Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"
Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"
Урок литературы наглядно всегда усваивается лучше, поэтому уже несколько лет я составляю к своим урокам презентации. Урок литературы по теме "Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой "Рекивем" предусматривает творческую работу на уроке учащимися Почему презентация на уроке? Потому что большая часть учеников воспринимают зрительно и лучше усваивают материал
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В основу поэмы легли факты личной биографии Ахматовой: расстрел бывшего мужа Н. Гумилева, арест гражданского мужа Пунина, неоднократные аресты сына – Льва Николаевича Гумилева в годы сталинских репрессий.
Из дела осужденного Гумилева Л.Н.
История создания и публикации
1934-1940Работа над поэмой.
1962 г.Запись на магнитофонную плёнку, появление рукописи в редакции «Нового мира».
1963 г.Мюнхен, первая зарубежная публикация.
1987 г.Первая публикация в стране, «Октябрь», 1987, №3.
Эпиграф (1957)
Вместо предисловия (1961)
Вступление (осень 1935-39)
«Приговор» (лето 1939)
«К смерти» (август 1939)
«Уже безумие крылом…»
(4 мая 1940)
«Распятие» (1938-1939)
Эпилог (март 1940)
Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно.
А.Ахматова:
«Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал»
(Из воспоминаний Л.Чуковской об Анне Ахматовой)
Основные мотивы поэмы – память, горечь забвенья, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы
Reguiem
По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.
Католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.
Роль эпиграфа
Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г.
Каков смысл эпиграфа?
С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:
«Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был»
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому , что некогда было ее лицом».
Отражение в поэме личной трагедии и народного горя
«Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением.
Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.
Значение эпилога
Вторая часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда , ни в русской , ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены.
Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.
Завещание
жены,
матери,
поэта...
Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.
В Санкт-Петербурге появился памятник Анне Ахматовой . Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера.
Поэтесса словно смотрит через Неву на с ледственный изолятор «Кресты».