Презентация, позволяющая помочь учащимся раскрыть содержание образов героя-рассказчика и учительницы Лидии Михайловны, сформулировать позицию автора, назвать особенности композиции рассказа и определить, какую роль они тграют в произведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассказ В.Г. Распутина "Уроки французского"»
В.Г. Распутин (15 марта 1937г. - 14 марта 2015г.) «Уроки французского»
Н.Г. Иорданишвили
МБОУ №21
г. Батайск
Статья о писателе (стр. 254-256)
Как в рассказе сочетаются жизненные факты и художественный вымысел?
Что в вымысле Распутина удивило Л.М. Молокову?
Почему рассказ посвящен не Л.М.Молоковой, а другой учительнице?
- Сколько времени длится действие рассказа? Когда и где оно происходит?
От чьего лица ведется повествование? Почему В. Г. Распутин прибегает к такому композиционному приему?
Почему дети хотели «развести посадки в животе»?
Рассмотрите репродукцию картины Б. М. Неменского «Мать» (стр. 290). Картина написана в 1945 году, а действие рассказа В. Г. Распутина относится к 1948-му. Какие признаки послевоенного быта и разрухи вы находите на картине и в рассказе? Почему дети спят, а мать — нет? Почему картина так
называется?
Б. М. Неменский «Мать»
«Первоначальное представление о реалистическом произведении» (стр. 291)
Почему герой рассказа голодал, живя в райцентре? Почему не жаловался матери?
Как односельчане героя представляли себе характер маленького сибиряка?
Почему мальчики играли на деньги? Почему стал играть герой рассказа? («Поначалу Вадик спокойно относился к моим выигрышам…» «Не было в тот день … человека несчастнее меня»)
Что переживал герой во время и после драки и почему?
- Какие качества проявил мальчик, оказавшись в сложной жизненной ситуации?
- Рассмотрите репродукцию картины Т. Ряннеля «Горные кедры».
Опишите деревья на этой картине. Какие черты сибирского характера увидел художник в них? Что роднит смысл картины и рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?
Домашнее задание
Прочитать рассказ до конца.
Прочитать статью «Первоначальное представление о реалистическом произведении» (стр. 291).
Составьте и запишите сложный план рассказа. Для этого подумайте:
Сколько частей вы можете выделить в рассказе? Отразите содержание частей в формулировках названий пунктов плана.
О чём говорится в каждой части? Отразите события каждой части в формулировках названий подпунктов.
Учительница и её выбор
- Что называется реализмом?
- Какие черты характера присущи герою-рассказчику?
Чем запомнилась вам Лидия Михайловна? Опишите её?
Как учительница отреагировала на тот факт, ч то ученик её класса играет на деньги? Чем необычна её реакция? Чего ждал от неё герой? («После уроков, замирая от страха…» «Я говорил искренне…»)
- Почему герой шел домой к Лидии Михайловне «как на пытку»? Почему из него «выскакивал всякий аппетит», когда учительница звала его ужинать?
- («Так начиналось для меня…» « Однажды мне сказали…»). Какие психологические состояния мальчика увидели вы в этом фрагменте? Какие назвал сам автор?
10. Почему мальчик обрадовался посылке? Почему был полон решимости сохранить макароны? О чем переживал больше всего?
11. По каким признакам герой понял, кто отправитель таинственной посылки? Почему отказался ее взять?
12. Почему Лидия Михайловна делала вид, что ничего не понимает, когда ученик принес к ней посылку с макаронами?
13. Почему Лидия Михайловна смутилась и покраснела, когда герой заявил, что отправитель посылки — она?
14. Почему, придя к учительнице с посылкой, мальчик не боялся «смотреть ей прямо в глаза» и говорил резко? («Однажды мне сказали…» до конца подглавки)
- Почему после разговора с учеником учительница стала учить его играть в замеряшки? Почему герой согласился играть и брал деньги от Лидии Михайловны?
- Прочитаем по ролям диалог Лидии Михайловны с директором («Лидия Михайловна!» «И он воздел над головой руки»)
- Почему учительница ответила вопросом на вопрос директора? Почему она говорила с ним спокойно? Почему директор был крайне возмущен?
- Чья реакция была более правильной?
- Почему во вступлении автор признался, что «так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями»? За что он чувствует свою вину?
- Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Домашнее задание
- Написать сочинение по одной из тем:
Сопоставьте картину художника В.Ф.Стожарова «Хлеб» и рассказ В.Г. Распутина. Что общего в системе ценностей художника и писателя? Можно ли говорить об их духовном родстве? Напишите рассуждение на тему «Хлеб и жизнь как ценности писателя В. Г. Распутина и художника В.Ф.Стожарова». (стр. 290)
Рассмотрите репродукцию картины Б. М. Неменского «Мать». Картина написана в 1945 году, а действие рассказа В. Г. Распутина относится к 1948-му. Какие признаки послевоенного быта и разрухи вы находите на картине и в рассказе? Почему дети спят, а мать — нет? Почему картина так называется? (стр. 289)