Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке русского языка и литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций »
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Выполнила : учитель
русского языка и литературы
МБОУ « Гимназия № 26»
г.Миасса Челябинской области
Тимохина Наталья Анатольевна
Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".
Компетенция
Компетенция- общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Компетенция- это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность.
"Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" .
Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.
Практика показывает, что использованиепроектной методикив образовательном процессе обеспечивает формированиеключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.Проектная деятельностьна уроке русского языка и литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Метод проектов(от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.Проектная деятельность учащихся- это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Учебно-познавательный проект- это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.Целью проектной технологии обученияявляется создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы
Название этапа
Деятельность учащихся и учителя
1.Планирование работы-изучение текста художественного произведения, исторических документов;
-выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);
-обсуждение возникших идей;
-планирование объема работы.
Содержание проекта - это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления. Так, при завершении изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" группа девятиклассников представила проектную работу "Афоризмы в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", основанную на внимательном изучении текста, работе с различными словарями и справочниками.
2.Аналитический этап
формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);
3.Этап обобщения
-собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);
аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);
-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).
- подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;
-оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ).
Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности :
Краткосрочныедолгосрочные (выполняются во внеурочное время, могут быть рассчитаны на несколько лет)
по комплексности
монопроекты (реализуются в рамках одного учебного предмета "Литература")
межпредметные (выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания: "История", "Литература", "МХК")
по характеру координации проекта:
- проекты со скрытой координацией (учитель выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта)
-проекты с открытой явной координацией (учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности)
(при их реализации происходит сбор информации о каком-либо объекте, их анализ и собственные выводы);
творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит от интересов и творческих способностей авторов, например, написание собственных литературных произведений)
игровые проекты
(это игра, в результате которой создаётся новый продукт, например, заседание редакционной коллегии журнала на уроке литературы с целью выпуска сборника стихотворений поэтов "серебряного" века)
практико-ориентированные проекты
(их результат имеет конкретное общественно-полезное значение: организация выставки творческих работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера)
Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Литература: Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57 Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004 Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4