1) Обучающие: дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.
2) Развивающие: развитие внимания, устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков работы в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся: парная, самостоятельная, индивидуальная.
Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки, учебник 5 класса презентация на доске.
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | 1 мин | Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу Метод: беседа Приём: психологический настрой Средство: слово учителя, записи на доске Вступительное слово. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам, Захотелось вновь прийти! | Приветствие учителя. Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. |
Повторение пройденного материала по русскому языку. Словарно – орфографическая работа: | 5 мин. | Цель: развитие орфографической зоркости у учащихся. Метод: беседа, самостоятельная работа, самопроверка, фронтальный опрос Приём: слово учителя Средство: слово учителя и ученика, записи на доске - Продолжите фразу: предложение – это… - Грамматическая основа – это…… - По составу грамматической основы предложения бывают …………… - По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и …………. Вы правы, ребята, мы вспомнили виды предложений по цели высказывания. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. А теперь откроем тетради, запишем число и классная работа. Запишем слова под диктовку. Восклицательный, кликать, восклицать, восклицание. Проверим эти слова на проекторе. | Устно выделяют грамматическую основу предложений. Вспоминают, какие предложения бывают по цели высказывания. Открывают тетради и записывают слова под диктовку. Объясняют написание слов. Меняются тетрадями и проверяют у друг друга , ставят оценки |
Постановка учебной цели | 5 минут | Ребята, теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что означает этот знак? Ребята, теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что означает этот знак? На проекторе виден восклицательный знак. И предложения. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! Что за диво! Все так чисто и красиво! - Хорошо, исходя из этих предложений, вы можете назвать тему нашего урока? (Восклицательные предложения.) - Какова цель нашего урока? (Выяснить роль восклицательных предложений в речи) - Молодцы. Запишите тему урока. На проекторе стихотворение восклицательного знака, читает выразительно учитель: Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение Победу, торжество. Где я, там предложения С особым выражением Произносить должны. | Учащиеся читают предложения, называют тему урока. Записывают тему урока, слушают учителя. |
Чтение Сказки учителем | 2 минуты | «Сказка». - Послушай сказку о знаках препинания. - Жили-были в городе Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее. Точка сказала: - Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. - Нет, я самый главный, – громко заявил Вопросительный знак. – Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли. - Это не вы, а я самый главный и важный, - воскликнул Восклицательный знак. – Это я даю людям радость, без меня они не могли бы радоваться. Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис: - Все вы важны. Каждый из вас сообщает определённую информацию в определённой последовательности, которая очень важна каждому человеку. С тех пор знаки препинания жили дружно. | Слушают сказку |
Изучение нового материала | 15 минут | Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Метод: беседа, проблемное изложение изучаемого материала Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, работа в группах. Средство: слово учителя и ученика, таблица, записи на доске, учебник Откройте учебник «Русский язык», 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 (Т.А. Ладыженская и др.) – 3- е изд. – М.: Просвещение . 2021.- 223 с. стр. 79, параграф 30 «Восклицательные предложения» Раздаются карточки, где записаны предложения. Надо поработать в группе. а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Пролетели летние каникулы Где ты был летом Как чудесно загорать на солнышке и купаться в море Скучал ли ты по одноклассникам Здравствуй, школа б) Запишите предложения, распределяя их в два столбика: побудительные и повествовательные. Осень Красивые наши рощи осенью Приходилось ли тебе бывать там на рассвете Слышал ли ты хрустальный звон прохладного осеннего утра Многие люди ходят в рощи дышать свежим воздухом Попробуй и ты | Открывают учебники и читают правило, работа в парах, рассказывают друг другу правило. Работа в группе самостоятельно, потом проверка. |
Физкультминутка | 2 минуты | Физкультминутка Мы сейчас покажем точку: Раз, два, три – надули щёки! Дружно прыгнули на строчку- Вот и показали точку! Спинку все согнули так, Знак вопроса – нужный знак! Он идёт как старый дед Ста пятидесяти лет! Восклицательный знак – это тот же вопросительный знак, разогнувшийся и подпрыгнувший от радости, что нашёл нужный ответ! | Выполняют упражнение |
Закрепление изученного материала | 8 минут | Цель: зафиксировать преодоление затруднения Метод: беседа, анализ, обобщение, Приём: слово учителя, фронтальный опрос. Средство: слово учителя и ученика, текст учебника. Закрепление материала. А сейчас, ребята предлагаю каждому из вас побыть актёром. В учебнике упр. 157. Ваша задача: прочитать предложения с правильной интонацией, с соблюдением языковых норм. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! | Закрепление материала , выразительное чтение. |
Итог урока. | 4 минуты | Цель: оценить результаты собственной деятельности Метод: беседа Приём: постановки вопроса Средство: слово ученика и учителя - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Довольны ли своей работой? - Над какой темой работали на уроке? Каких предложений в нашей речи больше: восклицательных или невосклицательных? Почему? Учитель объявляет оценки за урок. | |
Рефлексия | 3 минуты | Рефлексия. Я предлагаю вам закрасить одного из этих пушистиков соответственно вашему настроению от урока (листы с пушистиком у каждого на столах). | Раскрашивают пушистиков, |
Домашнее задание, выставление отметок. | 1 минута | Учебник «Русский язык», 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 (Т.А. Ладыженская и др.) – 3- е изд. – М.: Просвещение. 2021.- 223 с. На выбор упр. 160 или 162 | Записывают домашнее задание. |
| | Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились | |