kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "О стыде перед русским словом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "О стыде перед русским словом" 

Аннотация

     Интегрированное занятие политературе  «Общая характеристика истории и литературы XX века» предназначено для студентов лицея второго курса.          Данное занятие призвано повторить основные события истории XX века и их освещение в литературе. Предлагаемый урок  составлен преподавателями литературы Зотовой С.А. и истории Сафихановой Г.В. 

      Предлагаемое занятие предназначено для преподавателей  общеобразовательных дисциплин в учреждениях СПО.

     Авторы надеются, что данная  методическая разработка будет интересной и полезной.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "О стыде перед русским словом" »

ГБОУ СО НПО «ПЛ № 25»   О стыде перед русским словом Вольск 2014

ГБОУ СО НПО «ПЛ № 25» О стыде перед русским словом

Вольск

2014

Проблемный вопрос

Проблемный вопрос

  • Сквернословие…
  • Брань
  • Брань…
Наша гипотеза

Наша гипотеза

  • Мы не властны над речью других. Но над собственной речью мы властны.
Цели исследования:  1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения;  2) выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов Задачи: 1) изучить литературу для получения информации о значении термина «сквернословие» и происхождении некоторых оскорбительных слов;
  • Цели исследования: 1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения; 2) выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов
  • Задачи:
  • 1) изучить литературу для получения информации о значении термина «сквернословие» и происхождении некоторых оскорбительных слов;

2) выявить степень употребления ненормативной лексики среди разных возрастных групп;

3 )выяснить, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику;

4) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в обществе и наметить пути решения проблемы.

Ход исследования

Ход исследования

  • 1-ая группа – работала со справочной литературой и выясняла значение термина «сквернословие», а также происхождение некоторых оскорбительных слов.
  • 2-я группа –провела социологический опрос, выявила три точки зрения на затронутую проблему, рассмотрела ситуации, в которых чаще всего используется ненормативная лексика и изучила степень ее употребления различными возрастными группами
Все вместе – выяснили, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику, наметили пути решения затронутой проблемы.
  • Все вместе – выяснили, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику, наметили пути решения затронутой проблемы.
Результаты исследования, полученные  1-ой группой

Результаты исследования, полученные 1-ой группой

  • Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).
  • Скверна( общеслав. ) – нечто гнусное, порочное (Н. М. Шанский и др. «Краткий этимологический словарь).
В русском языке есть слово сквернословие. Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова , которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна :
  • В русском языке есть слово сквернословие.
  • Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова , которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна : « мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения; смрад, вонь; разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам.

История возникновения

История возникновения

  • Корни этого явления уходят в языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам.
«СКОТИНА» Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди…

«СКОТИНА»

Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди…

«НЕГОДЯЙ»  Это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе».

«НЕГОДЯЙ»

Это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе».

«ПОГАНЕЦ» Слово пришло из благородной латыни и означает «селянин, деревенский житель».

«ПОГАНЕЦ»

Слово пришло из

благородной латыни

и означает «селянин,

деревенский житель».

«ИДИОТ» Слово пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Так стали называть любого некрещёного. Но язычники в долгу не остались, назвали христианина    «КРЕТИНОМ»

«ИДИОТ»

Слово пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Так стали называть любого некрещёного. Но язычники в долгу не остались, назвали христианина

«КРЕТИНОМ»

«СТЕРВА» Так крестьяне на Руси называли палую скотину, трупы животных, мертвечину.

«СТЕРВА»

Так крестьяне на Руси называли палую скотину, трупы животных, мертвечину.

«МЫМРА»

«МЫМРА»

  • В старину так величали домоседку, которая не любила выходить в белый свет.
«БОЛВАН» Современное значение – глупый, недалёкий человек.  Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже статуя.

«БОЛВАН»

Современное значение – глупый, недалёкий человек.

Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже статуя.

«МЕРЗАВЕЦ» Произошло от слова мёрзлый, замёрзший, холодный, безжизненный. Бог есть огонь, который согревает сердце, а сатана – вечный холод, леденящий душу.  Мерзавец – человек, в котором  нет бога.

«МЕРЗАВЕЦ»

Произошло от слова мёрзлый, замёрзший, холодный, безжизненный.

Бог есть огонь, который согревает сердце, а сатана – вечный холод, леденящий душу.

Мерзавец – человек, в котором

нет бога.

«дурак»

«дурак»

  • Издавна - бурный, неспокойный, бушующий. Оно противоположно слову мир. Демон – мятежный дух, будучи духом зла, он не знает покоя. Поэтому «дурак» означает «будь лишённым мира в этой и в будущей жизни»
«сволочь»

«сволочь»

  • Слово происходит от глагола «волочь», «волочить».  Изначально «сволочь» означало «сволочённый куда-либо мусор».  Затем это понятие стали переносить на бродяг и прочий «никчемный люд».
Вывод, сделанный 1-ой группой

Вывод, сделанный 1-ой группой

  • Русский язык велик и могуч – это мы помним с детских лет, но забываем другое: он ещё и живой. Слова приходят и уходят, меняют значения порой до неузнаваемости. Когда кто-то пытается оскорбить вас словом, просто пожалейте этого невежу или невежду в одном лице: не ведает он, что говорит!
Результаты исследования, полученные 2-й группой.    Три точки зрения на проблему Сквернословие Это порок, недостаток, позорящее свойство. Это болезнь как алкоголизм или курение. Оба ответа верны, так как одно неизменно вытекает из другого

Результаты исследования, полученные 2-й группой.

Три точки зрения на проблему

Сквернословие

  • Это порок, недостаток, позорящее свойство.
  • Это болезнь как алкоголизм или курение.

Оба ответа верны, так как одно неизменно вытекает из другого

  • Оба ответа верны, так как одно неизменно вытекает из другого
Историческая справка

Историческая справка

  • В 17-м веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за публично произнесенные грязные слова назначалась смертная казнь.
  • В 19-м веке матершинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами.
Наша точка зрения Сквернословие является пороком, когда можно еще НЕ ПРОИЗНЕСТИ . Сквернословие становится болезнью, когда человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Таким образом, вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта.

Наша точка зрения

Сквернословие является пороком, когда можно еще НЕ ПРОИЗНЕСТИ .

Сквернословие становится болезнью, когда человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Таким образом, вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта.

Ситуации, при которых чаще всего используется ненормативная лексика

Ситуации, при которых чаще всего используется ненормативная лексика

  • Для повышения эмоциональности речи
  • Для эмоциональной разрядки
  • Для оскорбления, унижения адресата речи
  • Для демонстрации агрессии
  • Для демонстрации отсутствия страха
  • Для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов
  • Для демонстрации принадлежности к своим
  • Для связки слов и когда слов попросту не хватает
Сквернословие принимает угрожающие черты и формы. Оно охватило почти все возрасты. Ругательства стали заменителями пауз. 7-10 лет 20 % 11-17 лет 18-29 лет 85% 30-40 лет 80% 41-50 лет 50% 30% Вывод: респонденты возрастной категории от 11 до 17 лет употребляют ненормативную лексику чаще других . Речь подростков изобилует сленгом, словами-паразитами и нецензурными словами. Это вызывает тревогу, потому что «убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа» (Брюс Бартон).

Сквернословие принимает угрожающие черты и формы. Оно охватило почти все возрасты. Ругательства стали заменителями пауз.

7-10 лет

20 %

11-17 лет

18-29 лет

85%

30-40 лет

80%

41-50 лет

50%

30%

Вывод: респонденты возрастной категории от 11 до 17 лет употребляют ненормативную лексику чаще других . Речь подростков изобилует сленгом, словами-паразитами и нецензурными словами. Это вызывает тревогу, потому что «убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа» (Брюс Бартон).

Наши общие выводы Опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику.  Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда , будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.

Наши общие выводы

Опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику.

Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда , будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.

Пути решения проблемы

Пути решения проблемы

  • Не писать и не печатать ругательств.
  • Не заменять ругательства начальными буквами.
  • Не дублировать ругательства словечками типа «елки-палки, блин, японский городовой».
  • Не говорить плохих слов самим.
  • Помнить о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так».
  • Не копировать других, не стараться быть похожим на кого-то.
  • Не искать расслабления в сквернословии.
  • Помнить: «Не то, что входит в уста оскверняет их, но то, что выходит из них».
Сравнение с гипотезой Наша гипотеза подтвердилась: мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе, в лицее можно. Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться. Чем больше стыда перед русским словом, тем лучше наша русская речь. Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.

Сравнение с гипотезой

Наша гипотеза подтвердилась: мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе, в лицее можно.

Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться. Чем больше стыда перед русским словом, тем лучше наша русская речь.

Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.

Презентацию подготовили:

Презентацию подготовили:

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "О стыде перед русским словом"

Автор: Зотова София Александровна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока и презентация  на тему "Совесть и раскаянье" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-soviest-i-raskaian-ie"
    ["file_id"] => string(6) "144004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418642923"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Урок литературы «Какие старые слова, а как кружится голова…»  (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.) "
    ["seo_title"] => string(136) "urok-litieratury-kakiie-staryie-slova-a-kak-kruzhitsia-gholova-po-romanu-a-s-pushkina-ievghienii-onieghin-analiz-pis-ma-tat-iany-larinoi"
    ["file_id"] => string(6) "117928"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412960031"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: «Речевой этикет. Слова благодарности, извинения, просьбы»."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt_uroka_na_tiemu_riechievoi_etikiet_slova_blaghodarnosti_izvinieniia_pros_by"
    ["file_id"] => string(6) "346761"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475178638"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Классный час на 1 сентября "Путешествие по океану Знаний" "
    ["seo_title"] => string(64) "klassnyi-chas-na-1-sientiabria-putieshiestviie-po-okieanu-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "102874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402556780"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока на тему: "Жить по совести" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhit-po-soviesti"
    ["file_id"] => string(6) "176366"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424409988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства