Материал презентации позволяет понять, как реализуется ФГОС на уроках литературы в 5-6 классах по УМК В.Я. Коровиной.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реализация ФГОС на уроках литературы"»
МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»
Реализация ФГОС
на уроках литературы
Гузей Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Результаты обучения
Личностные -личностные позиции, мотивы, социальные чувства, качества.
Метапредметные -универсальные учебные действия.
Предметные -освоение содержания учебного предмета.
Виды универсальных действий
Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация и моральное действие).
Познавательные (общеучебные, включая знаково-символические, логические; постановка и решение проблем).
Коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество)
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
совокупность способов, приемов, которыми пользуется обучающийся для решения учебной задачи.
Универсальность означает «независимость» от конкретного предметного содержания.
Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию).
Как формировать УУД?
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога , обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения , учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки ( происходит специальное формирование оценочной деятельности у обучающихся ). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Формирование оценочной деятельности
Критерии оценивания иллюстраций к произведениям
Соответствует ли рисунок заявленному эпизоду? Все ли детали учтены? (время, место, историческая эпоха). Соответствует ли тексту внешность героя, изображенного на рисунке? (портрет) Подбор фона, цветовой гаммы. Почему выбран для иллюстрации данный эпизод? Что удалось, что нет при создании иллюстрации? Какие трудности испытывал и почему?
Основные виды деятельности учащихся
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть), их истолкование. Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Словарная работа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев и средств создания их образов. Нравственная оценка героев. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Работа со словарем литературоведческих терминов. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Групповая исследовательская работа на уроке.