Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе А.П. Платонов "Неизвестный цветок"»
Урок литературы в 6 классе
Емельянова Ольга Алексеевна
А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
Цели урока:
- познакомиться с биографией А.П. Платонова;
- узнать историю создания сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»;
- познакомиться со сказкой-былью «Неизвестный цветок»;
- проанализировать своеобразие произведения,
- понять особенности поступков и характеров героев.
От сказки душе счастье, а уму раздумье.
А.П.Платонов
Андрей Платонович Платонов
Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века в Воронеже. По словам самого писателя, жизнь его была лишена периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.
Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий: он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором.
Но настоящее призвание его – это журналистика и публицистика.
Андрей Платонович Платонов
С 1919 г. публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик.
Примерно в это время сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).
Андрей Платонович Платонов был убеждён, что следует болеть душой за всё, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» – прямым чувством жизни».
Произведения Платонова отличаются глубиной, реализмом, граничащим со сказочностью, но от этого не теряющим своего смысла.
Сказка-быль «Неизвестный цветок»
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) прожил недолгую жизнь. В последние годы своей жизни, уже будучи больным туберкулезом, он много писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. Он подарил её дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца: организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.
В сказке писатель поднял извечные риторические вопросы: как и для чего жить, как сделать окружающий мир лучше, а ответы на них каждый читатель должен находить сам.
Это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски,
веры в справедливость детей, чистое золото поэзии сердца…
- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный».
- Какие цветы мы называем неизвестными?
- Подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?
- Каким вы представили цветок? Выскажите свои предположения.
- Как вы думаете, может это произведение быть сказкой? Что такое сказка?
Какой подзаголовок дает А. Платонов своему произведению»?
Что вас удивило или смутило?
- Почему автор объединил несовместимые жанры?
Словарик
Томиться- мучиться, испытывать тягость от чего-нибудь.
Тучная земля - плодородная земля.
Превозмогать - пересиливать, например, боль.
Глодать - грызть, тщательно объедать.
Мерцающий - слабо светящийся колеблющимся светом.
Благоухание - аромат, приятный запах.
Ботанический сад - сад, в котором собраны коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и в оранжереях.
Минувший - прошедший.
Стеснившиеся- располагающиеся тесно друг к другу.
«На лугу»
Вместе по лугу идем, Не спешим, не отстаем. Вот выходим мы на луг Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василек, Медуница, кашка – клевер. Расстилается ковер И направо, и налево. Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйтесь до носочков. Раз цветок, два - цветок, А потом сплетем венок. Снова мы идем по лесу. А вокруг так интересно! Отдохнуть пора дружок Мы присядем на пенек.
Анализ 1 части. Работа в группах
1 группа находит описание жизни цветка на пустыре, отмечает слова, которыми передаётся жизнь цветка.
2 группа находит описание самого цветка, определяет выразительные средства, которые использует автор.
3 группа определяет отношение автора к цветку.
Анализ 2 части
- Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?
- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте.
- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
Анализ 3 части
- Что же сделали ребята для цветка, как помогли они ему?
- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?
Анализ 4 части
- Почему всю зиму Даша помнила о цветке?
- Как земля отблагодарила ребят?
- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, все-таки стало грустно?
Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.
- В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были?
Какова идея сказки?
- Почему цветок автор сравнивает с героем?
- Почему Платонов не даёт название цветку?
- Почему у девочки такое имя?
- Можно сказать, что девочка спасла цветок от одиночества? А цветок чем ей отплатил?
- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
Творческая работа
1 группа : «Художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов в тексте.
2 группа: «Литературоведы». Отметьте элементы «сказки» и «были»; найдите элементы композиции (завязка, кульминация, развязка).
3 группа: «Философы». Попробуйте символически изобразить внутренний мир героя таким, каким его увидели вы, а потом прокомментируйте свой рисунок.
Почему автор объединил несовместимые жанры?
БЫЛЬ
СКАЗКА
сказочное начало: «Жил на свете цветок…»
повествование о девочке Даше и других детях
история о том, как жил цветок, как он боролся, преодолевая трудности; цветок умел разговаривать
сказочный цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость
Сказка-быль – это жанр,
сочетающий рассказ о действительном событии
с событиями вымышленными, фантастическими
На сегодняшнем уроке я научился…
Сегодня на уроке мы…
На уроке я работал…
Материал урока был…
На уроке я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Своей работой я…
Домашнее задание на выбор
1. Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.
2. Развернутый письменный ответ на вопрос:
- Что добавило произведение А. Платонова к пониманию вами смысла словосочетания «уважение достоинства»?
3. Нарисовать мир героев Платонова таким, каким его себе представляете.