дня начинались разного рода развлечения, ряжения, катания.
Понедельник -«встречен» - это начало праздника.
Четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», на этот день приходилась середина веселья и гульбы.
Среда - «Лакомка» она открывала угощения во всех домах блинами и другими явствами.
Пятниц а - «тёщины вечера», зятья угощали тёщ.
Суббота - «золовкины посиделки», молодые невестки принимали родных в гости.
Обязательная еда – блины, имели обрядово ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет весь год.
Обряд встречи :делали из соломы чучело, придавали вид женщины, насаживали на шест и с песнями водили на санях по деревне. Затем чучело – Масленицу сжигали.
Проводы
«Да вот Масленица, ох, со двора съезжает,
Да, кургузая, ох, с широкого подворья съезжет...
Да, вот, Масленица, пост на крутой горке,
Да, кургузая, на крутой на горке... .»
Встреча
«Ой, да вот Масленица, ох на двор въезжает,
Да, широкая, на двор въезжает.
Да вот, Масленица, иди поскорей
Да, широкая, ой, иди поскорей.»
После масленицы наступал семинедельный «великий пост»
Встреча весны
Егорьев день
Троица
Праздник был в последний день семицкой недели. Главный обряд - «завивание венков»:
на концах ветвей берёзы, не отламывая их, сплетали венки, напевая песню, в которой были слова: « Завивайся ты, берёзка, завивайся ты кудрявая».
Праздник Ивана Купалы
Разжигали костры, купались
Отмечался в ночь 23 – 24 июня
Собирали травы
(папоротник)
Всё это имело очистительное значение.
СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
Поэзия, связанная с рождением ребёнка.
Причитания .
Свадебные обряды и песни .
Родильные обряды
Назначение - обеспечить новорождённому безопасность, положительно повлиять на будущую судьбу человека, уберечь его от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой.
Свадебные песни и обряды
Рассказывают о свадьбе, в том числе и о переживаниях невесты. Один из жанров песен -величания - это небольшие песни, в которых рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме или богатстве.
Причитания
Свадебные
Рекрутские
Похоронные
Свадебные причитания
Это исполняемые песенные импровизации с плачем. Главное содержание - тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьёй, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью.
Рекрутские причитания
В содержании рекрутских причитаний довольно отчётливо выделяются две темы: жизнь рекрута после его ухода в солдаты и описание солдатской жизни .
Похоронные причитания
Полагалось, что умершие могли оказывать влияние на судьбу живущих, поэтому их боялись и старались всячески задобрить их. Гроб с телом покойного выносили очень осторожно, боясь коснутся им косяка двери чтобы не оставить смерти дома.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖАНРОВ
XVIII –нач. XIХ века: усиление лирического начала и ослабление эпического
С XVIII века начинает развиваться и рабочий фольклор
Вторая половина XIХв.: происходит возрастание реалистичности и уменьшение фантастических элементов