kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе 18-19 веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  «маленького человека» всегда была и остаётся  актуальной, потому что её задача - отражать жизнь простого  человека со всеми её переживаниями, бедами и маленькими радостями.  Такие люди живут всюду.
Просто мы их не замечаем, ак как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу. Говорят, что образ «маленького человека» утратил своё значение в литературе. Мы попытаемся доказать, что он не исчезает, а лишь эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных  кругах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе 18-19 веков" »

МКОУ «Михайлоанненская средняя общеоразовательная школа» Исследовательская работа:  «Эволюция образа  “ маленького человека ” в русской литературе 18- 19 веков»   Выполнил: Лащенков Павел,  обучающийся 9 класса.  Руководитель: Абросимова Л.И.,учитель русского языка и литературы.

МКОУ «Михайлоанненская средняя общеоразовательная школа»

Исследовательская работа: «Эволюция образа маленького человека в русской литературе 18- 19 веков» Выполнил: Лащенков Павел, обучающийся 9 класса. Руководитель: Абросимова Л.И.,учитель русского языка и литературы.

Цель- выявление особенностей  эволюции образа “ маленького человека ” в русской литературе XVIII- XIX веков

Цель- выявление особенностей эволюции образа маленького человека в русской литературе XVIII- XIX веков

Задачи: 1. Рассмотреть, как возникло в русской литературе понятие «маленький человек».  2. Проследить развитие этой темы в творчестве писателей XVIII- XIX веков.  3.Найти сходства и различия образов «маленьких людей» в творчестве писателей XVIII- XIX веков.

Задачи: 1. Рассмотреть, как возникло в русской литературе понятие «маленький человек». 2. Проследить развитие этой темы в творчестве писателей XVIII- XIX веков. 3.Найти сходства и различия образов «маленьких людей» в творчестве писателей XVIII- XIX веков.

Актуальность темы. Тема «маленького человека» всегда была и остаётся актуальной, потому что её задача- отражать жизнь простого человека со всеми её переживаниями, бедами и маленькими радостями. Такие люди живут всюду.  Просто мы их не замечаем ,так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу.

Актуальность темы.

Тема «маленького человека» всегда была и остаётся актуальной, потому что её задача- отражать жизнь простого человека со всеми её переживаниями, бедами и маленькими радостями. Такие люди живут всюду. Просто мы их не замечаем ,так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу.

Гипотеза.   Говорят, что образ «маленького человека» утратил своё значение в литературе. Мы попытаемся доказать, что он не исчезает, а лишь эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Гипотеза.

Говорят, что образ «маленького человека» утратил своё значение в литературе. Мы попытаемся доказать, что он не исчезает, а лишь эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Главные черты  «маленького человека»  1) Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение; 2) страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок; 3) в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость; 4) острота жизненных переживаний; 5) осознание себя именно

Главные черты «маленького человека»

1) Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение;

2) страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок;

3) в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость;

4) острота жизненных переживаний;

5) осознание себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни;

6) обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства .

Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы

Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы "маленького человека". В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: образ каждого из них будет совершенно по-своему подводить читателя к размышлениям на эту тему, раскрывать разные её грани.

Понятие «маленький человек»  Само понятие

Понятие «маленький человек»

Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. Как возникла тема «маленького человека» в русской литературе?

Первое появление «маленького человека»  Первым писателем, который открыл нам мир

Первое появление «маленького человека»

Первым писателем, который открыл нам мир "маленьких людей" был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина "Бедная Лиза. " Автор положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании этой неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие.

Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая повесть Карамзина философична. Автор оспаривает предположение философа Руссо об идиллическом прошлом человечества. «История человечества вся построена на драматических коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь», - утверждает повествователь. Большая история складывалась из маленьких бед обычных людей.

Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая повесть Карамзина философична. Автор оспаривает предположение философа Руссо об идиллическом прошлом человечества. «История человечества вся построена на драматических коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь», - утверждает повествователь. Большая история складывалась из маленьких бед обычных людей.

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина.  А.С. Пушкин был следующим писателем, в творческое внимание которого вошла вся огромная Россия: ее просторы, жизнь деревень. Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и с узких дверей бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. «Повести Белкина» были созданы осенью 1830 года в селе Болдино. Основным действующим персонажем «Повестей» является маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания, стремления, социальные противоречия, в которые он втянут, нравственное достоинство и простое человеческое счастье.

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в творческое внимание которого вошла вся огромная Россия: ее просторы, жизнь деревень. Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и с узких дверей бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. «Повести Белкина» были созданы осенью 1830 года в селе Болдино. Основным действующим персонажем «Повестей» является маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания, стремления, социальные противоречия, в которые он втянут, нравственное достоинство и простое человеческое счастье.

«Станционный смотритель»  Из повестей этого цикла наибольшее влияние на весь дальнейший ход развития русской литературы оказала повесть «Станционный смотритель». Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя - был не случайным. В 20-х годах 19-го века в русской литературе появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса».  «Станционный смотритель» - социально-психологическая повесть о «маленьком человеке» и его горькой судьбе в дворянском обществе.

«Станционный смотритель»

Из повестей этого цикла наибольшее влияние на весь дальнейший ход развития русской литературы оказала повесть «Станционный смотритель». Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя - был не случайным. В 20-х годах 19-го века в русской литературе появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». «Станционный смотритель» - социально-психологическая повесть о «маленьком человеке» и его горькой судьбе в дворянском обществе.

Это высшее проявление реализма в русской прозе начала 30-ых годов и замечательное достижение самого Пушкина. Судьба «маленького человека» впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

Это высшее проявление реализма в русской прозе начала 30-ых годов и замечательное достижение самого Пушкина. Судьба «маленького человека» впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

«Станционный смотритель»  .  Пушкин показал в своём герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в реалистическом изображении судьбы простого человека.  Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо чище и честнее.  Смирение, по мысли А. С. Пушкина, унижает человека, делает  жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.  Впервые русская литература смогла осудить злые и бесчеловечные  силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

«Станционный смотритель»

. Пушкин показал в своём герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в реалистическом изображении судьбы простого человека. Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо чище и честнее. Смирение, по мысли А. С. Пушкина, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература смогла осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина.  Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.      Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина.

Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.     Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

«Шинель»  Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир

«Шинель»

Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников, в своих "Петербургских повестях". Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", которая имела огромное значение для всей последующей литературы. Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.

«Шинель»  Повесть лицом к лицу сталкивает «маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и унижает его. Гоголевский герой занимает одно из последних мест в иерархической системе царской России, безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без неё уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает, как преступника!

«Шинель»

Повесть лицом к лицу сталкивает «маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и унижает его.

Гоголевский герой занимает одно из последних мест в иерархической системе царской России, безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без неё уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает, как преступника!

«Шинель»  «Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость: «душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.  Акакий Акакиевич умирает, но  Н. В. Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? .  А для того чтобы показать протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой пытается бороться за свои права, против основ существующего порядка.

«Шинель»

«Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость: «душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Акакий Акакиевич умирает, но

Н. В. Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? . А для того чтобы показать протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой пытается бороться за свои права, против основ существующего порядка.

Тема «маленького человека» в произведениях А.П.Чехова  Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнится в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым.  Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека».  Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм.

Тема «маленького человека» в произведениях А.П.Чехова

Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнится в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм.

Выводы  Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII - XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII века - Н.М.Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь - относятся к «маленькому человеку» с сочувствием.  Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в душе!

Выводы

Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII - XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII века - Н.М.Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь - относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в душе!

«Маленький человек»  Гоголя и Пушкина  Тема «маленького человека» подробно разработана в творчестве А.С.Пушкина, который неоднократно обращался к проблемам таких людей в своих произведениях. Можно даже проследить изменение этого образа в разных сочинениях писателя («Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Медный всадник»).  Продолжает тему «маленького человека» Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

«Маленький человек» Гоголя и Пушкина

Тема «маленького человека» подробно разработана в творчестве А.С.Пушкина, который неоднократно обращался к проблемам таких людей в своих произведениях. Можно даже проследить изменение этого образа в разных сочинениях писателя («Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Медный всадник»). Продолжает тему «маленького человека» Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков.  Эта тема занимала значительное место в русской литературе. Проблема «маленького человека» живо волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывал образ «маленького человека» и заставлял задуматься над проблемами таких людей, обнажая духовную скудость, убожество «бедных людишек», чтобы помочь им измениться.  Таким образом, тема «маленького человека» претерпевала значительные изменения в творчестве писателей. Она очень важна для понимания всей русской литературы, так как и в XX веке получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков.

Эта тема занимала значительное место в русской литературе. Проблема «маленького человека» живо волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывал образ «маленького человека» и заставлял задуматься над проблемами таких людей, обнажая духовную скудость, убожество «бедных людишек», чтобы помочь им измениться. Таким образом, тема «маленького человека» претерпевала значительные изменения в творчестве писателей. Она очень важна для понимания всей русской литературы, так как и в XX веке получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

Используемая литература 1.Д.Д. Благой. Творческий путь Пушкина. 2.Н. В. Гоголь Избранные повести. М., Издательство «Правда»,- 1985г 3. Н. В. Гоголь. Творческий путь М., Художественная литература.-1975г 4.История русской литературы (1800- 1830) М ., Просвещение-1988г. 5.Карамзин. Повести. М ., Художественная литература-1985г 6.А.П.Чехов Рассказы. М., Советская Россия -1989г

Используемая литература

1.Д.Д. Благой. Творческий путь Пушкина.

2.Н. В. Гоголь Избранные повести.

М., Издательство «Правда»,- 1985г

3. Н. В. Гоголь. Творческий путь

М., Художественная литература.-1975г

4.История русской литературы (1800- 1830)

М ., Просвещение-1988г.

5.Карамзин. Повести.

М ., Художественная литература-1985г

6.А.П.Чехов Рассказы.

М., Советская Россия -1989г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе 18-19 веков"

Автор: Лащенков Павел, обучающийся 9 класса Руководитель - Абросимова Любовь Ивановна, учитель литературы

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 198020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка урока «А.П.Чехов. «Смерть чиновника»"
    ["seo_title"] => string(60) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_a_p_chekhov_smert_chinovnika"
    ["file_id"] => string(6) "580982"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1621492869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства