Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века"»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней язык.
Ф.И.Тютчев.
БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович
(19.02.1800 — 29.06.1844)
Весна, весна! как воздух чист!Как ясен небосклон!Своей лазурию живойСлепит мне очи он.Весна, весна! как высокоНа крыльях ветерка,Ласкаясь к солнечным лучам,Летают облака!Шумят ручьи! блестят ручьи!Взревев, река несетНа торжествующем хребтеПоднятый ею лед!Еще древа обнажены,Но в роще ветхий лист,Как прежде, под моей ногойИ шумен и душист.
Под солнце самое взвилсяИ в яркой вышинеНезримый жавронок поетЗаздравный гимн весне.Что с нею, что с моей душой?С ручьем она ручейИ с птичкой птичка! с ним журчит,Летает в небе с ней!..
— С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?
— Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете?
— Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?
— Найдите в тексте эпитеты. Какой смысл они придают стихотворению?
— Найдите в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Какой характер они придают описанию весны?
Чудный град порой сольетсяИз летучих облаков,Но лишь ветр его коснется,Он исчезнет без следов.Так мгновенные созданьяПоэтической мечтыИсчезают от дыханьяПосторонней суеты.
— О чём это стихотворение?
— Появляется ли в нем человек?
— Каково его отношение к изображённым картинам природы?
ПОЛОНСКИЙ ЯКОВ ПЕТРОВИЧ
(1819–1898)
По горам две хмурых тучиЗнойным вечером блуждалиИ на грудь скалы горючейК ночи медленно сползали.Но сошлись — не уступилиТой скалы друг другу даром,И пустыню огласилиЯркой молнии ударом.Грянул гром — по дебрям влажнымЭхо резко засмеялось,А скала таким протяжнымСтоном жалобно сказалась,Так вздохнула, что не смелиПовторить удара тучиИ у ног скалы горючейУлеглись и обомлели…
Какие образы возникают у вас при чтении стихотворения?
Посмотри, какая мгла В глубине долин легла! Под её прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч Без приюта в небе ходит И, сквозя, на всё наводит Фосфорический свой луч.
Алексей Константинович Толстой
(1817-1875)
Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"
Кому и как рассказывают стрекозы о красоте
летней природы?
Сделать анализ стихотворения по плану.
Дата написания.
Реально-биографический и фактический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Тема .
Основная мысль.
Эмоциональная окраска чувств.
Основные образы стихотворения.
Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворение.
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия и другие.