милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).
Тип урока: урок-формирование.
Методы обучения: беседа, слово учителя, исследование, постановка проблемных вопросов.
Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.
План урока.
1. Вступительное слово учителя: постановка проблемных вопросов.
2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.
3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.
3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.
4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема маленького человека в русской литературе.»
ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
Кого в литературе мы обыкновенно называем
«маленьким» человеком?
Каковы истоки и традиции обращения к этой теме?
Гуманистическая традиция, заложенная Карамзиным, в трактовку темы «маленького» человека , получила развитие
в литературе 19 века.
«Маленький человек» - это герой, наделенный глубокими искренними чувствами, способный к душевным переживаниям и страданиям.
Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века
Каков социальный статус главных героев произведений?
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
«Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский
«Шинель»
Самсон Вырин
А.П. Чехов
«Бедные люди»,
«Преступление и наказание»
Акакий Акакиевич Башмачкин
«Толстый и тонкий»,
«Смерть чиновника»
Макар Девушкин,
Мармеладов
Червяков, Тонкий
Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века
Как авторы изображают характеры и внутренний мир своих героев?
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
«Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский
«Шинель»
Самсон Вырин
А.П. Чехов
«Бедные люди»
«Преступление и наказание»
Акакий Акакиевич Башмачкин
«Толстый и тонкий»,
«Смерть чиновника»
Макар Девушкин,
Мармеладов
Червяков, Тонкий
Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века
Почему так трагична жизнь «маленьких» людей и
финал произведений?
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
«Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский
«Шинель»
Самсон Вырин
А.П. Чехов
«Бедные люди»
«Преступление и наказание»
Акакий Акакиевич Башмачкин
«Толстый и тонкий»,
«Смерть чиновника»
Макар Девушкин,
Мармеладов
Червяков, Тонкий
Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века
Какие чувства вызывают у читателя герои?
Каково к ним авторское отношение?
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
«Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский
«Шинель»
Самсон Вырин
А.П. Чехов
«Бедные люди»
«Преступление и наказание»
Акакий Акакиевич Башмачкин
«Толстый и тонкий»,
«Смерть чиновника»
Макар Девушкин,
Мармеладов
Червяков, Тонкий
ВЫВОД
Станционный смотрительСамсон Вырин, настоящие и бывший мелкие чиновники петербургских департаментовАкакий Акакиевич Башмачкин,Макар Девушкини спившийсяМармеладовнаиболее ярко представляюттип бедного, униженного, бесправного человека, которому негде искать защиты. «Маленький» человекмучительно переживает свое положение,болезненно реагирует на насмешки и осуждение окружающих. «Маленький» человеклишаетсясамого главного –смысла жизни. «Маленький» человеквырастает доподлиннотрагического образа, вызывающего глубокоесострадание авторов и читателей.Гоголь и Достоевскийоткрылив бедном чиновнике человека.Чеховпоказал, что «маленький» человек нисколько не меньше, чем всякий иной,способен быть по натуре чиновником.
Домашнее задание:
письменные задания (по выбору):
Почему тема «маленького» человека так волновала величайших писателей русской литературы XIX века?
Как вы думаете, почему в русской литературе XIX века тема «маленького» человека оказалась такой распространенной?
В чем различия в трактовке «маленького» человека» в творчестве писателей XIX - XX веков?
разработка и создание мультимедийной презентации «Тема «маленького» человека в русской литературе XIX века».