kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы наглядно всегда усваивается лучше, поэтому уже несколько лет я составляю к своим урокам презентации. Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Рекивем" предусматривает творческую работу на уроке учащимися Почему презентация на уроке? Потому что большая часть учеников воспринимают зрительно и лучше усваивают материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"»

Урок литературы в 11 классе Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»

Урок литературы в 11 классе

Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»

Эпиграф  к уроку. Я вижу все, Я все запоминаю. А.Ахматова

Эпиграф к уроку.

Я вижу все,

Я все запоминаю.

А.Ахматова

«Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В тёмной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла».  Н. Гумилев Л. Гумилев с родителями В основу поэмы легли факты личной биографии Ахматовой: расстрел бывшего мужа Н. Гумилева, арест гражданского мужа Пунина, неоднократные аресты сына – Льва Николаевича Гумилева в годы сталинских репрессий. Из дела осужденного Гумилева Л.Н.

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В тёмной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла».

Н. Гумилев

Л. Гумилев с родителями

В основу поэмы легли факты личной биографии Ахматовой: расстрел бывшего мужа Н. Гумилева, арест гражданского мужа Пунина, неоднократные аресты сына – Льва Николаевича Гумилева в годы сталинских репрессий.

Из дела осужденного Гумилева Л.Н.

История создания и публикации 1934-1940 Работа над поэмой. 1962 г. Запись на магнитофонную плёнку, появление рукописи в редакции «Нового мира». 1963 г. Мюнхен, первая зарубежная публикация. 1987 г. Первая публикация в стране, «Октябрь», 1987, №3.  Эпиграф (1957) Вместо предисловия (1961) Вступление (осень 1935-39) «Приговор» (лето 1939) «К смерти» (август 1939) «Уже безумие крылом…» (4 мая 1940) «Распятие» (1938-1939) Эпилог (март 1940)

История создания и публикации

1934-1940 Работа над поэмой.

1962 г. Запись на магнитофонную плёнку, появление рукописи в редакции «Нового мира».

1963 г. Мюнхен, первая зарубежная публикация.

1987 г. Первая публикация в стране, «Октябрь», 1987, №3.

Эпиграф (1957)

Вместо предисловия (1961)

Вступление (осень 1935-39)

«Приговор» (лето 1939)

«К смерти» (август 1939)

«Уже безумие крылом…»

(4 мая 1940)

«Распятие» (1938-1939)

Эпилог (март 1940)

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно.  А.Ахматова: «Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал» (Из воспоминаний Л.Чуковской об Анне Ахматовой) Основные мотивы поэмы – память, горечь забвенья, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно.

А.Ахматова:

«Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал»

(Из воспоминаний Л.Чуковской об Анне Ахматовой)

Основные мотивы поэмы – память, горечь забвенья, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы

Reguiem  По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.  Католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.

Reguiem

По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.

Католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.

Роль эпиграфа Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г. Каков смысл эпиграфа? С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:  «Я была тогда с моим народом,  Там, где мой народ, к несчастью, был»

Роль эпиграфа

Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г.

Каков смысл эпиграфа?

С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:

«Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был»

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому , что некогда было ее лицом».

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому , что некогда было ее лицом».

Отражение в поэме личной трагедии и народного горя «Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением. Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.

Отражение в поэме личной трагедии и народного горя

«Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением.

Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.

Значение эпилога   Вторая часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда , ни в русской , ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.

Значение эпилога

Вторая часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда , ни в русской , ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены.

Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.

Завещание  жены,  матери,  поэта...  Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

Завещание

жены,

матери,

поэта...

Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

В  Санкт-Петербурге  появился памятник Анне Ахматовой . Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера. Поэтесса словно смотрит  через Неву на с ледственный изолятор «Кресты».

В Санкт-Петербурге появился памятник Анне Ахматовой . Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера.

Поэтесса словно смотрит через Неву на с ледственный изолятор «Кресты».

Это было, когда улыбался  Только мертвый…

Это было, когда улыбался Только мертвый…

Семнадцать месяцев кричу…

Семнадцать месяцев кричу…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"

Автор: Алексанян Алина Сергеевна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257130


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства