kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"История жизни маленького человека или…?" ( по повести Н.В.Гоголя "Шинель")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация  посвящена изучению повести Н.В.Гоголя "Шинель". Вместе с обучающимися размышляем о  сквозной теме русской литературы 19 века- теме "маленького человека".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"История жизни маленького человека или…?" ( по повести Н.В.Гоголя "Шинель")»

… надо, чтобы за дверью  каждого довольного, счастливого человека  стоял кто-нибудь с молоточком  и постоянно напоминал бы стуком,   что есть несчастные…  А. П. Чехов

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,  что есть несчастные…

А. П. Чехов

"История жизни маленького человека или…?"

(По повести Н.В. Гоголя "Шинель")

  1831-1832 гг. (вышла первая книга повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»); середина 1830-х гг. (Гоголь услышал «канцелярский анекдот», который был первой мыслью чудной повести «Шинель»); январь 1835 г. (выходит сборник повестей Гоголя «Миргород»); март 1835 г. (выходит сборник «Арабески» с повестями «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»); 1836 г. (выходит в свет повесть «Нос»); 1842 г. (Гоголь завершил работу над повестью «Шинель»).
  •   1831-1832 гг. (вышла первая книга повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»);
  • середина 1830-х гг. (Гоголь услышал «канцелярский анекдот», который был первой мыслью чудной повести «Шинель»);
  • январь 1835 г. (выходит сборник повестей Гоголя «Миргород»);
  • март 1835 г. (выходит сборник «Арабески» с повестями «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»);
  • 1836 г. (выходит в свет повесть «Нос»);
  • 1842 г. (Гоголь завершил работу над повестью «Шинель»).
«Петербургские повести» «Шинель» (1839 – 1842) Николай Васильевич  Гоголь  (1809 – 1852)

«Петербургские повести»

«Шинель»

(1839 – 1842)

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

О повести «Шинель»…  «одно из глубочайших созданий Гоголя…» В. Г. Белинский «колоссальное произведение…»  А.И.Герцен «Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия».  В. Набоков

О повести «Шинель»…

  • «одно из глубочайших созданий Гоголя…»

В. Г. Белинский

  • «колоссальное произведение…»

А.И.Герцен

  • «Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия».  В. Набоков
Назовите главного героя повести Акакий  Акаиевич  Башмачкин («вечный титулярный советник») Кукрыниксы

Назовите главного героя повести

Акакий Акаиевич Башмачкин

(«вечный титулярный советник»)

Кукрыниксы

ИМЯ Греческое: Какос – дурной, злой; Какон – зло; Кака (мн.ч.) – зло, бедствие, несчастье, порок; Акакос – значит незлобный, добрый, невинный, простодушный.

ИМЯ

Греческое: Какос – дурной, злой; Какон – зло; Кака (мн.ч.) – зло, бедствие, несчастье, порок;

Акакос – значит незлобный, добрый, невинный, простодушный.

фамилия Гоголь неоднократно повторяет, что она «произошла от башмака». Нечто грубое, даже пренебрежительное. Очевидно, что происхождение фамилии связано не с существительным «башмак», а с «башмачком», что вызывает в памяти что-то детское, трогательное, беззащитное. Герой с такой фамилией – значит родом из детства и, скорее всего, из детства так и не вышедший.

фамилия

  • Гоголь неоднократно повторяет, что она «произошла от башмака». Нечто грубое, даже пренебрежительное.
  • Очевидно, что происхождение фамилии связано не с существительным «башмак», а с «башмачком», что вызывает в памяти что-то детское, трогательное, беззащитное.
  • Герой с такой фамилией – значит родом из детства и, скорее всего, из детства так и не вышедший.
 Внешний облик героя    «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста…» и далее по тексту

Внешний облик героя

«… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста…» и далее по тексту

Речь героя

Речь героя

"...Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того…».."

Особенность одежды героя зеленый цвет вицмундира, то цвет «рыжевато-мучной» ; «Воротничок на нем был узенький, низенький» «...И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка...»

Особенность одежды героя

  • зеленый цвет вицмундира, то цвет «рыжевато-мучной» ;
  • «Воротничок на нем был узенький, низенький»
  • «...И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка...»
ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ «...среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме...» «… вечный титулярный советник». «… мало сказать: он служил ревностно – нет, он служил с любовью».  «...свои чистые, ровным почерком выписанные строки...»  ..«Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». 

ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

  • «...среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме...»
  • «… вечный титулярный советник».
  • «… мало сказать: он служил ревностно – нет, он служил с любовью».

  • «...свои чистые, ровным почерком выписанные строки...»

  • ..«Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». 
не желает для себя ничего лучшего место в департаменте ревностная служба «Так протекала мирная жизнь человека…» Глух к себе безразличное отношение к себе  люди не стали ему нужными окружающим он стал не интересен и не нужен

не желает для себя ничего лучшего

место в департаменте

ревностная служба

«Так протекала мирная жизнь человека…»

Глух к себе

безразличное отношение к себе

люди не стали ему нужными

окружающим он стал не интересен и не нужен

"...та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу..."

"...всё было решительно шито на шелку, двойным мелким швом, и по всякому шву Петрович потом проходил собственными зубами, вытесняя ими разные фигуры..."

"...скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся..."

заменяет его одиночество, «как будто он не один», а другой человек присутствовал с ним Шинель заменяет Башмачкину все в его жизни, все ценности земного мира заменяет женитьбу, а значит семью, детей и мечту о счастье шинель становится его теплом,  а значит и его домом =

заменяет его одиночество, «как будто он не один», а другой человек присутствовал с ним

Шинель заменяет Башмачкину все в его жизни, все ценности земного мира

заменяет женитьбу, а значит семью, детей и мечту о счастье

шинель становится его теплом,

а значит и его домом

=

« Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу  Акакий Акакиевич, поднимаясь, по черной лестнице к портному, сам того не ведая, вступает на «лестницу» видимого мира петербургской светской жизни, а когда впервые надевает шитую Петровичем шинель , из человека – невидимки с очертаниями копировальной машины и мусорной урны превращается , пусть в мелкого, но видимого человека А без шинели он снова очутился вне «лестницы» и стал таким же, как был, невидимым и ненужным

« Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу

Акакий Акакиевич, поднимаясь, по черной лестнице к портному, сам того не ведая, вступает на «лестницу» видимого мира петербургской светской жизни, а когда впервые надевает шитую Петровичем шинель , из человека – невидимки с очертаниями копировальной машины и мусорной урны превращается , пусть в мелкого, но видимого человека

А без шинели он снова очутился вне «лестницы» и стал таким же, как был, невидимым и ненужным

Какова тема повести? Тема беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире. Какова основная мысль произведения? Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном государством. Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»

Какова тема повести?

Тема беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире.

Какова основная мысль произведения?

Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном государством.

Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»

Все мы вышли из гоголевской «Шинели».    С. А. Рейсер ?   главная идея

Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

  С. А. Рейсер

?

  главная идея " шинели" - библейская заповедь "возлюби ближнего" , пусть даже такого маленького человека, как Башмачкин.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"История жизни маленького человека или…?" ( по повести Н.В.Гоголя "Шинель")

Автор: Усинавичус Надежда Степанасовна

Дата: 04.06.2016

Номер свидетельства: 332562


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства