Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовесть», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовесть», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе»
Урок-презентация в 7 классе
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
Выполнил учитель: Пересильд Ю.А.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовесть», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Природа-неисчерпаемый благодатный источник поэзии, музыки, живописи вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувством настроением человека. Эти чувства ощущения переживания трудно порой невозможно высказать. Но можно передать услышать в поэзии в живописи музыкальных картинах и зарисовках родная природа привычна для нас, ни каждый способен разглядеть её красоту.
Людей искусства отличает умение видеть в привычном новое и необычайное вспомним знаменитые времена года Чайковского в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки бегущей по морозной дороге и осеннюю грусть пережить пробуждение природы весной и жаркий летней день.
II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.
- Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).
- В этом вам помогли репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.
III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны»
Появление текста. Чтение стихотворения учеником наизусть
- Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?
- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?
- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)
- А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)
- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)
2
Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…»
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)
- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)
-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?
- В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)
- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)
- Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)
Работа со средствами художественной выразительности
- Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)
5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина»
Чтение стихотворения учеником наизусть
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)
- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты .
6.Давайте отдохнем.
За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады.
Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой... О, весна! Как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной!
(Иван Бунин, весна)
Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом... В снежном доме будет Резвая игра... Пальчики застудят, - По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна - Ан уж дом растаял, На дворе - весна!
(Александр Блок, зима)
Доброе лето! Доброе лето! Сколько тепла в нем И сколько в нем света! Лето стучится К нам в окна с утра: - Вставай, детвора! Вставайте, утята, Гусята, телята! Я всех вас умою
Водою речною И солнцем согрею! Растите скорее!
(Н.Полякова, лето)
7.Писатели Алтайского края.
Краткий обзор
8.Встреча с В.Кучиным.
9.Стихотворение О.Кропп «Родина»
IV. Подведение итогов урока.
- Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?
- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.
ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».