Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы»
А. Платонов «Котлован». Мотив сиротства
Андрей Платоновс дочерью
«А вы чтите своего ребенка;
когда вы умрете, то он будет».
Кластер
СИРОТСТВО
В чём причины сиротства?
Почему ребёнок становится сиротой?
Марш сирот-пионерок
«Любая из этих пионерок родилась в то время, когда в полях лежали мертвые лошади социальной войны, и не все пионеры имели кожу в час своего происхождения, потому что их матери питались лишь запасами собственного тела; поэтому на лице каждой пионерки осталасьтрудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражения» .
Как вы понимаете данную метафору?
Не только о тяжелые условия, в которых дети растут, но и о «тяжесть» самого роста: физического, психического и духовного.
Кто может дать ребёнку этот духовный рост?
А физический?
По философии А. Платонова: отец – это крепость семьи, её стены. А мать- духовное начало, семейные ценности. Кого в повести мы ещё можем назвать сиротой?
Кого в повести мы ещё можем назвать сиротой?
Расскажите о Насте.
Настя — дочь «буржуйки» Юлии, которую еще до революции любили пролетарий Чиклин и интеллигент Прушевский. Как все «буржуи», Юлия обречена. Девочка же спасена от почти верной смерти Чиклиным из «гроба», в котором осталась лежать ее мертвая мать. Чиклин приводит Настю на стройку. Но девочка тоскует по умершей матери, не выдерживает такой жизни и тоже умирает.
Появление ребенка — событие, дающее надежду на избавление от характерного сиротства. Назначение человека, по А. Платонову, состоит в том, чтобы «окончить» мир, то есть завершить его, сделать целостным, несиротским. Ребенок представляет собой тот элемент, который завершает собой семью, делая ее единым целым. Кроме того, он является продолжением своих родителей, залогом их бессмертия и сохранения памяти о них.
И всё-таки, каковы истинные причины смерти Насти? Зачем автор «убивает» ребёнка?
Главным детским персонажем повести и персонифицированной надеждой строителей на осуществление счастья и истины является девочка Настя. Она для них - живой символ будущего. Образ Насти соотносится с образом Божественного вестника, ангела, покровительствующего человеку. В атеистическом мире с ней и ее поколением строители связывают надежду на свое научное воскрешение в социалистическом будущем. Настя живет на котловане, «покинутая без родства среди людей». На социалистической стройке девочка вынуждена все время отрекаться от своего происхождения, скрывать, что ее мать Юлия - «буржуйка». Т.е. отказывается от своего духовного начала, от своих корней, своей истории прошлого. А может ли быть будущее без прошлого?
Платонов с помощью истории жизни Насти демонстрировал весь ужас и необъятную нелепость попытки коммунистов переписать законы жизни общества. Сколько существует природа, столько держится она на принципе поколений - связи родителей и детей. Настя, в чью детскую голову уже успели вбить новые порядки, при которых родитель не нужен, если он буржуй, а нужен только если он коммунист, совсем не тяготится ни самой смертью матери, ни последующим своим сиротским существованием. Настя умирает в итоге быстро, обыденно и совершенно не трагично, а хоронят ее тело в котловане, который рыли подфундамент будущего счастья.
Н. Дужина пишет: «...повесть А. Платонова посвящена судьбе России: умершая и оставленная лежать под спудом мать Насти символизирует вечную Россию, Россию историческую, ушедшую в прошлое без возврата; сама же Настя является символом новой советской России, ставшей “сиротой” без России исторической и по этой причине погибающей»
Характерно, что сиротство у А. Платонова–это не только утрата детьми родителей, но и просто потеря близкого человека и даже чужого, незнакомого.
Кого мы ещё можем назвать сиротой?
Художественный мир Андрея Платонова никогда не предстает перед читателем в гармоничном, законченном, целостном виде. Вместе с тем, сиротство, хотя и через отрицание, задает представление о родстве – о существовании связи между всеми явлениями. Платоновские герои именно благодаря своему сиротству обретают возможность чувствовать эту связь. Потеря родственника или близкого человека толкает их на поиск «душевного» родства.
Мысль о преодолении сиротства как об основном назначении человека заявлена в повести «Котлован». Вощев, наблюдая за ссорящимися родителями ребенка.
–Отчего вы не чувствуете сущности – спросил Вощев, обратясь в окно. – У вас ребенок живет, а вы ругаетесь – он же весь свет родился окончить.
Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц, глядели на свидетеля.
–Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка – вам лучше будет.
–А тебе чего тут надо?-- со злостной тонкостью в голосе спросил надзиратель дороги. – Ты идешь и иди, для таких и дорогу замостили...
Вощев стоял среди пути не решаясь. Семья ждала, пока он уйдет, и держала свое зло в запасе.
–Я бы ушел, но мне некуда. Далеко здесь до другого какого-нибудь города?
–Близко, – ответил надзиратель, – если не будешь стоять, то дорога доведет.
–А вы чтите своего ребенка, – сказал Вощев, – когда вы умрете, то он будет.
Мысль об одиночестве человека в мире, которой по сути оказалась проникнута вся культура XX века, также вызвала в литературе две реакции. Одна из них в целом оптимистичная, увидевшая в дегуманизации искусства и «обесцеливании» бытия предвестие перемен, пришедшая к выводу о самостоятельности человека, о свободе его воли, а значит, - о возможности изменить мир, сделать его более благополучным. Другая - в целом трагичная, которую питало ощущение покинутости человека, его малости, «случайности» пребывания в мире.
Однако сиротство у А. Платонова является свойством не столько человека, сколько всего мироустройства, что лишний раз отсылает к специфичному для искусства XX века изображению реальности, исходящему из утверждения художественной равноценности человека и любого другого проявления мира. В основе философии писателя лежит взгляд на мир как на единое целое, где живое и неживое, материальное и нематериальное, физическое и метафизическое существуют по одним и тем же законам. Поэтому, кроме людей, сиротами у А. Платонова оказываются забытые или потерянные человеком вещи, животные и вся природа в целом.
Составляем кластер
СИРОТА
Он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться»