Найдите фразы, передающие отношение своих и чужих.
Свои
Чужие.
Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини
Обсуждение лёгкого недомогания героини
В гостях
Обсуждение жизненных планов героини
-Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих.
Эгоизм. Равнодушие. Лицемерие.
Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие. Лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти чувства скрываются под маской заботы о ближнем.
- О каких общественных пороках идёт речь в рассказе?
«В Зощенко есть что-то от Чехова и Гоголя, и будущее этого писателя весьма огромно».С. Есенин
Стиль рассказов М. Зощенко.
Рассказы написаны в сказовой манере.
- Какие произведения, написанные в форме сказа, вы прочитали в 5-8 классах? В чём заключается суть сказовой манеры?
(Повествование ведётся от лица рассказчика, обычно участника воображаемого действия. Имитация живой разговорной речи)
М. Зощенко – продолжатель традиций Н. Лескова. Герой-рассказчик у М.М. только говорит, но сказовая манера отчётливо передаёт жест героя, оттенок голоса, его психическое состояние, отношение мастера к рассказываемому.
Герой-сказчик Зощенко. От лица которого ведётся повествование в новеллах 1920-х гг, исполняет роль с удивительным, артистическим спокойствием о самых неприглядных делах. Его забавно-нелепое добродушие питается неведением. Говорун увидел только внешность явления и не дерзает проникнуть по воле автора ни на миллиметр глубже.
Вопросы
1Какая из проблем современного писателю общества поставлена в рассказе?
2Рассказ был написан в 1925 г. Почему именно в это время проблема чистоты русского языка была так актуальна?
3Чья речь в рассказе подвергается осмеянию?
4Каким вы представляете себе рассказчика? Найдите в тексте фразы рассказчика и нарисуйте его словесный портрет.
5Из каких речевых слоёв автор заимствует лексику?
6Над чем же смеется автор?
7Смысл названия рассказа.
Читая рассказы Зощенко и Тэффи, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба — ничто по сравнению с любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д.