kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэты 19 века о России. Раздел: "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

·         Формирование эстетической отзывчивости к русской поэзии 19 века, представления о художественной культуре 19 века в целом, закрепления понятия "пейзаж".

·         Ознакомление учащихся с музыкой и живописью России 19 века.

·         Развитие навыков выразительного чтения, памяти учащихся.

·         Воспитание чувства толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.

 

Тип урока:

интегрированный урок, урок-концерт.

Формы и методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, привлечение межпредметных связей.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор; компьютер; экран;

·         музыкальный центр.

Зрительный ряд:

·         набор иллюстраций "Русская пейзажная живопись 19 века",

·         портреты поэтов,

·         выставка книг,

·         приложение – презентация,

·         детские живописные работы по теме "Времена года".

Музыкальный ряд: М.И.Глинка, А.С. Доргомыжский, С.В. Рахманинов,

Н. А. Римский-Корсаков, В. Калинников.

Литературный ряд:

·         Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.

·         Сборники стихов поэтов 19 века.

 

Используемые технологии:

·         ИКТ

·         Технология критического мышления

·         Здоровьесберегающие технологии

·         Технология сотрудничества (работа в группах)

·         Исследовательско-поисковая деятельность

Опережающая работа: в процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете;  выпускают литературные газеты по творчеству поэтов 19 века, создают иллюстрации к стихотворениям.

 

Межпредметные связи:

·         Литература

·         История

·         ИЗО

·         МХК

·         Музыка

·         Информатика

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэты 19 века о России. Раздел: "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века".»

МБОУ гимназия № 30


Учитель русского языка и литературы Москаева Елена Александровна


Тема урока: Поэты 19 века о России.

Раздел:

"Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века".


Цели и задачи урока:

  • Формирование эстетической отзывчивости к русской поэзии 19 века, представления о художественной культуре 19 века в целом, закрепления понятия "пейзаж".

  • Ознакомление учащихся с музыкой и живописью России 19 века.

  • Развитие навыков выразительного чтения, памяти учащихся.

  • Воспитание чувства толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.


Тип урока:

интегрированный урок, урок-концерт.


Формы и методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, привлечение межпредметных связей.


Оборудование:

  • мультимедийный проектор; компьютер; экран;

  • музыкальный центр.


Зрительный ряд:

  • набор иллюстраций "Русская пейзажная живопись 19 века",

  • портреты поэтов,

  • выставка книг,

  • приложение – презентация,

  • детские живописные работы по теме "Времена года".


Музыкальный ряд: М.И.Глинка, А.С. Доргомыжский, С.В. Рахманинов,

Н. А. Римский-Корсаков, В. Калинников.


Литературный ряд:

  • Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.

  • Сборники стихов поэтов 19 века.


Используемые технологии:

  • ИКТ

  • Технология критического мышления

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технология сотрудничества (работа в группах)

  • Исследовательско-поисковая деятельность




Опережающая работа: в процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству поэтов 19 века, создают иллюстрации к стихотворениям.


Межпредметные связи:

  • Литература

  • История

  • ИЗО

  • МХК

  • Музыка

  • Информатика


Посвящение: Сегодняшний урок мы посвящаем памяти Екатерины Ивановны Никитиной. Екатерина Ивановна Никитина родилась в небольшой деревушке Тагайского района Ульяновской области. Педагогическое образование получила сначала в училище, затем в Ульяновском педагогическом институте. Много лет проработала в школах Ульяновска, затем в педагогическом институте.

Педагогические заслуги Е.И. Никитиной высоко оценены: в 1959г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР. Она награждена орденом Трудового Красного замени,

медалью К.Д. Ушинского, Большой золотой медалью ВДНХ,

медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», многочисленными почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР и др.

В 1999 г. профессор Е.И. Никитина стала лауреатом премии Правительства Российской Федерации.

Кроме профессии, она учила добросовестному, совестливому отношению к делу, доброму и заботливому отношению к людям. Учила, используя самый лучший и самый трудный метод, – личный пример.


Эпиграф к уроку:

Стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги..."


Идут белые снеги,

как по нитке скользя...

Жить и жить бы на свете,

но, наверно, нельзя.


Чьи-то души бесследно,

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.


Идут белые снеги...

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.


