kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы наглядно всегда усваивается лучше, поэтому уже несколько лет я составляю к своим урокам презентации. Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Рекивем" предусматривает творческую работу на уроке учащимися Почему презентация на уроке? Потому что большая часть учеников воспринимают зрительно и лучше усваивают материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"»

Урок литературы в 11 классе Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»

Урок литературы в 11 классе

Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»

Эпиграф  к уроку. Я вижу все, Я все запоминаю. А.Ахматова

Эпиграф к уроку.

Я вижу все,

Я все запоминаю.

А.Ахматова

«Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В тёмной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла».  Н. Гумилев Л. Гумилев с родителями В основу поэмы легли факты личной биографии Ахматовой: расстрел бывшего мужа Н. Гумилева, арест гражданского мужа Пунина, неоднократные аресты сына – Льва Николаевича Гумилева в годы сталинских репрессий. Из дела осужденного Гумилева Л.Н.

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В тёмной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла».

Н. Гумилев

Л. Гумилев с родителями

В основу поэмы легли факты личной биографии Ахматовой: расстрел бывшего мужа Н. Гумилева, арест гражданского мужа Пунина, неоднократные аресты сына – Льва Николаевича Гумилева в годы сталинских репрессий.

Из дела осужденного Гумилева Л.Н.

История создания и публикации 1934-1940 Работа над поэмой. 1962 г. Запись на магнитофонную плёнку, появление рукописи в редакции «Нового мира». 1963 г. Мюнхен, первая зарубежная публикация. 1987 г. Первая публикация в стране, «Октябрь», 1987, №3.  Эпиграф (1957) Вместо предисловия (1961) Вступление (осень 1935-39) «Приговор» (лето 1939) «К смерти» (август 1939) «Уже безумие крылом…» (4 мая 1940) «Распятие» (1938-1939) Эпилог (март 1940)

История создания и публикации

1934-1940 Работа над поэмой.

1962 г. Запись на магнитофонную плёнку, появление рукописи в редакции «Нового мира».

1963 г. Мюнхен, первая зарубежная публикация.

1987 г. Первая публикация в стране, «Октябрь», 1987, №3.

Эпиграф (1957)

Вместо предисловия (1961)

Вступление (осень 1935-39)

«Приговор» (лето 1939)

«К смерти» (август 1939)

«Уже безумие крылом…»

(4 мая 1940)

«Распятие» (1938-1939)

Эпилог (март 1940)

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно.  А.Ахматова: «Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал» (Из воспоминаний Л.Чуковской об Анне Ахматовой) Основные мотивы поэмы – память, горечь забвенья, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно.

А.Ахматова:

«Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал»

(Из воспоминаний Л.Чуковской об Анне Ахматовой)

Основные мотивы поэмы – память, горечь забвенья, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы

Reguiem  По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.  Католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.

Reguiem

По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.

Католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.

Роль эпиграфа Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г. Каков смысл эпиграфа? С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:  «Я была тогда с моим народом,  Там, где мой народ, к несчастью, был»

Роль эпиграфа

Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г.

Каков смысл эпиграфа?

С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:

«Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был»

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому , что некогда было ее лицом».

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому , что некогда было ее лицом».

Отражение в поэме личной трагедии и народного горя «Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением. Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.

Отражение в поэме личной трагедии и народного горя

«Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением.

Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.

Значение эпилога   Вторая часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда , ни в русской , ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.

Значение эпилога

Вторая часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда , ни в русской , ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены.

Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.

Завещание  жены,  матери,  поэта...  Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

Завещание

жены,

матери,

поэта...

Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

В  Санкт-Петербурге  появился памятник Анне Ахматовой . Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера. Поэтесса словно смотрит  через Неву на с ледственный изолятор «Кресты».

В Санкт-Петербурге появился памятник Анне Ахматовой . Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера.

Поэтесса словно смотрит через Неву на с ледственный изолятор «Кресты».

Это было, когда улыбался  Только мертвый…

Это было, когда улыбался Только мертвый…

Семнадцать месяцев кричу…

Семнадцать месяцев кричу…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"

Автор: Алексанян Алина Сергеевна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257130


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства