Литературное чтение
Открытый урок 2 класс
Тема: Сатира и юмор в стихах Б. Заходера.
Цель: Формировать умение прогнозировать содержание по заголовку; продолжать формирование навыков анализа стихотворного текста; учить отличать добрый смех от иронии; воспитывать интерес к чтению; развивать навык выразительного чтения.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Речевая разминка.
- Мы начинаем наш урок с речевой разминки.
- Для чего нужна речевая разминка, чем она может нам помочь?
(ответ)
- Все вместе, четко выговаривая каждый звук, прочтем отрывок из стихотворения В. Мояковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут
Он хороший мальчик.
- Каких звуков встретилось больше (л, т, п, р, м)
- Переходи к проверке домашнего задания.
- - Что было задано на дом?
- Чтение по ролям (выбор лучшей пары)
2) Беседа по содержанию:
- Каким был кузнечик в начале сказки? (легкомысленным)
- Каким он стал в конце? (рассудительным)
- Какова основная мысль этого произведения?
- Как вы думаете, верно ли, что эта сказка, а может рассказ? Докажите.
- Относится ли ответ кузнеца только к животным или он поможет быть счастливыми и нам, людям?
- Скажите, а какой труд непосредственно вас делает счастливыми? (учеба хорошая)
- Верно, кто старается учиться хорошо, у того всегда будет хорошее настроение, не будет зла. Но давайте никогда не забывать совет кузнеца «Умеешь сам – поможет другому».
- Работа по теме урока.
- Постановка целей урока.
- И мы переходим к новой теме нашего урока.
- Посмотрите ещё раз на книги, представленные на нашей выставки.
- Как вы думаете кто автор этих книг? С творчеством какого писателя мы познакомимся? (Б.Заходер)
- Я уверена, что все вы хорошо знаете стихотворение Б.Заходера о «бедной киске» которой не дают украсть сосиски; про ежа, которого спрашивают:
- Что ж ты еж такой колючий?
И он отвечает:
- Это я на всякий случай:
- Знаешь кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи. (отв.все)
- Скажите, мог ли злой человек написать такие добрые, веселые стихи.
- Каким по характеру вы представляете Б. Заходера? (любит детей, добрый, любит животных)
- Давайте поближе познакомимся с жизнью и творчеством писателя.
- Борис Заходер родился в Молдавии в г. Калуге. Семья недолго прожила там. В начале переехали в Одесу, потом Москву. Отец работал юристом, а мать, знавшая несколько языков – переводчицей.
В детстве Б. Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным» мальчиком. Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Но все таки один случай он вспоминал:
- Однажды, обидевшись на родителей он решился убежать из дома. Его нашли, но ругать не стали. Зато прочли записку, которую он оставил: «СИГОДНЯ Я УХАЖУ НАВСИГДА».
- Для мальчика, который очень гордился своей грамотностью, это было хуже любого наказания.
Итак, драться он не любил, зато любил читать и очень любил животных.
А еще он очень любил детей.
-Обычно свои книги он подписывал «Ваш старый товарищ Борис Заходер»
-Да, да это не шутка . Писатель был и остаётся настоящим товарищем своих читателей и ребят.
У него и книга есть которая называется «Товарищам детям». Вот что было написано в начале книги:
-Обычно
От вас это держат в секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дороги читатели,
Недаром за чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать интересно.
А если захочется вам
Посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете.
Физ.мин. Провести физ. минутку нам тоже поможет стихотворение Б. Заходер.
- Мастер, мастер, помоги (работа руками, поворот)
Прохудились сапоги (наклон вперед)
Забивай покрепче гвозди (мах руками)
Мы пойдем сегодня в гости (марш)
- Зарядка для глаз.
- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Б.Заходера «Петя мечтает»
- А знаете ли вы, что такое мечта? (ответы детей)
МЕЧТА – это нечто созданное воображением, мысленно представляемое, предмет желаний и стремлений.
- А у кого из вас есть мечта? (ответы детей)
- Вот видите! И у вас есть и у Пети есть.
- А можем ли мы по названию стихотворения определить, о чем мечтает Петя?
Как вы думаете, о чем? (ответы детей)
- Давайте проверим угадали мы Петину мечту или нет? Как нужно читать о мечте чтоб передать настроение?
а) первичное чтение с учителем.
- Так о чем же мечтает Петя? Можно ли такую мечту назвать настоящей?
- Почему мама называет Петю лентяем?
- Что будет, если мечты Пети осуществятся? Станет ли он трудолюбивым или бдет ещё ленивым? Интересно ли ему будет жить? (ответы детей).
- А как автор относится к Пети с одобрением или с насмешкой?
- Что высмеивает автор? (лень)
- Для чего Б.Заходер написал эо стихотворение? Чтобы дети были похожи на Петю? (ответы детей)
- Как называется в литературе высмеивание человеческих пороков? (сатира)
- А сатира и юмор это одно и тоже? (нет юмор это весело, а сатира – высмеивание недостатков пороков)
- Давайте сравним кто из ребят прочитает стихотворение смешное, весёлое где присутствует юмор, а кто смешное, но сатирическое. (дети читают стихотворение «Два и три», «Вредный кот» после прочтения дети обсуждают)
- А в нашем классе есть такие Пети? Нет? Тогда давайте ещё раз прочитаем стихотворение («Петя мечтает»)
3 Работа с пословицами.
- С какими пословицами вы бы хотели познакомить Петю:
- Скучен день до вечера коли делать нечего.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Делу время, а потехе час.
- Не сиди сложа руки, так и не дет скуки.
- Улентяя Федорки – всегда отговорки.
- Не спеши языком спеши делом.
- Наш урок подошел к концу.
- Можно ли сказать, что мы недаром за чтением время потратили?
- Какой сделали вывод? (надо трудиться и не будет скуки)
- А какие человеческие недостатки могут ещё высмеиваться, кроме лени? (жадность, грубость, зазнайство…)
- Не будем такими?! (нет)
- Молодцы!
- Оценки.
- Д. з. взять книгу в библиотеке и прочитать.