kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по литературе в начальной школе на данную тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино""»

Редут - полевое укрепление Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий головной убор военных
  • Редут - полевое укрепление
  • Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии
  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки
  • Бивак – стоянка войск под открытым небом
  • Кивер – высокий головной убор военных

Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей Уланы, драгуны – кавалеристы, конные войска. Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск Басурманы –  здесь: враги
  • Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей
  • Уланы, драгуны – кавалеристы, конные войска. Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск
  • Басурманы – здесь: враги

 Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-й годовщины этой битвы. По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии. Бородинский бой.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-й годовщины этой битвы. По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии.

Бородинский бой.

 Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « не даром помнит вся Россия» . Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной. Чувства ужаса, страха, торжества и победы. Затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за нее жизнь.

Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « не даром помнит вся Россия» . Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной. Чувства ужаса, страха, торжества и победы. Затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за нее жизнь.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром  Москва, Спаленная пожаром,  Французу отдана?..

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, Спаленная пожаром, Французу отдана?..

 Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

 Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино»  Герои Бородинской битвы

Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино»

Герои Бородинской битвы

- Да, были люди в наше время,  Не то, что нынешнее племя:  Богатыри – не вы!  Плохая им досталась доля:  Немногие вернулись с поля…

- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…

И вот нашли большое поле:  Есть разгуляться где на воле!  Построили редут…

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут…

 Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: « Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки » вдруг превращаются в энергичную боевую картину: « Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой» . Первая из трех строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая (« Вам не видать таких сражений!.. .») – самому напряженному моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: « Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…» М.Ю.Лермонтов показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»

Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: « Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки » вдруг превращаются в энергичную боевую картину: « Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой» . Первая из трех строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая (« Вам не видать таких сражений!.. .») – самому напряженному моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: « Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…» М.Ю.Лермонтов показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»

 В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.  Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.

Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

Забил заряд я в пушку туго  И думал: угощу я друга!..

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!..

Изведал враг в тот день немало,  Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...

Два дня мы были в перестрелке.  Что толку в этакой безделке?  Мы ждали третий день…

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день…

Прилег вздремнуть я у лафета,  И слышно было до рассвета,  Как ликовал француз.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

 Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. « Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль.  Завывание орудий слышится во фразе « слились в протяжный вой» …  Так поэт передает нам звуки боя.

Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. « Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль.

Завывание орудий слышится во фразе « слились в протяжный вой»

Так поэт передает нам звуки боя.

И молвил он, сверкнув очами:  «Ребята! Не Москва ль за нами?  Умремте ж под Москвой,  Как наши братья умирали!»  И умереть мы обещали,  И клятву верности сдержали  Мы в Бородинский бой.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Домашнее задание:  Выучить стихотворение  наизусть.  Спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть.

Спасибо за работу на уроке!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино""

Автор: Кузьмина Любовь Александровна

Дата: 08.08.2016

Номер свидетельства: 338826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Поурочный план "М.Ю.Лермонтов. Жизнь творчество" "
    ["seo_title"] => string(50) "pourochnyi-plan-m-iu-liermontov-zhizn-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "151377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702023"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(36) "mnoghoghrannosttalantamiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "273208"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452171716"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "121169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413900846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства