kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе 11 класс : “Жизнь — обман с чарующей тоскою” Сергей Есенин: загадка жизни и творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература 11 класс № урока__23__  Дата____10.12__

Тема: “Жизнь — обман с чарующей тоскою”

Сергей Есенин: загадка жизни и творчества

Цели: познакомить учащихся с биографией С.Есенина, его отношение к революции. Подготовить учащихся к восприятию поэзии поэта. Закрепить навыки выразительного чтения наизусть. Привить читательский интерес к творчеству поэта.

Оборудование: ноутбук, презентации, раздаточный материал

Тип урока: 1

Ход урока:

  1. Организационный
  2. Слово учителя.

 

Гуд монинг. Я специально поздоровалась на английском, так как этот язык сыграл  немаловажную роль в жизни нашего героя. А какую вы ответите в когда мы закончим изучать творчество и жизнь поэта, о котором будем говорить.

1. А сейчас проверка д/з в виде ответов «верно-неверно» по статье «Революция и литература»

  1. Верно ли, что этап с 1900 года по 20-е называется переходным этапом?
  2. Верно ли, что этот этап от дворянской литературы до классической?
  3. Верно ли, что революция сыграла огромную роль в жизни русской литературы?
  4. Верно ли, что все поэты и писатели приняли власть большевиков?
  5. Верно ли , что первый съезд советских писателей состоялся  в 1934 году?
  6. Верно ли, что литература прошла три периода?
  7. Верно ли, что период «Художник и власть» 1930-1950 гг был вторым периодом?
  8. Верно ли, что вся литературная элита покинула Россию после революции 1917 года?
  9. Верно ли, что в 1929 году введен метод социалистического реализма?
  10. Верно ли, что курс на диктатуру пролетариата, тоталитаризм, сталинское самовластие, «большой террор»  нанесли  сокрушительный удар по русским писателям и поэтам? В чем это выразилось?

2. Вот в это непростое время жил и творил Сергей Есенин. Да, сегодня речь об  этом интересном, загадочном русском поэте.

         Что, собственно, мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни? Его поэтические произведения — это его заветный дневник. Поймём ли мы этот дневник, не понимая, что за человек создал его?

        Написав несколько скупых автобиографических строк, поэт заканчивает словами: “Остальное — в моих стихах”. В сущности, в этой несловоохотливости человека, которого многие считали самовлюблённым (Маяковский — даже “самовлюблённейшим”), выразилось его нежелание признать собственную жизнь своей подлинной человеческой биографией. “Настоящая моя биография — мои стихи” — так мог бы сказать Есенин и был бы во многом прав. Наверное, он гораздо больше любил свои стихи, чем свою жизнь. И были на то веские причины.

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой

      Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина — совершенное художественное целое, то жизнь его — раздёрганную, странную, противоречивую — художественным целым никак не назовёшь.

3.Презентация 1 (Гостинов)

 

4.  Индивидуальная работа. Работа с материалом

Презентация 2 до слайда 12

Детство (Ксения) и читает стихотворение.

ПОКАЗ ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА  «Встреча с Блоком» , серия 1. время – 16,38

 

Личная жизнь (Гостинов)  и читает стихотворение.

Романс

отрывок из фильма, серия 1. Время 30,00 «Царская семья»

 

Жизнь (Гельд)  и читает стихотворение

отрывок из фильма серия 3, время 19,00 «Как принимали поэта»

 

Революция и Есенин (Шмидт) Что же так подкосило Есенина?

Читает стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа в парах. Кластер.

Если бы вас спросили, кто есть Есенин, чтобы вы изобразили?

 

6. Музыкальная пауза. «Я московский озорной гуляка»

 

7. Слово учителя и презентация. Слайд 16,17

В последний год жизни наступает как будто просветление, в стихах порой — любовь к жизни, бодрость, душевное равновесие (“Снова я ожил и снова надеюсь // Так же, как в детстве, на лучший удел” — 6, ; с другой стороны, нарастают мотивы увядания, прощания, грусти, тоски.

И даже в последний день своей жизни он был разным. Кто-то видел его внешне совершенно спокойным — буквально за несколько часов до гибели он разговаривал, писал, жаловался на скверные чернила, — а кто-то совсем другим. “Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и больное впечатление, — пишет В.Маяковский. — Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся... От него и двух его тёмных спутников несло спиртным перегаром” . “Передо мной был человек, товарищ, поэт, видящий свою гибель, схватившийся за мою руку только затем, чтобы ощутить человечье тепло. О таком Есенине я плачу” — это слова Н.Асеева .

Он и сам всё видел и понимал. Но едва ли мог бы объяснить, в чём дело.

Его, конечно, очень мучил этот вопрос: “Что случилось? Что со мною сталось?” Он чувствовал, что есть что-то в нём самом, что мешает ему сделать свою жизнь такой, какой бы ему хотелось её видеть. Но легче всё объяснить внешними обстоятельствами. Хотя в любых обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному, и значит, объяснение нужно искать в них самих.

 

Цветы мне говорят — прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Её лицо и отчий край.

 

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

 

Что-то есть в этом чувстве пронзительно-трогательное. Оно, пожалуй, даже не очень сильное, но глубокое, постоянно. И этим чувством окрашены десятки стихотворений Есенина — это что-то очень типично для него.

 

Подведём некоторые итоги.

Есенин был человеком философской направленности, в том смысле, что его глубоко волновали философские вопросы: о сущности и предназначении человека, о смерти и тому подобные. Судя по его стихам, это было главное, что его волновало в жизни. У него почти нет чисто философских стихов, но строки-раздумья о жизни и смерти, о человеке вкраплены почти во все его лучшие произведения последних лет, они всё время звучат — то как будто невольно прорываясь сквозь тему стихотворения (хотя большинство стихотворений Есенина не имеет определённой темы, это свободно льющийся поток мыслей, образов, чувств, ассоциаций), то становясь главной темой, ведущим мотивом.

В целом поэзия Есенина производит впечатление чего-то очень цельного, непротиворечивого. На те вопросы, которые мучили поэта, он даёт вполне определённые ответы, повторяя их в разных вариациях по многу раз в разных стихах, в разные годы. Так что можно смело сказать, что у Сергея Есенина было определённое, достаточно чёткое мировоззрение, определённый взгляд на мир, на человека, и, быть может, если мы поймём, что это за мировоззрение, для нас многое станет ясно в его жизни.

 

 

Любимые мысли Есенина:

1) “Всё пройдёт, как с белых яблонь дым”. Мысль о бренности земной жизни, всевластии смерти, вера в смерть как в высшую силу, в то, что “в той стране не будет” ничего, что смерть — это полное уничтожение.

2) “В этом мире я только прохожий”.

3) “Всё встречаю, всё приемлю”.

4) “Всё пролетело, далече, мимо”, или “Я не буду больше молодым”.

5) “Пей и пой, моя подружка, на земле живут лишь раз”.

6) “А люди разве не цветы?” Люди–животные–цветы.

7) Жалость, любовь ко всему живому.

8) “Успокойся, смертный, и не требуй правды той, что не нужна тебе...” Это нужно читать так: не требуй правды, которая тебе больше всего нужна.

9) “Не тебя я вижу, не к тебе пришёл...” То есть не важно, с кем проводить время, с кем целоваться — это “всё равно”.

10) “Жить нужно легче, жить нужно проще...”

11) Любовь к людям, потому что “в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле...” То есть это любовь-жалость, любовь-сострадание.

 

Что же это за мировоззрение, что за философия?

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю тихие слова.

 

И если осень, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком...

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

Значит, всё-таки в глубине души ему хотелось верить, что лучшая его часть — его стихи — останется, избегнет смерти.

 

Он жил, как мыслил, потому такой странной, с точки зрения окружающих, была его жизнь. Он был несчастным, но удивительно сильным внутренне человеком. И из своей боли, своей тоски сумел создать прекрасные творения — свои стихи, — грустные, загадочные, волнующие. Мне кажется, что он всё-таки победитель — если не в жизни своей, то в своих стихах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Оценивание

 

9.  Д/з прочитать поэму  «Анна Снегина»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 11 класс : “Жизнь — обман с чарующей тоскою” Сергей Есенин: загадка жизни и творчества »

Русская литература 11 класс № урока__23__ Дата____10.12__

Тема: “Жизнь — обман с чарующей тоскою”

Сергей Есенин: загадка жизни и творчества

Цели: познакомить учащихся с биографией С.Есенина, его отношение к революции. Подготовить учащихся к восприятию поэзии поэта. Закрепить навыки выразительного чтения наизусть. Привить читательский интерес к творчеству поэта.

Оборудование: ноутбук, презентации, раздаточный материал

Тип урока: 1

Ход урока:

  1. Организационный

  2. Слово учителя.


Гуд монинг. Я специально поздоровалась на английском, так как этот язык сыграл немаловажную роль в жизни нашего героя. А какую вы ответите в когда мы закончим изучать творчество и жизнь поэта, о котором будем говорить.

1. А сейчас проверка д/з в виде ответов «верно-неверно» по статье «Революция и литература»

  1. Верно ли, что этап с 1900 года по 20-е называется переходным этапом?

  2. Верно ли, что этот этап от дворянской литературы до классической?

  3. Верно ли, что революция сыграла огромную роль в жизни русской литературы?

  4. Верно ли, что все поэты и писатели приняли власть большевиков?

  5. Верно ли , что первый съезд советских писателей состоялся в 1934 году?

  6. Верно ли, что литература прошла три периода?

  7. Верно ли, что период «Художник и власть» 1930-1950 гг был вторым периодом?

  8. Верно ли, что вся литературная элита покинула Россию после революции 1917 года?

  9. Верно ли, что в 1929 году введен метод социалистического реализма?

  10. Верно ли, что курс на диктатуру пролетариата, тоталитаризм, сталинское самовластие, «большой террор» нанесли сокрушительный удар по русским писателям и поэтам? В чем это выразилось?

2. Вот в это непростое время жил и творил Сергей Есенин. Да, сегодня речь об этом интересном, загадочном русском поэте.

Что, собственно, мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни? Его поэтические произведения — это его заветный дневник. Поймём ли мы этот дневник, не понимая, что за человек создал его?

Написав несколько скупых автобиографических строк, поэт заканчивает словами: “Остальное — в моих стихах”. В сущности, в этой несловоохотливости человека, которого многие считали самовлюблённым (Маяковский — даже “самовлюблённейшим”), выразилось его нежелание признать собственную жизнь своей подлинной человеческой биографией. “Настоящая моя биография — мои стихи” — так мог бы сказать Есенин и был бы во многом прав. Наверное, он гораздо больше любил свои стихи, чем свою жизнь. И были на то веские причины.

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой

Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина — совершенное художественное целое, то жизнь его — раздёрганную, странную, противоречивую — художественным целым никак не назовёшь.

3.Презентация 1 (Гостинов)


4. Индивидуальная работа. Работа с материалом

Презентация 2 до слайда 12

Детство (Ксения) и читает стихотворение.

ПОКАЗ ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА «Встреча с Блоком» , серия 1. время – 16,38


Личная жизнь (Гостинов) и читает стихотворение.

Романс

отрывок из фильма, серия 1. Время 30,00 «Царская семья»


Жизнь (Гельд) и читает стихотворение

отрывок из фильма серия 3, время 19,00 «Как принимали поэта»

Революция и Есенин (Шмидт) Что же так подкосило Есенина?

Читает стихотворение








5. Работа в парах. Кластер.

Если бы вас спросили, кто есть Есенин, чтобы вы изобразили?


6. Музыкальная пауза. «Я московский озорной гуляка»


7. Слово учителя и презентация. Слайд 16,17

В последний год жизни наступает как будто просветление, в стихах порой — любовь к жизни, бодрость, душевное равновесие (“Снова я ожил и снова надеюсь // Так же, как в детстве, на лучший удел” — 6, ; с другой стороны, нарастают мотивы увядания, прощания, грусти, тоски.

И даже в последний день своей жизни он был разным. Кто-то видел его внешне совершенно спокойным — буквально за несколько часов до гибели он разговаривал, писал, жаловался на скверные чернила, — а кто-то совсем другим. “Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и больное впечатление, — пишет В.Маяковский. — Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся... От него и двух его тёмных спутников несло спиртным перегаром” . “Передо мной был человек, товарищ, поэт, видящий свою гибель, схватившийся за мою руку только затем, чтобы ощутить человечье тепло. О таком Есенине я плачу” — это слова Н.Асеева .

Он и сам всё видел и понимал. Но едва ли мог бы объяснить, в чём дело.

Его, конечно, очень мучил этот вопрос: “Что случилось? Что со мною сталось?” Он чувствовал, что есть что-то в нём самом, что мешает ему сделать свою жизнь такой, какой бы ему хотелось её видеть. Но легче всё объяснить внешними обстоятельствами. Хотя в любых обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному, и значит, объяснение нужно искать в них самих.


Цветы мне говорят — прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Её лицо и отчий край.


Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.


Что-то есть в этом чувстве пронзительно-трогательное. Оно, пожалуй, даже не очень сильное, но глубокое, постоянно. И этим чувством окрашены десятки стихотворений Есенина — это что-то очень типично для него.


Подведём некоторые итоги.

Есенин был человеком философской направленности, в том смысле, что его глубоко волновали философские вопросы: о сущности и предназначении человека, о смерти и тому подобные. Судя по его стихам, это было главное, что его волновало в жизни. У него почти нет чисто философских стихов, но строки-раздумья о жизни и смерти, о человеке вкраплены почти во все его лучшие произведения последних лет, они всё время звучат — то как будто невольно прорываясь сквозь тему стихотворения (хотя большинство стихотворений Есенина не имеет определённой темы, это свободно льющийся поток мыслей, образов, чувств, ассоциаций), то становясь главной темой, ведущим мотивом.

В целом поэзия Есенина производит впечатление чего-то очень цельного, непротиворечивого. На те вопросы, которые мучили поэта, он даёт вполне определённые ответы, повторяя их в разных вариациях по многу раз в разных стихах, в разные годы. Так что можно смело сказать, что у Сергея Есенина было определённое, достаточно чёткое мировоззрение, определённый взгляд на мир, на человека, и, быть может, если мы поймём, что это за мировоззрение, для нас многое станет ясно в его жизни.



Любимые мысли Есенина:

1) “Всё пройдёт, как с белых яблонь дым”. Мысль о бренности земной жизни, всевластии смерти, вера в смерть как в высшую силу, в то, что “в той стране не будет” ничего, что смерть — это полное уничтожение.

2) “В этом мире я только прохожий”.

3) “Всё встречаю, всё приемлю”.

4) “Всё пролетело, далече, мимо”, или “Я не буду больше молодым”.

5) “Пей и пой, моя подружка, на земле живут лишь раз”.

6) “А люди разве не цветы?” Люди–животные–цветы.

7) Жалость, любовь ко всему живому.

8) “Успокойся, смертный, и не требуй правды той, что не нужна тебе...” Это нужно читать так: не требуй правды, которая тебе больше всего нужна.

9) “Не тебя я вижу, не к тебе пришёл...” То есть не важно, с кем проводить время, с кем целоваться — это “всё равно”.

10) “Жить нужно легче, жить нужно проще...”

11) Любовь к людям, потому что “в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле...” То есть это любовь-жалость, любовь-сострадание.


Что же это за мировоззрение, что за философия?

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю тихие слова.


И если осень, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком...

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.


Значит, всё-таки в глубине души ему хотелось верить, что лучшая его часть — его стихи — останется, избегнет смерти.


Он жил, как мыслил, потому такой странной, с точки зрения окружающих, была его жизнь. Он был несчастным, но удивительно сильным внутренне человеком. И из своей боли, своей тоски сумел создать прекрасные творения — свои стихи, — грустные, загадочные, волнующие. Мне кажется, что он всё-таки победитель — если не в жизни своей, то в своих стихах.











8.Оценивание


9. Д/з прочитать поэму «Анна Снегина»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Головко Валентина Владимировна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116961


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства