kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации описывается новая педагогическая технология, применяемая на различных уроках, для формирования у учащихся универсальных учебных действий. Подходит для использования на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира и других. Уроки, проведенные с применением данной технологии очень нравятся детям. Проверено мной ни единожды!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования типа правильной читательской деятельности »

Технология продуктивного чтения         Автор презентации  Кирячева Ольга Владимировна  учитель начальных классов  МБОУ «МСОШ№1»  р.п. Мухтолово  Ардатовского района  Нижегородской области

Технология продуктивного чтения

Автор презентации

Кирячева Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «МСОШ№1»

р.п. Мухтолово

Ардатовского района

Нижегородской области

Цель нового образования  О бщекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться»  (из материалов «Стандарты второго поколения»)

Цель нового образования

О бщекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться»

(из материалов «Стандарты второго поколения»)

Новые цели требуют нового подхода к содержанию!  Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается  Развитие умения работать с информацией

Новые цели требуют нового подхода к содержанию!

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается

Развитие умения работать с информацией

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение)    До чтения текста – просмотровое чтение  –  ознакомительное чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – концептуальная беседа, – рефлексивное чтение Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 4

Технология формирования

типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение)

  • До чтения текста

просмотровое чтение

ознакомительное чтение

Результат:

предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

2) Во время чтения текста

изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста

– концептуальная беседа, рефлексивное чтение

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

4

1-й этап.  Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:  названию  имени  автора - иллюстрациям  (перед текстом)  выделенным словам  (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт  ↓ мотивирование чтения

1-й этап. Работа с текстом до чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • названию
  • имени автора

- иллюстрациям (перед текстом)

  • выделенным словам (просмотровое чтение)

- привлекая предшествующий читательский опыт

мотивирование чтения

2-й этап.  Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения ↓ интерпретация текста

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать О тветы на эти вопросы
  • П роверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

Что такое диалог с автором?

Что такое диалог с автором?

  • С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения.
  • С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:

Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:

  • 1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;
  • 2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3)  Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? 4) Помочь обучающимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
  • 3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
  • 4) Помочь обучающимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Это возможно сделать уже в конце 1-го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:  В – вопрос (найди, задай),  О – ответ (ответь на этот вопрос),  П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),  З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
  • Это возможно сделать уже в конце 1-го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:
  • В вопрос (найди, задай),
  • О ответ (ответь на этот вопрос),
  • П проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),
  • З зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Что такое комментированное чтение?

Что такое комментированное чтение?

  • На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

  • А . Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
  • Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.
Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
  • Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
  • Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
Е . Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы: а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»; б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
  • Е . Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
  • а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
  • б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
3-й этап.  Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

3-й этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?

Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?

  • Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении.
  • В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы:
  • эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
  • Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ? Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) Интеллектуальные – извлекать информацию из текста Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения Организационные – умение работать по плану (алгоритму)

Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ?

  • Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
  • Интеллектуальные – извлекать информацию из текста
  • Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
  • Организационные – умение работать по плану (алгоритму)

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты

  • формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Личностные результаты

Личностные результаты

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Регулятивные УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
Список использованной литературы . «Образовательная система

Список использованной литературы .

«Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ».

«Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению». Бунеев Рустэм, Бунеева Екатерина, Пронина Ольга

http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Автор: Кирячева Ольга Владимировна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») "
    ["seo_title"] => string(130) "opyt-riealizatsii-tiekhnologii-formirovaniia-tipa-pravil-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obrazovatiel-naia-sistiema-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "190187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427117702"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhiia-formirovaniia-tipa-pravil-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-produktivnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "165033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422727856"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Статья "Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(127) "statiaprimienieniietiekhnologhiiproduktivnoghochtieniiadliaformirovaniiapravilnoichitatielskoidieiatielnostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "328562"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463660175"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "134191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416680076"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "127394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415297118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства