Цель: познакомить с биографией и творчеством писателя; формировать и развивать умение использовать знания биографических сведений;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения друг к другу;
Развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, творческих способностей, навыков работы в группе;
Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия и речи.
Ход урока:
- Орг. момент.
Психологический настрой.
Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Они искренне желают вам удачи. Вам же нужно постараться, чтобы урок получился интересным и познавательным.
- Коррекционное упражнение.
Работа с пословицами.
Продолжить пословицу (Слайд 2)
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону.
- О чем первая пословица? О чем вторая пословица?
- Проверка домашнего задания (Слайд 3)
- Что было задано на дом?
- Выразительное чтение В.В. Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса».
- Что советует поэт детям?
- Каким должен быть школьник?
- Вспомните пословицы, с которыми мы работали. Какая из них подходит к стихотворению?
- Сообщение новой темы. (Слайд 4)
- Знакомство с биографией С.А. Есенина. (Слово учителя)
(Слайд 5-7) Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской Губернии. Там же прошло и его детство. Учился Сергей в Константиновском земском училище, потом в школе в селе Спас-Клепики. Он стремился к знаниям, культуре, Читает произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого.
Живописны были окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые травами заливные луга с многочисленными озерками. Здесь, зародилась неугасимая любовь Есенина к Родине, её природе, народу.
Дед Есенина знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала ему сказки. Мать Татьяна Федоровна была замечательной песенницей, о её пении не раз вспоминал Есенин в своих стихах. Многие его ранние стихи написаны в песенном жанре.
(Слайд 8) Вся его жизнь посвящена поэзии. О Родине, о природе, обо всем живом на земле он писал с большой любовью и нежностью.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски….
В самые трудные минуты Есенин обращается к матери, как к верному, истинному другу:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Стихи Есенина привлекают романтичностью, стремлением воспеть лучшие человеческие чувства, они предельно искренни и правдивы.
В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, но стихи его не оставляют тягостного впечатления, их согревает вера в душевные силы человека.
- Словарная работа. (Слайд 9)
Лирика – это один из трех основных родов художественной литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.
Предприимчивый – умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый и практичный.
Коновод – вожак, зачинщик.
- Самостоятельное чтение. (Слайд 10)
- Целевая установка.
- Кем воспитывался Есенин?
- Первичное восприятие.
- Кем воспитывался Есенин?
3. Закрепление.
1. Объяснительное чтение.
- Расскажите о детстве С.А. Есенина.
- Как вы думаете, что воспитало Есенина как поэта?
- Выборочное чтение.
- Когда появились первые стихотворения С.А. Есенина?
- Что писал Есенин о своем творчестве?
- Какие темы затрагивает С.А. Есенин в своих стихотворениях?
3. Чтение стихотворения
«Отговорила роща золотая….» - Карнаухова У.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Похоже оно на песню?
4. Прослушивание песни на стихи С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»
5. Целевая установка.
- Внимательно послушайте песню на стихи Есенина в исполни Н. Кадышевой и скажите, какое чувство вы испытали. Слайд 11
- Какое чувство вы испытали??
- Какие слова передают грусть поэта об ушедшем лете?
- Итог урока: (Слайд 12)
- С биографией какого поэта мы с вами познакомились?
- Назовите годы жизни поэта.
- Какие темы затрагивает С.А. Есенин в своих стихотворениях?
- Домашнее задание.
Стр. 175 – 176, читать и пересказывать.
- Оценки.