я не верую в чудо,

я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.


И я думаю, грешный,

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?


А любил я Россию

всею кровью, хребтом -

ее реки в разливе

и когда подо льдом,


дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.


Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

для России я жил.


И надеждою маюсь,

(полный тайных тревог)

что хоть малую малость

я России помог.


Пусть она позабудет,

про меня без труда,

только пусть она будет,

навсегда, навсегда.


Идут белые снеги,

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня,


Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои, и чужие

заметая следы.


Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

1965г.







План проведения урока

I. Организационный момент.

II. Поэты 19 века о России.

Вступительное слово учителя;

Презентация 1 группы (А.С.Пушкин); чтение стихов;

Презентация 2 группы (Н.М.Языков); чтение стихов;

Презентация 3 группы (Ф.И.Тютчев); чтение стихов;

Презентация 4 группы (А.Н.Майков); чтение стихов;

Презентация 5 группы (А.К.Толстой); чтение стихов;

Презентация 6 группы (И.С.Никитин); чтение стихов.


III. Итог урока.

IV. Домашнее задание.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Запись темы урока.

II. Вступительное слово учителя

- Ребята, какой теме посвящает своё стихотворение Евгений Евтушенко, поэт 20 века? (Тема родины, России.) Какое чувство он воспевает в своём стихотворении? (Чувство безграничной любви к России.)

- Родную страну, родину, Россию мы, люди 21 века, любим и ценим, не менее горячую любовь испытывали к ней и россияне прошлых веков. Мы мысленно перенесемся в19 век, век поэтов Тютчева, Плещеева, Майкова, Фета. Сегодня мы с вами и посмотрим иллюстрации, и послушаем музыку, и почитаем стихи. Весь урок подчинен одной теме "Поэты 19 века о России".

- Первая треть XIX века - яркий период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы.

- Целый фейерверк имён подарила эта эпоха русской литературе. Именно в это время возникают литературные салоны. Самым популярным был салон Зинаиды Волконской, где собирался весь цвет московской литературы. Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.



  1. Выступает 1 группа:

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– К Вам господин Александр Сергеевич Пушкин.


  • Портрет:

У Александра Сергеевича Пушкина были приятные черты лица. Он был белокож, с сильно вьющимися волосами каштанового цвета, с великолепными большими чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе. Он был невысоко роста, очень подвижный и простой в общении. Даже ходил Александр Сергеевич как-то особенно легко, будто летал. Ветреность была главным, основным свойством характера Пушкина. Молодость поэта продолжалась всю его жизнь. Он имел от природы благородную, любящую, добрую душу.





  • Творческая биография:

Александр Сергеевич Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей.

Отец — Сергей Львович Пушкин светский острослов и поэт-любитель. Мать

Пушкина - Надежда Осиповна, внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович, был известным поэтом круга Карамзина.

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни.

В июле1814 году Пушкин впервые выступил в печати в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр.

Пушкин был больше, чем поэт. Он был историк, философ, политик, человек, являющий эпоху. Пушкин воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта, он был настоящим живописцем природы. Особенное место среди стихотворений Пушкина принадлежит тем произведениям, где с необычайной силой он рисует изумительные картины родной русской природы.

В стихотворении «Зимнее утро» описывается русская зима: «…Под голубыми небесами…Великолепными коврами,… Блестя на солнце, снег лежит; … Прозрачный лес один чернеет,… И ель сквозь иней зеленеет,… И речка подо льдом блестит». Эти строчки, искрящиеся свежим зимним холодом, снегом, пахнущие чистым прозрачным воздухом и хвоей, мог написать лишь человек, искренне влюблённый в свою родину, в Россию!

  • Стихотворение:

«Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.



  • Романс: «Зимняя дорога». Исполнитель Е.Е.Нестеренко, слова А.С.Пушкина,

музыка М.И.Глинки.


2. Выступает 2 группа.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– К Вам господин Николай Михайлович Языков.


  • Портрет:

Николай Михайлович Языков наружностью своею представлял настоящий тип великорусского молодца Приволжского края. Роста он был больше чем среднего, широкоплеч и с выдающейся вперед грудной клеткой, а лицо у него было кровь с молоком. Открытый, широкий лоб под густыми кудрями светло-каштанового цвета, слегка вздернутый нос, добродушная улыбка; довольно широкий рот с пухлыми губами и небольшие, плутовски веселые глаза. Николай Михайлович нрава был отменнейшего: остряк и балагур от природы, любил подшучивать. Языков был превосходным товарищем.


  • Творческая биография:

Николай Михайлович Языков – одна из самых ярких звёзд пушкинской плеяды. Его стихи, полные энергии и блеска, смелых образов и стремительных ритмов, принадлежат к золотому фонду русской лирики ХIХ века. На стихи Николая Языкова многие профессиональные композиторы и любители написали десятки произведений различных вокальных жанров.

Поэтический талант Николая Языкова и его музыкальные предпочтения сформировались на родной Симбирской земле, где он родился 4 марта 1803 года в большой дворянской семье Михаила Петровича Языкова. Эта волжская помещичья семья жила исключительно дружно, единым домом, не деля имущества: всем хватало места в богатом Cимбирском доме и в родовом имении Языково в селе Богородское Карсунского уезда – в 60-ти верстах от Симбирска по Московскому тракту. Николай Языков любил отцовское имение, родной город и Волгу, где он услышал раздольные и грустные песни волжских рыбаков и бурлаков, впитал напевы крепостных дворовых людей. Его няней была Домна Кушникова из молодых крепостных крестьянок. Девушка явилась настоящим кладом. Она была красива, умна, к тому же оказалась редкостной певуньей. Домна не только пела, но и умела складывать песни.

Поэтическая слава пришла к Языкову сразу и быстро утвердила высочайшую литературную репутацию. Александр Сергеевич положительно высказывался о молодом поэте. Первая личная встреча с А.С. Пушкиным произошла летом 1826 года, когда А. Вульф и Н. Языков по приглашению поэта, прибыли в Тригорское, недалеко от которого, в имении Михайловское, в это время находился ссыльный А. Пушкин.

В сентябре 1833 года А.С. Пушкин, собирая материалы для «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева», совершал поездку по Поволжью и Уралу. В родовом имении Языковых поэт побывал дважды. В первый приезд, в отсутствие Николая Михайловича, он был гостем его брата Петра Михайловича. На ночлег Александра Сергеевича устроили в комнате, предназначавшейся для почетных гостей. За комнатой, где ночевал А.С. Пушкин, осталось в доме название «пушкинской». Возвращаясь обратно из поездки, А. Пушкин вновь заехал в имение, долгожданная встреча с Н.М Языковым состоялась.

В 1837 году состояние здоровья Н. Языкова вынудило его уехать на шесть лет лечиться за границу. В зарубежных стихах Н. Языкова, наряду с мастерски написанными философскими размышлениями о природе, встает образ далекой России, любовь к которой в разлуке обострилась.

Языков умер 26 декабря 1846 г, скончался тихо и незаметно, друзья и близкие поэта похоронили его в Даниловом монастыре.


  • Стихотворение:

«Родина»

Краса полуночной природы,

Любовь очей, моя страна!

Твоя живая тишина,

Твои лихие непогоды,

Твои леса, твои луга,

И Волги пышные брега,

И Волги радостные воды -

Всё мило мне, как жар стихов,

Как жажда пламенная славы,

Как шум прибережной дубравы

И разыгравшихся валов.


Всегда люблю я, вечно живы

На крепкой памяти моей

Предметы юношеских дней

И сердца первые порывы;

Когда волшебница-мечта

Красноречивые места

Мне оживляет и рисует,

Она свежа, она чиста,

Она блестит, она ликует…

  • Романс: «Из страны, страны далёкой…» Исполняет Вокальный ансамбль ТСМ, музыка А.С. Доргомыжского, слова Н.М. Языкова.


3. Выступает 3 группа.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– К Вам господин Фёдор Иванович Тютчев.




  • Портрет:

Федор Иванович Тютчев был чем-то вроде витающего духа в своей семье. Он всюду казался случайно залетевшею птичкою. Низенький, худенький старичок, с длинными поседевшими волосами, одетый небрежно.

Свои прелестные стихи, как и свои прелестные слова, Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения... Он не знал, что значит сочинять стихи; они создавались в ту минуту, когда созвучием нужно было высказать мысль или чувство, наскоро он набрасывал их на клочке бумаги и затем ронял, забывая о них, на пол, а жена его подбирала.

В литературных гостиных Фёдор Иванович иногда оживлялся, и текла тогда потоком речь увлекательная, блистательная, полная выражений, запечатленных особенною силой ума, несколько острот едких, но благополучных, которые тут же подслушивались соседями, передавались шепотом по всем гостиным…

  • Творческая биография:

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг Орловской губернии. Федор был средним ребенком, кроме него у Тютчевых было еще двое детей: старший брат — Николай и младшая дочь — Дарья. Но всеобщим любимцем семьи стал именно Федор, Феденька, как его всего называли.

Больше всех Феденьку опекала мама, Екатерина Львовна. Она увидела в своем сыне все те черты, которыми обладала сама: лиричность, развитое воображение, тонкий внутренний облик. В сущности, высоким уровнем духовности обладала вся семья Тютчевых — гостеприимные, доброжелательные, они были образцом семейного счастья и уюта. Феденька рос среди благожелательности и покоя, окруженный заботами матери и «дядьки» Николая Афанасьевича Хлопова — вольноотпущенного крепостного.

Практически все члены семьи свободно изъяснялись на французском, нередко в гостиных велись разговоры именно на этом языке. В то же время маленький Тютчев в Овстуге, среди лесов и полей, впитал исконно русскую атмосферу. Феденька любил вечерами гулять по молодому лесу. На всю жизнь запомнится ему и родная усадьба, с ее старинным садом, большими липами, аллеями, рекой Десной и старым-старым колодцем.

Тема природы постоянно интересовала многих русских поэтов и занимала одно из первостепенных мест в их творчестве. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.

Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дисгармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.

Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно.

В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена заветная мечта о возможном единении человека и природы. Иная тональность у стихотворения «Море и утес», наполненного философскими раздумьями. Здесь показана темная, агрессивная сторона природы. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.






  • Стихотворение:


«Море и утёс»

И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот...

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?


Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,-

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!


И, озлобленные боем,

Как на приступ роковой,

Снова волны лезут с воем

На гранит громадный твой.

Но, о камень неизменный

Бурный натиск преломив,

Вал отбрызнул сокрушенный,

И клубится мутной пеной

Обессиленный порыв...


Стой же ты, утес могучий!

Обожди лишь час-другой -

Надоест волне гремучей

Воевать с твоей пятой...

Утомясь потехой злою,

Присмиреет вновь она -

И без вою, и без бою

Под гигантскою пятою

Вновь уляжется волна...


  • Романс: «Весенние воды». Исполняет Любовь Казарновская, музыка С.В. Рахманинова, слова Ф.И.Тютчева.



4. Выступает 4 группа.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– К Вам господин Аполлон Николаевич Майков.



  • Портрет:

Аполлон Николаевич Майков был среднего роста. Прямые, седеющие, но еще с большой темнотой волосы его лежали непослушными прядками на голове; вокруг щек с подбородком свисала и кругами вилась аккуратная бородка, из-за толстых очков смотрели пристально многодумные глаза. Все было просто и в то же время необычайно сложно в этой фигуре. В обращении его была какая-то сухость или, может быть, строгость, но это не отталкивало от него, а наоборот, привлекало. Какая-то значительность была в каждом его жесте, в каждом движении. Ни одно слово, срывавшееся с его губ, не могло замереть в воздухе, не приковав к себе внимания. Майков был требователен и строг к самому себе.


  • Творческая биография:

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая в Москве в дворянской семье. Его отец, Николай Аполлонович, был известным художником, а мать, Евгения Петровна, была писательницей. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. С детства он был увлечен искусством - живописью и поэзией.

В 1834 семья переехала в Петербург. Аполлон и его брат Валериан получили домашнее образование. Домашним учителем братьев Майковых был Иван Александрович Гончаров. В 1837 - 1841 Аполлон Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. После окончания университета он служил в Министерстве финансов, но вскоре уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, а затем в Париж.

В 1844 Майков вернулся в Россию. Сначала он работал помощником библиотекаря при музее, а затем перешел в петербургский комитет иностранной цензуры.

Первый поэтический сборник Аполлона Николаевича Майкова вышел в 1842 году и получил высокую оценку В. Белинского. Сборник имел большой успех. Майков сблизился с Белинским и его окружением - Тургеневым и Некрасовым, поддерживал близкое знакомство с Ф.Достоевским и А.Плещеевым.

Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал один из лучших переводов "Слова о полку Игореве». По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму "Два мира", удостоенную Пушкинской премии в 1882 году.

Майков был очень популярен: печатался в лучших литературных журналах, читал стихи на литературных вечерах.

Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм. Стихи Майкова сильны и выразительны.

В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории. К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика: "Сенокос", "Под дождем", "Ласточки" и др. Эти стихотворения отличаются задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.

Умер А.Майков 8 марта 1897 года в Петербурге.


  • Стихотворение:

«Ласточки»

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...


Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.


Взгляну ль по привычке под крышу -
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...


А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!


Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!


И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!


И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далеко, далеко, далеко...
О, если бы крылья и мне!


  • Романс: «Тихо море голубое ». Стихи Аполлона Николаевича Майкова, музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова. Исполняет Алексей Мартынов.


5. Выступает 5 группа.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– К Вам господин Алексей Константинович Толстой.


  • Портрет:

Высокий, красивый, необычайно сильный, приветливый, обходительный, остроумный, наделенный великолепной памятью, Алексей Константинович Толстой был желанным гостем всех аристократических салонов и гостиных. Толстой отличался редкой бескомпромиссностью, и вся его жизнь прошла на грани конфликта с властями. Современники говорили о нём: «Человек благородной и чистой души!»


  • Творческая биография:

Алексей Константинович Толстой – русский поэт, прозаик и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. По матери он был правнуком известного вельможи эпохи Екатерины II графа Алексея Разумовского, а со стороны отца его род восходил к сподвижнику Петра I графу Петру Толстому.

Основным воспитателем сына была мать, поскольку родители расстались почти сразу после его рождения. Детство Алексея прошло на Украине в родовом имении матери. Его первым учителем стал Алексей Перовский, брат матери, который заметил литературные способности мальчика и начал систематически заниматься с ним.

В 1834 г. Толстой становится сотрудником Московского архива министерства иностранных дел. Одновременно он посещает лекции в Московском университете и в 1835 г. успешно сдает экзамены за весь курс обучения. Позже следует его назначение в русскую миссию в Германию. Кроме службы, там он занимается историей искусства, пробует сочинять первые стихи.

В декабре 1840 г. его переводят в Петербург, где он ведет светскую жизнь. Еще в 1836 г. дядя показал его стихи В. Жуковскому, сохранилось также свидетельство того, что незадолго до гибели их одобрил А. Пушкин.

Вместе со своими двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми он придумал образ недалекого, самонадеянного поэта и даже наделил его биографией. Вскоре Толстой выпустил том сочинений Козьмы Пруткова. Успех книги превзошел все ожидания.

Алексей Толстой входил в свиту императора. Общественные обязанности отнимали у него много времени. Еще в день коронации император Александр II назначил Толстого своим флигель-адъютантом, а это означало обязанность регулярно дежурить при дворце. «Служба и искусство несовместимы», - писал поэт в одном из прошений об отставке. Только в 1859 г. писатель добился желанной отставки. Он поселяется в своем имении Красный Рог на Украине. Все время Толстой посвящает литературе.

Умер А.К.Толстой 28 сентября 1875 г. в своем имении Красный Рог.

Творчеством Толстого увлекались Брюсов и Блок, его стихи знал наизусть Хлебников, а Маяковский любил читать их вслух. Изящность его стихотворений, их мелодичность привлекали к себе внимание композиторов. На стихи Толстого писали романсы самые известные русские композиторы: М.П. Мусоргский, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и другие. Почти вся лирика А.К. Толстого положена на музыку.


  • Стихотворение:

«Моя душа летит приветом…»


...Моя душа летит приветом

Навстречу вьюге снеговой,

Люблю я тройку удалую

И свист саней на всем бегу,

Гремушки, кованую сбрую

И золоченую дугу.


Люблю тот край, где зимы долги,

Но где весна так молода,

Где вниз по матушке по Волге

Идут бурлацкие суда.


Люблю пустынные дубравы,

Колоколов призывный гул,

И нашей песни величавой

Тоску, свободу и разгул.


Она, как Волга, отражает

Родные степи и леса,

Стесненья мелкого не знает,

Длинна, как девичья коса.


Как синий вал, звучит глубоко,

Как белый лебедь, хороша,

И с ней уносится далеко

Моя славянская душа.

  • Романс: «Звонче жаворонка пенье…» Исполняет Герзмава Хибла Леварсовна, музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова, слова А.К.Толстого.


6. Выступает 6 группа.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– К Вам господин Иван Саввич Никитин.


  • Портрет:

Иван Саввич Никитин роста был среднего. О внешности Никитина сложились разные мнения. Некоторые отмечали, что у него были грубые черты лица, а другие совсем не могли разобраться во внешности Ивана Саввича. У него был добродушный взгляд, широкий лоб, прямой нос. Многие его современники говорили, что его улыбка выражала уверенность в себе. Иван Саввич почти всегда носил строгие чёрные костюмы с бабочкой на шее. Он не любил галстуков. Друзья любили Ивана Саввича за мечтательность, серьёзность и поэтическую одарённость.


  • Творческая биография:

Иван Саввич Никитин родился и жил в Воронеже, отец его был купцом – владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, так как отцу грозило разорение и нужно было помогать ему в торговых делах.
Вскоре отец Никитина купил постоялый двор и там поселился с сыном.
Оставаясь содержателем постоялого двора, Иван Саввич много занимался самообразованием, изучал французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей. Иван Саввич Никитин открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
Умер И. С. Никитин от чахотки в Воронеже, где и был похоронен. Могилу И. С. Никитина и ещё несколько могил (одна из которых — захоронение другого известного поэта А. В. Кольцова) не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

Лучшим стихотворением Ивана Саввича Никитина является стихотворение «Русь», напечатанное во многих литературных журналах 19 века. Сейчас оно входит почти во все школьные учебники литературы. Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты.
На стихи Никитина написано более 60 песен и романсов, многие — очень известными композиторами. Некоторые стихотворения Ивана Саввича, положенные на музыку, стали популярными народными песнями.

  • Стихотворение:

«Лес»

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.


Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.



Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,


Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались…


Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.


Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.


И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.


И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживленный,
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыденной.



  • Романс: «На старом кургане». Стихи Ивана Саввича Никитина, музыка Василия Калинникова. Исполняет Иван Скобцов.


III. Итог урока (рефлексия): составление итогового синквейна (5 мин.)

- Сегодня мы читали стихи и слушали музыку, но не только поэты и композиторы проявляли большую любовь к природе России. Мы с вами тоже можем показать свою любовь к Родине при составлении синквейна.


Звучит песня «Родина моя» в исполнении Софии Ротару и детского хора.


Синквейн.

Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.




Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Пошаговое описание метода:

1.Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.

2.Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему.

3.Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.


Правила составления синквейна:

1.В первой строке одним словом обозначается тема (имя существительное, которое и нужно осмыслить).

2.Вторая строка – описание темы двумя словами-прилагательными, определяющими это существительное.

3.Третья строка – три глагола – три действия, которые производит существительное.

4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5.Пятая строка – одно слово, синоним темы, ассоциации к существительному.


Примеры синквейнов:

Снег

Пушистый, мягкий

Лежит, хрустит, сверкает.

Белоснежный ковёр покрыл землю.

Красота!


IV. Оценки за урок. Вручение грамот по 3 номинациям (презентация: содержание и образность; выразительное чтение стихотворения; составление синквейна).


Домашнее задание:

письменный анализ понравившегося стихотворения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Поэты 19 века о России. Раздел: "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века".

Автор: Москаева Елена Александровна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Родная природа в стихотворениях А.А Блока и С. А. Есенина» "
    ["seo_title"] => string(62) "rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-a-a-bloka-i-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "238035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444469955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы в 5-м классе  по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-5-m-klassie-po-tiemie-m-iu-liermontov-borodino-istorichieskaia-osnova-i-patriotichieskii-pafos-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415629128"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Экзаменационные билеты по литературе 8 класс (по программе Т.Ф.Курдюмовой) "
    ["seo_title"] => string(81) "ekzamienatsionnyie-biliety-po-litieraturie-8-klass-po-proghrammie-t-f-kurdiumovoi"
    ["file_id"] => string(6) "203329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429458838"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект  урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-7"
    ["file_id"] => string(6) "219421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434171742"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства