М.А.Булгаков
(к уроку литературы в 11 классе)
«Когда в конце болезни Михаил Афанасьевич уже не мог ничего говорить, у него выходили концы или начала слов…я сидела около него, он дал мне понять, что ему что-то нужно. Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».
Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич
Булгаковы.
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
«Прохожий был в дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец»
«Вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»
Понтий Пилат – наместник римского императора в Ершалаиме (столице Иудеи). Чтобы удержать власть, он использует армию, шпионов, доносчиков, вступает в тайные сговоры с нужными ему людьми. Он уверен, что жизнь построена на насилии, доброму человеку в этом мире просто не выжить.
«Необходимо быть жестоким, расчетливым, ловким и сильным»
Его правление здесь – зло. Понтий Пилат вынужден быть жестоким, что противно его внутренним желаниям. Это принуждение делает его жизнь мучительной и безысходно одинокой. Только верный Банга разделяет его одиночество.
Понтий Пилат обращается к первосвященнику Каифе и предлагает оставить в живых менее вредного осужденного, Га-Ноцри, но Каифа неуклонен:
«Ты хочешь выпустить его, чтобы он смутил народ?
« Все было кончено, и говорить было не о чем. Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные головные боли прокуратора некому излечить. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска пронизала все его существо. Показалось прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.
Не будет тебе отныне покоя, ни тебе, ни народу твоему – это говорю тебе я, Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!»
В изображении Иешуа Га-Ноцри автор не следует библейским традициям, он показывает не божественное, а человеческое происхождение, поэтому и имя у него имеет другое звучание, чем Иисус. Он живет в ладу со своей совестью, не лукавит, не меняет свои убеждения даже перед смертью.
Главное в жизни Иешуа – добро, этим он опасен для государства.
« Всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо другой. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Они первыми появляются в Москве. Эти цветы отчетливо выделялись на ее черном пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет…. Меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах»
«Она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста».
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих!»
«Настали безрадостные осенние дни,
чудовищная неудача с этим романом
вынула у меня часть души. Мне больше
нечего было делать, и жил я от
свидания к свиданию. В это время
случилось что-то со мною. Нашла на
меня тоска и появились какие-то
предчувствия.»
«Пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала,
а меж зеркал зрители увидели разных фасонов и цветов парижские
женские платья. В других витринах появились сотни дамских шляп, и с
перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель –
черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и
с камушками. Появились футляры духов, горы сумочек из антилоповой
кожи, из замши, из шелка, а между ними – груды чеканных золотых
футлярчиков, в которых бывает губная помада.»
«Маргарита Николаевна сидела на
скамейке, щурилась на ярком
солнце, вспоминала, как ровно
год, день в день и час в час, на
этой же скамье она сидела рядом
с ним. Его не было рядом в этот
день, но разговаривала мысленно
Маргарита Николаевна все же с
ним: «Если ты сослан, то почему
не даешь о себе знать? Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то
этому не верю. Значит, ты
сослан и умер…Тогда, я прошу,
отпусти меня, дай мне наконец
свободу жить, дышать
воздухом…»
«Вы что-нибудь знаете о
нем? Молю:
скажите одно, он жив? Не
мучьте… Если я вас
правильно
понимаю, вы намекаете на то, что я
там могу узнать о нем?... Еду, еду , куда угодно!
Я знаю, на что иду ,но иду на все из-
за него, потому что ни на что в мире
больше надежды у меня нет. Но я
хочу вам сказать, что, если вы меня
погубите, вам будет стыдно! Я
погибаю из-за любви!
«Ощипанные по краям брови сгустились и черными дугами легли над зазеленевшими глазами. Кожа налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист . На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая, черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая…
«Когда будете пролетать над воротами, крикните: «Невидима!» Потом полетайте над городом, чтобы попривыкнуть, и затем на юг, вон из города, и прямо на реку. Вас ждут!»
«Какая-то сила поставила
Маргариту перед зеркалом, и в
волосах у нее блеснул
королевский алмазный венец.
Коровьев повесил на грудь
Маргарите тяжелое в
овальной раме изображение
черного пуделя на тяжелой
цепи… «Все должно быть
готово заранее, королева, -
объяснил Коровьев,
поблескивая глазом сквозь
испорченный монокль.»
«Он был в своем больничном одеянии, небритое
лицо его дергалось гримасой… Маргарита сразу
узнала его, простонала, и долго сдерживаемые
слезы теперь бежали ручьями по ее лицу…»
«В своем волнении Маргарита не заметила, что ее нагота как-то внезапно кончилась, на ней теперь был шелковый черный плащ. Больной опустил голову и стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами. «Я теперь никто», - ответил мастер, и улыбка искривила его рот .
«Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Ну, что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…. Мастер сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:»Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» …Прямо к саду протянулась лунная дорога, по которой первым кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым голосом. Нельзя было разобрать, плачет он или смеется. Видно было, что вслед за своим верным стражем по этой лунной дороге стремительно побежал и он».
«Слушай беззвучие, - говорила
Маргарита мастеру, и песок
шуршал под ее босыми
ногами,- слушай и
наслаждайся тем, чего тебе
не давали в жизни,- тишиной.
Впереди твой вечный дом,
который тебе дали в
награду,- так говорила
Маргарита , идя с мастером
по направлению к вечному их
дому. Кто-то опускал на
свободу мастера, как он сам
только что отпустил
созданного им героя,
жестокого пятого
прокуратора Иудеи, всадника
Понтия Пилата.»
«Я ничего не боюсь, Марго, и не боюсь, потому что я все уже испытал. Меня слишком пугали и ничем более напугать не могут…»
1891 - 1940