kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока литературы по теме Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока литературы 10 класс  по произведению  Н.В.Гоголя.  Комедия  "Ревизор"

Второй  урок из трех последовательных уроков по произведению  Н.В.Гоголя  "Ревизор" 

Цель урока:

Познакомить ребят с историей создания комедии, объяснить природу гоголевского смеха  и основные теоретические понятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация урока литературы по теме Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» »

Тема урока: Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» «На зеркало неча пенять,  коли рожа крива»

Тема урока: Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

«На зеркало неча пенять,

коли рожа крива»

Белинский о Гоголе: « Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности.  Видишь и слышишь их…»

Белинский о Гоголе:

  • « Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности.

Видишь и слышишь их…»

Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

  • Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
  • Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
  • Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.
  • Развязка – событие, завершающее действие.
Провинциальный город

Провинциальный город

Уездный город Устюжна Новгородской губернии, где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора» Ю.Манн, литературовед : «Сила «Ревизора» в том, что это особый город. Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят как повсеместные..Перед нами весь мир русской жизни, «вся Русь» Городничий : « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» Дом администрации города, в котором мог управлять делами Городничий Почти центр города… Улица со старыми домами, по которой могли гулять герои «Ревизора» Старинный особняк, где мог жить Сквозник-Дмухановский

Уездный город Устюжна Новгородской губернии,

где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора»

Ю.Манн, литературовед :

«Сила «Ревизора» в том, что это особый город. Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят как повсеместные..Перед нами весь мир русской жизни, «вся Русь»

Городничий : « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»

Дом администрации города, в котором мог управлять делами Городничий

Почти центр города…

Улица со старыми домами,

по которой могли гулять герои «Ревизора»

Старинный особняк,

где мог жить Сквозник-Дмухановский

Действие I, явление 5-е.

Действие I, явление 5-е.

Иван Александрович Хлестаков чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как  у него что на уме, то и на языке Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку.  Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия Гоголь: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»

Иван Александрович Хлестаков

чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга

Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как

у него что на уме, то и на языке

Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку.

Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость

Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия

Гоголь:

«Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»

Городничий Из письма Чмыхова : «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…» Земляника при разговоре с Хлестаковым : «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!» Один из купцов : «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай… ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…» Ляпкин-Тяпкин : «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!» Из письма Хлестакова : «городничий глуп, как сивый мерин» О себе: «Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства», «а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог», «да, признаюсь…очень хочу быть генералом», «как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»

Городничий

Из письма Чмыхова : «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…»

Земляника при разговоре с Хлестаковым : «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!»

Один из купцов : «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай… ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…»

Ляпкин-Тяпкин : «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!»

Из письма Хлестакова : «городничий глуп, как сивый мерин»

О себе:

«Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства», «а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог», «да, признаюсь…очень хочу быть генералом», «как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»

Городничий - судье: «У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками…кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…» Ляпкин-Тяпкин: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело» Ляпкин-Тяпкин - Землянике: «Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..» Судья Ляпкин-Тяпкин

Городничий - судье:

«У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками…кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…»

Ляпкин-Тяпкин: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело»

Ляпкин-Тяпкин - Землянике:

«Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..»

Судья Ляпкин-Тяпкин

Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека Городничий - Землянике : «Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему» Земляника - Хлестакову : « Больные все, как мухи, выздоравливают» Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку: «Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается» Земляника

Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека

Городничий - Землянике :

«Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему»

Земляника - Хлестакову :

« Больные все, как мухи, выздоравливают»

Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку:

«Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается»

Земляника

Земляника о Гибнере:  «Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли меры: человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет… да и Христиан Иванович по-русски ни слова не знает…» Смотритель училищ

Земляника о Гибнере:

«Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли меры: человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет…

да и Христиан Иванович по-русски ни слова не знает…»

Смотритель училищ

Иван Кузьмич Шпекин  почтмейстер (начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров) С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма: «Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»

Иван Кузьмич Шпекин

почтмейстер

(начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров)

С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма:

«Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»

Они похожи, но не тождественны: Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками»  В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров Бобчинский о Хлестакове :  «Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?» Добчинский о своих ощущениях : «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх» Пётр Иванович Бобчинский Пётр Иванович Добчинский  городские помещики

Они похожи, но не тождественны:

Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками»

В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров

Бобчинский о Хлестакове :

«Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?»

Добчинский о своих ощущениях : «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх»

Пётр Иванович Бобчинский

Пётр Иванович Добчинский

городские помещики

Анна Андреевна жена городничего  Марья Антоновна дочь городничего

Анна Андреевна жена городничего

Марья Антоновна дочь городничего

Держиморда

Держиморда

Осип слуга Хлестакова «…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни) «…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге) «добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( *коллежский регистратор-чиновник самого низшего 14 класса) « генерал, да только с другой стороны»  ( о Хлестакове) « что, там другой выход есть?»  ( о доме Городничего )

Осип слуга Хлестакова

«…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни)

«…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге)

«добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( *коллежский регистратор-чиновник самого низшего 14 класса)

« генерал, да только с другой стороны»

( о Хлестакове)

« что, там другой выход есть?»

( о доме Городничего )

Сцена вранья

Сцена вранья

Объяснение в любви

Объяснение в любви

Крах Городничего

Крах Городничего

Торжество Городничего. Разговор с купцами

Торжество Городничего. Разговор с купцами

Чиновники обсуждают письмо Хлестакова

Чиновники обсуждают письмо Хлестакова

Немая сцена

Немая сцена

Групповая работа Заполнить таблицу: “Образ Городничего”, “ Образ Хлестакова” (по таблице).

Групповая работа

Заполнить таблицу: “Образ Городничего”,

“ Образ Хлестакова” (по таблице).

Составить по ключевым словам словесный портрет Положительное Отрицательное 1. молодой человек лет 23–24;  2. одет по моде;  3. знаком с русской и зарубежной литературой;  4. умеет увлечь слушателей;  5. нравится женщинам;  6. разбирается в людях. 1. «профинтил денежки»;  2. «сидит и хвост подвернул,  не горячится»;  3. «кутит на батюшкины деньги»;  4. «продаёт всё до последней рубашки»;  5. «делом не занимается»;  6. «гуляет по прешпекту»;  7. не платит в трактире;  8. труслив;  9. высокомерен, нагл, груб со слугой;  10. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;  11. придумывает небылицы;  12. берёт взятки;  13. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам;  14. ленив.

Составить по ключевым словам словесный портрет

Положительное

Отрицательное

1. молодой человек лет 23–24; 2. одет по моде; 3. знаком с русской и зарубежной литературой; 4. умеет увлечь слушателей; 5. нравится женщинам; 6. разбирается в людях.

1. «профинтил денежки»; 2. «сидит и хвост подвернул, не горячится»; 3. «кутит на батюшкины деньги»; 4. «продаёт всё до последней рубашки»; 5. «делом не занимается»; 6. «гуляет по прешпекту»; 7. не платит в трактире; 8. труслив; 9. высокомерен, нагл, груб со слугой; 10. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; 11. придумывает небылицы; 12. берёт взятки; 13. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам; 14. ленив.

—  Может ли человек, обладая таким набором «+» и « — «, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? —  А почему его принимают за ревизора? Вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!

—  Может ли человек, обладая таким набором «+» и « — «, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором?

—  А почему его принимают за ревизора?

Вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!

БЛЕМА Взятки  Взятки  Издается закон Меры Телефоны доверия Приём «Фишбоун» Пользуются должностью Сами приучаем

БЛЕМА

Взятки

Взятки

Издается закон

Меры

Телефоны доверия

  • Приём «Фишбоун»

Пользуются

должностью

Сами приучаем

Домашнее задание. Написать сочинение.

Домашнее задание.

Написать сочинение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
презентация урока литературы по теме Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Автор: Сагимбекова Айгул Нурахметовна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Разработка урока литературы"
    ["seo_title"] => string(28) "razrabotka_uroka_litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "391381"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487000490"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Творчество Д.Фонвизина. Презентация и методические рекомендации к урокам литературы "
    ["seo_title"] => string(96) "tvorchiestvo-d-fonvizina-priezientatsiia-i-mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-urokam-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "156795"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421490690"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) ""Блажен незлобивый поэт" (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)"
    ["seo_title"] => string(68) "blazhienniezlobivyipoetobobshchaiushchiiurokpotvorchiestvunvgogholia"
    ["file_id"] => string(6) "274653"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452430222"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Назывные предложения (конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(41) "nazyvnyie-priedlozhieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418855285"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "«Театр – великая школа» Николай Васильевич Гоголь. История создания комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". "
    ["seo_title"] => string(101) "tieatr-vielikaia-shkola-nikolai-vasil-ievich-goghol-istoriia-sozdaniia-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "112297"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408494246"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства